Программа «Удивительный мир птиц»

В современном мире человек все больше отдаляется от природы и сталкивается с глобальными экологическими проблемами – загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, нарушение экологических связей в экосистемах. Решение проблемы экологического кризиса главным образом лежит в плоскости образования. Прежде всего, следует прививать обществу экологическую культуру, повышать уровень восприятия природы и окружающего мира. Важно научиться отказываться от принципа удовлетворения своих потребностей и уже с детства уметь гармонизировать отношения с природой.

 

На примере птиц можно убедительно показать основные принципы охраны природы и рационального природопользования. Наличие уголка живой природы на СЮН позволяет детям интересно провести свой досуг в любое время года. Наблюдения за птицами могут открыть юным орнитологам вещи удивительные, многое рассказать о тайнах природы. Увлечение птицами можно направить на расширение знаний о природе, ее законах, закономерностях и на формирование экологической культуры. При изучении птиц выявляются основные городские и региональные проблемы экологии, и природопользования.

 

Кроме этого общение с пернатыми питомцами способствует воспитанию у детей чувства ответственности за своего пернатого друга, любви и бережного отношения к птицам и к Природе в целом. Все это можно реализовать, занимаясь по дополнительной общеобразовательной программе «Удивительный мир птиц».

Педагоги

Крутей Оксана Васильевна, педагог дополнительного образования, первая категория.

Содержание программы

Первый год обучения:

  • Знакомство со станцией юннатов.
  • Птицы в природе.
  • Птицы живого уголка «Мир птиц».
  • Зимующие птицы.
  • Перелётные птицы.
  • Мы любим свой край.
  • Воспитательно-досуговые мероприятия.
  • Итоговое занятие: «Здравствуй лето».

Второй год обучения:

  • Вводное занятие.
  • Птицы, кто они такие.
  • Птицы – летательные аппараты.
  • Птичьи лапы.
  • Покажи мне свой клюв и я скажу, чем ты питаешься.
  • Органы чувств у птиц.
  • Как общаются птицы.
  • Такие разные птицы.
  • Куда летят перелётные птицы.
  • Размножение птиц.
  • Воспитательно – досуговые мероприятия.
  • Итоговое занятие: «Здравствуй, лето!».

Третий год обучения:

  • Вводное занятие.
  • Многообразие птиц. Классификация.
  • Фенологические наблюдения за птицами.
  • Опытническая работа с птицами живого уголка. Наблюдение, уход.
  • Учёт зимующих птиц, их виды. Проект «Птичья столовая».
  • Экологический театр «Птичья мозаика».
  • Сроки прилёта птиц. Проект «Птичий дом».
  • Определение птиц в природе.
  • Основы экологического поведения в лесу.
  • Воспитательно – досуговые мероприятия.
  • Итоговое занятие: «Птичий брейк-ринг».

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры обучающихся через развитие познавательного интереса к изучению мира птиц.

 

Задачи:

  • познакомить детей с удивительным миром птиц, показать красоту и разнообразие пернатых;
  • обучить правилам поведения при общении с птицами в объединении «Юный орнитолог», в природе, в домашних условиях;
  • формировать навыки ухода за певчими, декоративными и лесными птицами в условиях неволи;
  • развивать познавательный интерес к изучению птиц;
  • развивать внимание, память, терпение при наблюдении за птицами;
  • воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к природе, её богатствам.

Результат программы

Обучающиеся 1-го года обучения должны знать:

  • значение птиц в природе и жизни человека;
  • видовой состав птиц объединения и их краткую характеристику;
  • правила наблюдения, кормления и ухода за птицами на СЮН;
  • осенние миграции птиц и их причины;
  • сроки прилёта некоторых птиц; типы гнездовий;
  • правила поведения в живом уголке и на экскурсии в природу;
  • основные виды зимующих и перелётных птиц;
  • виды птиц посёлка Краснообск.

Обучающиеся 1-го года обучения должны уметь:

  • вести наблюдения за птицами объединения;
  • ухаживать и кормить птиц в живом уголке;
  • делать кормушки для зимующих птиц;
  • подкармливать и вести наблюдения за птицами около кормушки;
  • соблюдать правила поведения в живом уголке и на экскурсии;
  • приготовить добавки и корма для пернатых.

 

Обучающиеся 2-го года обучения должны знать:

  • правила поведения, гигиены и ТБ при работе с птицами;
  • миграции птиц и их причины;
  • характеристику местных перелётных птиц и места их зимовок;
  • виды кормов и нормы кормления птиц орнитологического уголка;
  • внешнее строение птицы;
  • особенности строения птиц разных видов в зависимости от типа питания и среды обитания;
  • виды полётов, определение птиц по полёту;
  • биологическое значение песни птиц;
  • способы содержания птиц в неволе, виды клеток, вольер.
  • методы разведения птиц;
  • периоды размножения птиц: яйцекладка, выведение птенцов, их выкармливание, вылет из гнезда;
  • многообразие птиц в природе.

Обучающиеся 2-го года обучения должны уметь:

  • выполнять правила поведения, гигиены и ТБ при работе с птицами;
  • составлять рационы кормления для разных птиц объединения «Юный орнитолог»;
  • приготовить к скармливанию различные корма для птиц;
  • самостоятельно убрать в клетке и накормить птицв живом уголке;
  • работать с географической картой, глобусом;
  • работать с определителем, каталогом, литературой о птицах;
  • фотографировать и делать зарисовки птиц;
  • составить кроссворд, рассказ, сказку, легенду о природе, птицах;
  • вести наблюдения за птицами объединения и в природе;
  • различать голоса основных птиц;
  • наблюдать за жизнедеятельностью птиц в разные периоды (яйцекладка, выведение птенцов, их выкармливание, вылет из гнезда);
  • определять птиц по внешнему виду и по полёту.

 

Обучающиеся 3-го года обучения должны знать:

  • многообразие птиц, классификацию птиц;
  • основные отряды птиц – 15 отрядов, редкие птицы города –5 видов;
  • экологические факторы, влияющие на жизнь птиц;
  • методики: учёта зимующих птиц, фенологических наблюдений.
  • правила содержания птиц в домашних условиях;
  • методы определения птиц в природе;
  • правила поведения в природе, основы экологического поведения в природе;
  • основы проектной деятельности;
  • правила безопасности на экскурсии, при работе с птицами.

 Обучающиеся 3-го года обучения должны уметь:

  • пользоваться определителями и определять птиц;
  • проводить учёты и наблюдения за птицами;
  • пропагандировать знания по охране птиц, выступать на публике;
  • делать домики для птиц, подкармливать птиц;
  • работать с литературой;
  • фотографировать птиц;
  • ухаживать за птицами в домашних условиях;
  • проводить прижизненную обработку птиц;
  • организовывать подкормку зимующих птиц;
  • владеть экологическими приемами наблюдения за гнездованием птиц;
  • уметь анализировать собранный материал, делать выводы;
  • проводить опыты и эксперименты с птицами, оформлять материалы экскурсий, наблюдений, опытов;
  • оформлять проекты.

Особые условия проведения

Отличительные особенности программы

 

Программа «Удивительный мир птиц» является модифицированной образовательной программой. Разработана она на основе авторской образовательной программы Соколовой Р.К. «Юный орнитолог».

Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана на детей младшего, а не среднего школьного возраста, как программа Р.К. Соколовой. Соответственно изменены содержание и объём некоторых разделов программы. Так раздел «Птицы объединения «Юный орнитолог» увеличен с 10 до 24 часов, а разделы по строению птиц, их приспособлению к условиям обитания перенесён на второй год обучения.

 

Главная задача первого года обучения: удивить, заинтересовать, показать красоту птиц, познакомить с пернатыми, а во второй год расширять и углублять полученные знания.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение программы

В основу программы легли практические занятия с птицами, экскурсии в природу, тематические экскурсии в зоопарк, Краеведческий музей. В программу включены праздники: «День птиц», «Зимующие птицы», «Синичкин день».

 

Занимаясь в объединении «Юный орнитолог», наблюдая процесс разведения птиц, дети становятся ближе к миру живой природы.

 

Для проведения полноценных занятий собраны папки видеофильмов и презентаций по отдельным темам из интернета, которые постоянно дополняются и обновляются. Написаны методические разработки по проведению праздников: «День птиц», «Синичкин день», «Зимующие птицы».

 

Постоянно пополняется библиотечный фонд (литература о птицах, природе), разрабатываются новые игры, викторины, кроссворды.

 

Для занятий используется коллекция перьев, набор кормов для птиц, плакаты перелётных и зимующих птиц, чучела совы, коршуна, тетерева, луни болотной, дубоноса, микроскоп, политическая карта мира для изучения миграции птиц, плакаты: «Для чего кольцуют птиц», «Зимняя подкормка птиц», «Зимующие и перелётные птицы России», рисунки и фотографии птиц, каталоги и определители птиц.

 

Самое большое богатство объединения «Юный орнитолог» – это орнитологический живой уголок, где в клетках и вольерах проживает более 50 птиц 20 видов. Здесь проводятся не только регулярные занятия по орнитологии, но и постоянные экскурсии для всех желающих.

 

Общение с птицами рождает у детей умение помочь пернатому другу, развивает любовь к природе вообще и в частности, к птицам. Наблюдения за птицами могут открыть юным орнитологам вещи удивительные, многое рассказать о тайнах природы. Птицы доставляют эстетическое наслаждение. Ведь они совершенны, красивы, грациозны.