Программа «Азбука юного эколога»

Тесная связь материала ботаники и зоологии дает уникальную возможность творчески работающим педагогам, плодотворно интегрировать один материал в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала.

 

Структура программы неслучайна: – «Введение» – «Экология растений родного края» – «Особенности экологии животных своей местности» – «Экология человека», «Экологические проблемы своей местности» – «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе».

 

По каждой главе предлагается примерное количество часов, отводимое на ее изучение. Так во «Введении» акцентируется внимание учащихся на важность экологии как науки, рассматриваются вопросы, связанные с возникновением экологии. Только осознание актуальности экологических проблем современности каждым ребёнком позволит человечеству выжить в наступившем тысячелетии. «Мыслить глобально, действовать локально» – вот основная мысль программы.

 

Раздел «Экология растений родного края» посвящен изучению основных экологических особенностей представителей местной флоры. В нём подробно рассматриваются не только вопросы биологии, типичные особенности наших живых организмов, но и редкие, охраняемые, в том числе и реликтовые виды живых организмов своей местности. И здесь связующей нитью проходит мысль о связи внутреннего и внешнего строения организма с условиями его обитания (биотопом), осуществляется переход к понятию экотоп. Внимание учащихся заостряется на чувствительности всех живых существ к вмешательству человека в их среду обитания, через понятие – толерантность.

 

Логическим завершением является раздел «Охрана окружающей среды в планетарном масштабе», в котором осуществляется плавный переход к правовым документам и нормативным актам, лежащим в основе регулирования эколого-правовых взаимоотношений предприятий и органов экологического контроля, что особенно важно при нынешних экологических условиях в стране, на пути построения правового государства в России. В этом же разделе учащимися осваивается основной понятийный аппарат экологической дисциплины, происходит знакомство с материалом, который связан с особо охраняемыми территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками, памятниками природы, выявляется роль таких территорий как мест экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы, эталонных участков земной поверхности, где в нетронутом виде остаются объекты растительного и животного мира. Здесь же акцентируется внимание учащихся не только на международной природоохранной деятельности, но и на конкретной роли каждого учащегося в деле охраны природы своей местности.

 

При освоении материала идет обращение к уже полученным знаниям из курсов природоведения, географии, ботаники, зоологии, химии. Прочные межпредметные связи – залог успешного и глубокого усвоения материала учащимся.

Педагоги

Чебыкин Сергей Николаевич, педагог дополнительного образования I квалификационной категории, педагогический стаж 16 лет, образование высшее.

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения:

  1. Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Начальная диагностика – 5 часов.
  2. Экология растений – 23 часа.
  3. Охрана окружающей среды – 6 часов.
  4. Итоговое занятие – 2 часа.

 

Учебный план 2 года обучения:

  1. Знакомство с программой 2 г.об. Инструктаж по ТБ. Начальная диагностика - 1 час.
  2. Введение. Наука экология - 4 часа.
  3. Экология моего края - 23 часа.
  4. Окружающая среда и сохранение здоровья человека - 6 часов.
  5. Итоговое занятие - 2 часа.

Цели программы

Создание условий для формирования ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека в процессе развития самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности.

 

Задачи:

Личностные:

  • Воспитывать экологически направленные ценностные ориентации личности, мотивы и потребности, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности.
  • Совершенствовать способности к самообразованию.
  • Формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
  • Способствовать развитию духовной потребности в общении с природой, формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
  • Формировать нравственные и эстетические чувства.

 

Метапредметные:

  • Формировать и развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.
  • Развивать способности к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем.
  • Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
  • Развивать умение публичных выступлений.
  • Развивать критическое мышление, воображение и творческие способности ребёнка.
  • Способствовать расширению кругозора, путем участия в творческих компьютерных программах и конкурсах.
  • Научить умению жить через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения.

 

Образовательные (предметные):

  • Формировать исследовательские навыки; прививать учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований – наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.
  • Способствовать расширению кругозора учащихся по экологии, биологии, географии, химии, краеведению; знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды.
  • Научить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Результат программы

В результате изучения программы учащиеся 1 года должны знать и понимать:

  • определения основных экологических понятий (фитоценоз, сукцессия, ярусность, заповедник, заказник, национальный парк, реликт, агроценоз, фитоценоз, экотоп, биотоп, экотон и др.);
  • отношения организмов в популяциях;
  • строение и функционирование разных сообществ, ярусное распределение организмов в экосистемах;
  • основные типы сообществ своего родного края;
  • растения и животных своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
  • о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заказников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги Новосибирской области в охране редких и исчезающих видов).

 Обучающийся должен уметь:

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  • строить графики простейших экологических зависимостей;
  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;
  • анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты; грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • применять полученные знания и умения при выполнении исследовательской деятельности; оформлять результаты и делать выводы из исследования;
  • самостоятельно (или под руководством педагога) разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций.

  

Учащиеся 2 года должны иметь представление о понятиях:

  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.

 Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в природе;
  • экологическую ситуацию села и его окрестностей; демографическую обстановку;
  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • особенности растительного и животного мира Новосибирской области;
  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
  • основы здорового образа жизни;
  • влияние вредных факторов на здоровье человека;
  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций.

 Учащиеся должны уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • ориентироваться на местности;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
  • выполнять учебные проекты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

 

По окончанию обучения по программе у учащихся сформируются следующие личностные качества:

  • Экологически направленные ценностные ориентации личности, мотивы и потребности, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности.
  • Способность к самообразованию.
  • Стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
  • Духовная потребность в общении с природой, сознательная потребность в выборе здорового образа жизни.
  • Нравственные и эстетические чувства.

Особые условия проведения

Без ограничений.

Занятия проводятся на базе МКОУ Камышинской СОШ.

Материально-техническая база

  • Кабинет биологии с необходимым количеством посадочных мест.
  • Технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, мультимедийное оборудование, компьютерные и электронные программы.
  • Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.