Программа по мотоспорту «Вираж»

Программа состоит из двух ступеней.

Мотоконструирование – первая ступень овладения мира техники и современного технического прогресса. В работе с начинающими конструкторами упор делается на изучение работы мототехники, получение навыков ремонта и обслуживания, основ вождения мотоцикла, экологические и эстетические аспекты технического творчества, теоретические и практические знания по эксплуатации мототехники, правил дорожного движения, правил оказания первой медицинской помощи при дорожных травмах, навыков работы с различными материалами и инструментами и, самое главное, безопасности при пользовании техникой в быту.

 

Следующей ступенью является овладение техническими видами спорта: мотомногоборьем, скийорингом, мототуризмом. В теплое время года обучающиеся занимаются мотомногоборьем и мототуризмом, зимой – скийорингом.

 

Занятия мотоспортом позволяют не только овладеть техникой вождения мотоцикла в различных условиях, но и приобрести навыки работы со слесарным инструментом, научится тонкостям регулировки двигателя и ходовой части мотоцикла, освоить работу с электроинструментом, на различных металлообрабатывающих станках и электросварке.

Педагоги

Бобинов Александр Дмитриевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Александр Дмитриевич окончил Новосибирский государственный педагогический институт и работает учителем общетехнических дисциплин и труда в МКОУ Варламовской СОШ. Педагогический стаж работы 35 лет.

 

Группы по мотомногоборью он ведет уже более 5 лет. Его воспитанники заняли призовые места в Открытом Чемпионате и Первенстве НСО по мотоскийорингу.

 

Повышение квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Программа: «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта» в объеме 72 часа, 2019 год.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

  1. Вводное занятие. Мототехника (беседы о мотоцикле и мотогонщиках) – 3 ч.
  2. Правила дорожного движения – 36 ч.
  3. Общее устройство мотоцикла – 18 ч.
  4. Двигатели для мотоцикла – 18 ч.
  5. Система управления и контроля – 9 ч.
  6. Правила технического обслуживания мотоцикла – 52 ч.
  7. Учебно-тренировочное вождение – 50 ч.
  8. Организация и проведение соревнований – 12 ч.
  9. Промежуточная и итоговая аттестация – 6 ч.
  10. Итоговое занятие – 3 ч.
  11. Меры безопасности на занятиях и тренировках – 9 ч.

 

Учебно-тематический план второго года обучения:

  1. Вводное занятие – 3 ч.
  2. Устройство спортивных мотоциклов – 14 ч.
  3. Правила соревнований по мотомногоборью и скийорингу – 12 ч.
  4. Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях – 8 ч.
  5. Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям – 24 ч.
  6. Спортивно-тренировочное вождение – 95 ч.
  7. Правила дорожного движения – 18 ч.
  8. Специальная физическая и психологическая подготовка спортсменов – 20 ч.
  9. Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта и участие в соревнованиях – 18 ч.
  10. Промежуточная и итоговая аттестация – 4 ч.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Рационализаторская работа – 12 ч.
  3. Первая медицинская помощь – 6 ч.
  4. Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях – 8 ч.
  5. Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям – 26
  6. Спортивно-тренировочное вождение – 96 ч.
  7. Правила дорожного движения – 40 ч.
  8. Специальная физическая и психологическая подготовка спортсменов – 10 ч.
  9. Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта и участие в соревнованиях – 10 ч.
  10. Промежуточная и итоговая аттестация – 6 ч.

Цели программы

Цель программы – формирование устойчивого интереса у обучающихся среднего школьного возраста к техническому творчеству и техническим видам спорта.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • обеспечить обучающихся знаниями об общем устройстве мотоцикла, об устройстве и работе двигателя внутреннего сгорания, теоретическими знаниями об устройстве, принципе работы и взаимодействии отдельных частей мотоцикла;
  • сформировать практические навыки вождения мотоцикла;
  • интегрировать технические знания с другими науками (физика, химия, история, экология);
  • дать необходимые сведения о дизайне и эстетике транспортных средств;
  • дать необходимые теоретические знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи;
  • обучить приемам работы с инструментом и станочным оборудованием;
  • формировать и развивать практические навыки, необходимые для ремонта мототехники.

 

Воспитательные:

  • воспитывать культуру участника дорожного движения;
  • воспитывать такие личностные качества, как: коммуникабельность, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, адекватную самооценку, волевые качества, умение владеть собой;
  • воспитывать чувство уважения к своему и чужому труду, бережного отношения к результатам труда.

 

Развивающие:

  • развивать у обучающихся самостоятельность, чувство рационального использования своего времени;
  • формировать потребность в самореализации и самопознании;
  • формировать общественную активность;
  • развивать интерес к изобретательской и рационализаторской деятельности;
  • формировать культуру труда.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

  • знание об устройстве технических средств;
  • владение методами и приемами технического обслуживания и ремонта мотоцикла;
  • владение основными приемами соревновательной деятельности;
  • сформированность представлений о культуре поведения на дороге;
  • знание основ здорового образа жизни;
  • умение выстраивать свою деятельность на основе ценностного отношения к жизни человека;
  • закрепление навыков безопасного управления транспортным средством;
  • освоение базовых приемов обслуживания и ремонта мотоцикла;
  • освоение приемов вождения мотоцикла в условиях соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • готовность к творческому и жизненному самоопределению;
  • стремление к получению новых знаний и развитие эмоционально-волевой сферы;
  • понимание и сохранение учебной задачи.

Личностные результаты:

  • умение планировать свою деятельность, последовательность действий с учетом планирования конечного и промежуточных результатов;
  • коррекция своего поведения и способов действий;
  • владение приемами оценки и самооценки результатов своей деятельности;
  • сформированность навыков управления своим поведением;
  • готовноть к планированию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • владение диалогической и монологической формами речи;
  • готовность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
  • сформированность умений поиска и выделения необходимой информации;
  • развитие способности к моделированию и преобразованию модели с  помощью выявления общих законов;
  • развитие умений и навыков структурирования знаний и выбора наиболеее эффективных способов решения задач.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Имеется учебный класс для проведения теоретических занятий.
  • Бокс для хранения и ремонта мототехники.
  • Инструменты: набор ключей и отверток.
  • Техника: мотоциклы ЛИФАН125-М и АЛЬФА.