Программа «Вдохновение»

Программа «Вдохновение» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и
компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьёй.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о
театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно
отражаются, что способствует формированию нравственных качеств
у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной
культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и
воспитания детей. 
Курс внеурочной деятельности «Вдохновение» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую
функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи.

Педагоги

Маняшина Ольга Николаевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Уровень образования: высшее, НГПУ.
Специальность и квалификация по диплому: учитель начальных классов по специальности "Педагогика и методика начального образования".

Содержание программы

 Учебно-тематический план I года обучения (144 ч.):

 

  • Знакомство с театром как видом искусства.
  • Многообразие выразительных средств в театре.
  • Импровизационный метод существования на сцене (этюды).
  • Эмоции и умение владеть собой у актера.
  • Сценическое внимание.
  • Театральная драматургия.
  • Сценическая речь.
  • Музыкальный театр.
  • Сценическая память актера.
  • Общение как способ актерского существования.
  • Логика действий и пространственное воображение актера.
  • Искусство быть зрителем.
  • Подготовка отчетного мини-спектакля.
  • Теоретическое обобщение пройденного материала..

 

Учебно-тематический план II года обучения (216 ч.):

  • Углубление представлений о театре как виде искусства.
  • Музыка как средство художественной выразительности в театральном искусстве.
  • Импровизационный метод существования на сцене (этюды).
  • Развитие органичности поведения на сцене.
  • Выполнение актером режиссерской задачи.
  • Пьеса и сценарий как драматургический материал спектакля.
  • Развитие сценической речи.
  • Сценическое движение.
  • Театральные игры. "Гимнастика чувств".
  • Общение как способ проявления характера персонажа.
  • Работа над ролью в спектакле.
  • Искусство быть зрителем.
  • Подготовка отчетного мини-спектакля.
  • Теоретическое обобщение пройденного материала.

 

Учебно-тематический план III года обучения (288 ч.):

  • Сфера диалога и сфера игры.
  • Сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры.
  • Создание драматургического произведения совместно с детской группой.
  • Действие.
  • Актёрское мастерство.
  • Сценическая речь.
  • Пластика.
  • Сценическое движение.
  • Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
  • История про театр.
  • Средства выразительности в театре.
  • Грим. Пастиж. Костюм.
  • Сценография.
  • Техника сцены.
  • Театральные игры.

 

Цели программы

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений.

 

Задачи:

Образовательные:

  • создание условий для формирования знаний, умений и навыков в области театрального мастерства;
  • создание условий для раскрытия таланта каждого ребёнка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • развитие навыков общения и коммуникации.

 

Развивающие:

  • совершенствование памяти, внимания, творческого мышления и воображения, восприятия учащихся;
  • расширение словарного запаса;
  • создание условий для развития сенсорных и двигательных способностей учащихся;
    создание условий для развития эмоционально-волевых качеств учащихся.

 

Воспитательные:

  • создание условий для формирования нравственно-эстетических убеждений средствами театральной действительности;
  • создание условий для самостоятельного выбора наиболее рациональных приёмов деятельности и самоконтроля;
  • воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

  • нести ответственность за результаты творческого труда;
  • доносить до зрителя и окружающих основные жизненные позиции;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осознанно соблюдать правила безопасного образа жизни;
  • проявлять индивидуальные творческие способности в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами;
  • владеть адекватной самооценкой в процессе работы над спектаклем и жизни;
  • проявлять самостоятельность и нести личную ответственность за свои поступки;
  • осознавать и нести ответственность за результат творческого труда в работе над театральной постановкой и жизненных ситуациях;
  • уважительно относиться к чужому мнению, истории и культуре других народов;
  • проявлять индивидуальные творческие способности в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами;
  • иметь навык рационально планировать и использовать свою деятельность.

 

У обучающихся сформируется потребность сотрудничества со сверстниками, осознание важности занятий театральным творчеством для личностного роста.

 

Метапредметные результаты освоения программы театральной студии, обучающийся способен:

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • действовать в заданных обстоятельствах;
  • сочинять мини – сценарии;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
  • вносить изменения в способ действия, в план действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности;
  • оценивать и передавать эмоциональное состояние литературных героев и партнеров по сценической площадке.

 

Предметные результаты освоения программы театральной студии:

Знает:

  • пять составляющих театрального этюда;
  • структуру построения литературного и сценического произведения;
  • правила поведения на сцене и основы актерской этики;
  • 15 скороговорок;
  • 4 стихотворения;
  • 1 сказку;
  • что отрицательный персонаж – это карикатурное изображение, гротеск;
  • о важности внешнего вида и грима при вживании в образ отрицательного персонажа;
  • театральные профессии: актер, режиссер, костюмер, бутафор, осветитель, звукооператор, постижёр, капельдинер;
  • что такое «диапазон» голоса;
  • стилевые признаки бытовой пластики французского дворянства XVIII в.;
  • стилевые признаки пластики русского боярства XVI-XVII вв.;
  • основные технические принципы построения приемов падения на сцене;
  • способы озвучивания пощечин;
  • основы самостраховки и страховки партнера.

 

Умеет:

  • сочетать речь с движением и работой с предметами;
  • синхронно выполнять различные действия с партнерами,
  • проводить голосо-речевой тренинг в своей группе;
  • произносить 3-4 скороговорки в любом темпо-ритме;
  • придумывать и показывать одиночные и групповые этюды на разные темы;
  • произвольно использовать разные группы мышц;
  • играть роль в массовых сценах;
  • самостоятельно проводить занятия по технике речи в младших группах театра-студии;
  • произносить любую скороговорку в любом темпо-ритме;
  • владеть эмоциональными реакциями и состояниями речи;
  • находить конфликт басни;
  • исполнять басню, учитывая характеристику образов;
  • произносить мораль басни как призыв;
  • сочетать ходьбу с поклонами, позами, жестами бытовой пластики французского дворянства XVIII в.;
  • сочетать ходьбу с поклонами, позами, жестами бытовой пластики русского боярства XVI-XVII вв.;
  • падать на полу;
  • показывать сценическую пощечину;
  • показывать несколько пощечин подряд;
  • имеет навык самостраховки и страховки партнеров.

Особые условия проведения

На театральных занятиях дети осваивают основы сценической грамоты, тренируют волю, память, внимание, развивают воображение, двигательные навыки, речь, активизируют мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой, учатся коллективным формам деятельности. Театральные занятия преследуют цели художественного и общего воспитания детей.

Репетиции необходимы и актеру, и режиссеру для поддержания формы и овладения мастерством. Это и тренинг, и работа, и творчество. Репетиции преследуют три цели: воспитание личности, воспитание психотехники, и воспитание техники, т.е. средств воплощения.

 

Просмотр спектаклей, фотографий, репродукций картин формирует потребность в восприятии художественно-эстетическом восприятии мира, художественного образа текста, активизирует мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой, развивает художественно-эстетическое восприятие, помогает ребенку осознать уровень актерской техники, расширить границы стереотипов.

Творческие концерты, выступления, – это проба сил, возможность представить свои результаты в художественном слове, сценическом движении, актерском мастерстве, позволяют ребенку самореализоваться.

Спектакли – это готовый продукт, результат занятий и репетиций. Форма самовыражения артиста перед зрителем, то, ради чего ребенок и приходит в театральную студию.

Материально-техническая база

  • Отдельное просторное помещение;

  • легкие стулья;

  • стол;

  • мягкий ковер;

  • 3-4 мата;

  • кубы, подиумы разных размеров;

     

  • ширма;

     

  • оборудованная сцена;

     

  • воспроизводящая и записывающая аудиоаппаратура;

     

  • воспроизводящая и записывающая видеоаппаратура;

     

  • театральный грим;

  • 6-7 париков разной формы; 2-3 накладки-бороды; 2-3 накладки-усы;

     

  • театральные костюмы;

     

  • 1 шкаф – для хранения методической литературы;

     

  • 1 платяной шкаф – для хранения костюмов, реквизита;

     

  • зеркала.