Программа «Юные журналисты»

В условиях гуманизации нашего общества на первый план выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином общества. Одним из важнейших средств, для самоутверждения юной личности, является предоставление возможностей свободно высказывать и утверждать свои интересы.

 

Умение интересно рассказывать и писать, фотографировать, снимать на видео не приходит само собой. Определенный круг учащихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа «Юные журналисты» ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности учащихся, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно-ориентированного учебного процесса, в частности освоения учащимися начальных навыков журналистского дела.

 

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.

 

Являясь современным и актуальным направлением, журналистика неотъемлемая часть социального общества, позволяющая держать в курсе мировых событий все население планеты.

Педагоги

Малыхина Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования, образование высшее, стаж работы 1 год.

Расписание

Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Работа в творческом объединении выстроена с учѐтом индивидуальности каждого ученика и его пожеланий, что обеспечивает успешность обучения. Программа «Юные журналисты» предусматривает сетевое обучение и реализуется на базе следующих школ Доволенского района: МКОУ Суздальская СОШ, МКОУ Ярковская СОШ, МКОУ Утянская СОШ. Занятия проходят с выездом педагога указанные школы по согласованному расписанию. Некоторые темы теоретической части изучаются дистанционно по согласованию.

Содержание программы

1. Введение в журналистику (3 часа).

Определение журналистики. Основные компоненты системы функционирования СМИ: учредитель, журналисты, массовая аудитория. Коммуникативная, идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, рекреативная (развлекательная) функции журналистики. Плюсы и минусы журналистской профессии.

2. История журналистики (9 часов).

Теория: Ранние этапы развития прессы. Ораторское искусство Древней Греции как предпосылка возникновения публицистики. Изобретение немецким типографом Иоганном Гуттенбергом в 1445-1447 годах книгопечатания – мощный стимул к развитию журналистики. XVII век – начало процесса формирования журналистики как социального явления. Газета Петра I «Ведомости» (1702-1727 гг.) – первое официальное периодическое издание в России. Периодическая печать России XVIII-XIX вв.: демократизация журналистики под влиянием идей М. Ломоносова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, И. Крылова; первый цензурный устав, введенный Александром I в 1804 г.; издательская деятельность Н. Карамзина («Вестник Европы»), К. Рылеева и А.Бестужева («Полярная звезда»), А. Пушкина («Современник»). Журналистика второй половины XIX века как фактор, оказывающий значительное влияние на общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь государства. Журналистка России XX века. Развитие технических средств воспроизведения передачи информации. Изобретение радио и телевидения как революционный скачок в системе СМИ. Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова, А. Твардовского, В. Гроссмана. Единое мировое информационное пространство 80-90 –ых годов XX в. К истории гласности и свободы печати в России. Журналистика как «четвертая власть» (помимо законодательной, исполнительной и судебной). Этап господства электронно-компьютерных средств массовой информации в XXI в.

Практика: Устное сочинение. Дискуссия.

3. Теория и методика журналистского творчества. Метод наблюдения и метод эксперимента в журналистике (13 часов)

Теория: Виды наблюдения: открытое, скрытое, включенное и не включенное, прямое, косвенное, стандартизированное и не стандартизированное. Метод эксперимента в журналистике. Разбор главных концепций о работе журналиста: какие бывают методы наблюдения и метод эксперимента. Информация – посредник между журналистом и аудиторией. Различные аспекты понятия «массовая информация»: направленность на массу людей при отсутствии непосредственного контакта; соответствие потребностям в информации; доступность информации для массы.

Потенциальная информация (текст) – принятая информация (дошедшая до аудитории) – полезная информация (оказавшая влияние на сознание аудитории) как три ступени информационного процесса. Текст как посредник и носитель потенциальной информации в системе Журналист – Текст – Аудитория. Поиск путей повышения информационной насыщенности текста как одна из главных задач журналиста.

Практика: анализ газетного материала. Подготовка собственной публикации. Использование разных методов наблюдения в ходе работы.

4. Результативность журналистики. Профессиональные качества журналиста, его права и обязанности (15 часов).

Теория: Журналистика как фактор развития общественного сознания. Редакция и аудитория: поиски контакта. Журналист: виды деятельности (участие в планировании, организаторская работа, участие в подготовке и выпуск информации, анализ собственной деятельности, литературное творчество). Профессиональные качества журналиста: мировоззренческая позиция, склонности и способности, личностные свойства и качества, система знаний, навыки и опыт, ответственность. Владение методикой литературной работы, навыками устного выступления, техническими средствами как необходимые условия профессиональной деятельности журналиста. Культура речи, манера поведения и внешний вид журналиста. Понятие профессиональной этики журналиста. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (1994 г.). Этические аспекты взаимоотношений журналиста с источником информации, аудиторией, коллегами по профессии. Права и обязанности журналиста. Закон Российской Федерации о СМИ. Устав редакции и его роль в деятельности журналиста. Обязанности журналиста как сотрудника редакции.

Практика: диспут «Этика журналиста и общечеловеческая мораль. Изучение законодательного кодекса.

5. Интервью как жанр прессы, радио, телевидения. Методы интервью (9 часов).

Теория: Истоки жанра. Выбор объекта интервьюирования. Составление плана интервью: перечень необходимых вопросов в зависимости от интервьюируемого лица. Качества журналиста необходимые для успешного интервью. Оформление материала в печатном виде. Документальные. Формализованные. Неформализованные. Стандартизованные. Не стандартизованные. Биографические: лейтмотивное интервью, нарративное и открытое.

Практика: Подготовить интервью с использованием биографического метода и формализованного интервью

6. Структура и механизм творческой деятельности журналиста (9 часов)

Практика: основные элементы структуры журналистской деятельности. Аргументация в журналистском произведении. Конфликт в журналистском произведении. Проблемная ситуация в творчестве журналиста. Методы журналистского творчества: общая характеристика

Теория: подготовка адресного материала.

7. Замысел, идея, сюжет и композиция журналистского произведения (8 часов)

Теория: Знакомство с главными критериями журналистского произведения. Основы журналистского творчества: принципиальные основы, сущность понятия журналистского творчества, структура творческого процесса в журналистике, структура творческой индивидуальности журналиста, анализ и интерпретация полученных данных в методике создания журналистского произведения, роль современных коммуникационных технологий в творчестве журналиста.

Практика: Разбор самых популярных хэштегов для соц.сетей. Написание текста с использованием хэштегов

8. Логическая редактура текста: что это и зачем нужно? (22 часа)

Теория: Знакомство с понятием «Логическая редактура текста», для чего это нужно. Лонгрид в современной журналистике. Что такое лонгрид и зачем он нужен? Как искать тему для лонгрида? Где найти героя?. Есть ли место для мнения журналиста в лонгриде? Лонгрид в разных изданиях. Топ 10 советов для написания лонгрида

Практика: Написание сценария.

9. Пишем хороший текст. Что такое авторский профессионализм и как его достичь (17 часов)

Теория: никакого вдохновения: создание текстов -это производство. Профи опирается на источники. Стабильная планка качества. Постоянная учеба и стилистические мучения. Жанры журналистики: обозрение как жанр СМИ; художественно-публицистические жанры: общая характеристика; сатирические жанры: общая характеристика; аналитические жанры: общая характеристика; статья как жанр газетной журналистики; информационные жанры

Практика: Подготовка материала для интервью, написание статьи

10. Подведение итогов за учебный год. Тестирование (3 часа).

Теория: Подведение итогов: участие в мероприятиях, конкурсах

Практика: Тестирование

Цели программы

Цель: развитие личности учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистского мастерства.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

  • обучить навыкам журналистского мастерства, необходимым для написания статей в газеты;
  • формировать представление о специфике работы журналиста в разных органах СМИ;
  • научить учащихся ориентироваться в многообразии речевых оборотов, сформировать умение использовать их в статьях;
  • привить умение правильно выражать свои мысли.

 

Развивающие:

  • развить ораторские способности у детей;
  • способствовать развитию у учащихся коммуникативной компетенции, их когнитивной сферы, мыслительной и речевой деятельности;
  • расширить кругозор учащихся: ознакомить с различными видами деятельности в сфере журналистики, с историей зарубежной и отечественной журналистики;
  • развить интерес к активному образу жизни, ознакомить с принципами здорового образа жизни (распорядок дня, правильное питание);

 

Воспитательные:

  • воспитать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
  • воспитать интерес к журналистской деятельности;
  • воспитать у обучающихся волю, целеустремленность;
  • воспитать стремление к достижению высоких результатов;
  • воспитать у детей культуру общения;
  • воспитать и развить художественный и эстетический вкус

Результат программы

По окончанию обучения по программе «Юные журналисты», учащиеся:

Имеют понятие:

  • о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе;
  • о работе редакционного коллектива;

 

Знают:

  • наиболее важные этапы в истории журналистики,
  • специфику основных жанров публицистики;
  • основы корректуры и редактирования текста,
  • орфографический и пунктуационный минимум;

 

Умеют:

  • находить темы для публикаций,
  • подбирать материал,
  • работать с различными источниками информации,
  • подготавливать материалы в изученных жанрах,
  • владеть навыками компьютерного набора текста.

 

По итогам реализации программы учащимися будут достигнуты:

Личностные результаты:

  • знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • формирование личности журналиста как совокупности профессиональнотворческих, индивидуальнопсихологических, нравственных и гражданских качеств;
  • освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
  • формирование активной жизненной позиции.

 

Метапредметные результаты:

  • овладеть навыками работы с различными источниками информации;
  • развить творческих и коммуникативных способностей;
  • развить критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать тексты,
  • овладеть различными формами самовыражения;

 

Предметные результаты:

  • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
  • знать специфику и структуру основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);
  • овладеть навыками работы с текстом, анализировать текст как конечного результата журналистской деятельности, создавать тексты в различных жанрах, искать информацию в различных источниках;
  • уметь редактировать текст, работать в текстовых редакторах

Особые условия проведения

Запись ведется по заявлению от родителей и желанию ребенка.

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение.

Реализация общеобразовательной программы «Юные журналисты» предусматривает наличие учебного кабинета, который имеет уютный и просторный вид, располагающий материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение различных видов деятельности учащихся, предусмотренные общеобразовательной программой. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.

При реализации программы предусматриваются специально организованные места, предназначенные для индивидуальной, коллективной работы, общения, демонстрации достижений учащихся. Кабинет оборудован необходимой мебелью: ученические столы, стулья, шкафы для хранения методических материалов. Учебный кабинет оснащен компьютером, мультимедийным экраном и проектором.

 

Информационное обеспечение.

http://gaude.ru/node/12769/take (24.04.2020) онлайн тест "Справишься ли ты с работой журналиста"

https://testserver.pro/run/test/5635/6445 (24.04.2020) онлайн тест "Основы журналистики"

https://testometrika.com/funny/would-one-of-you-is-the-journalist/ онлайн тест "Получится ли из тебя журналист"

https://dropi.ru/posts/test-na-erudicziyu-kto-tut-samyj-umnyj (24.04.2020) тесты

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.