Модифицированная программа «Журналист»

Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

 

Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велика, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.

 

Актуальность программы.

 В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о журналистике и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе.

 

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу обучающихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ребёнок мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у обучающихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. 

 

Новизна программы.

Программа построена по линейному принципу, состоит их трех частей, одна из которых рассчитана на обучающихся 5-7 классов, а вторая – на обучающихся 8-9 классов, третья - на обучающихся старших классов.

 

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Обучение по данной программе должно содействовать расширению лингвистического кругозора обучающихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

 

Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи обучающихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Педагоги

Коньшина Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования, первый год работы.

Содержание программы

1 год обучения

I. Журналистика и СМИ – 14 ч. Вводное занятие. Знакомство учащихся с содержанием программы, с понятием СМИ. Знакомство с разными определениями понятия Журналистика. Предыстория журналистики. Беседа о взаимосвязи и взаимообусловленности журналистики с понятием средства массовой информации. Виды СМИ. Беседа. «Кто такой юнкор?». Методика сбора информации: наблюдение, работа с документами. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования. Проведение пресс-конференции, опроса, анкетирования. Особенности взаимодействия с аудиторией. Дискуссия «Какая информация нужна аудитории?». Беседа «Слухи – не приемлемый для журналиста источник информации». Деловая игра «Трансформация информации» («испорченный телефон»).

 

Качества, необходимые для журналиста – 12 ч. Качества, которыми должен обладать журналист. Основные профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность, толерантность, коммуникабельность, эрудированность, целеустремлённость и активность. Дискуссия на тему: «Самый преуспевающий журналист 21 века». Составление иерархии профессиональных качеств журналиста.Работа с тестами, помогающими совершенствовать профессиональные качества юных журналистов. Игры, способствующие снятию комплексов и ликвидации коммуникативных барьеров.

 

3. Стили языка и стили речи.- 22 ч. Публицистический стиль. Специфические особенности стиля. Анализ газетных материалов, речи теле- и радиожурналистов. Обсуждение видео – и аудиозаписей выступлений журналистов. Создание творческих работ и выступление с ними перед аудиторией. Редактирование текстов. Разговорный стиль. Научный стиль. Художественный стиль.

 

4. Жанры печатной журналистики – 140 ч. Система жанров печатной журналистики (схема). Виды жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Основные отличительные черты информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

 

Раздел 5. Модуль «Фото» (28 часа).

 

2 год обучения:

1. Жанры печатной журналистики – 24 ч. Корреспонденция как пограничный информационно-аналитический жанр. Прослушивание лучших работ журналистов Хакасии в жанре корреспонденция. Выявление специфических особенностей жанра.

 

2. Специфика работы в органах СМИ – 81 ч. Работа журналиста в газете. Анализ прессы. Основные понятия, которыми оперируют журналисты, работающие в газете (лид, чердак, деза и др.). Знакомство с опытом работы корреспондентов в газете (рассказ об опыте работы известных журналистов России).

 

3. Средства создания выразительной и воздействующей речи – 42 ч. Изобразительно-выразительные средства языка, помогающие журналисту достигнуть поставленной цели. Демонстрация скрытых приёмов воздействия журналиста на аудиторию путём умелого применения определённых изобразительно-выразительных средств языка. Поиск завуалированных средств воздействия журналиста на аудиторию (работа с прессой).

 

4.Основные риторические приёмы создания яркой и образной речи – 69 ч. Эффект «обманутого ожидания» и функции, которые он выполняет в контексте. Написание творческих работ с использованием эффекта обманутого ожидания. Роль риторических вопросов в контексте. Тропы: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха и метонимия (дефиниции понятий, функции каждого тропа). Поиск тропов в беллетристике, художественной литературе и заголовках газетных статей.

 

3 год обучения.

1. «Ассоциации».

2. «Первая фраза».

3. «Сказка».

4. «Стоп-кадр».

5. «Главная улица».

6. «Письмо в редакцию».

7. «Впрок».

Цели программы

Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами журналистского мастерства.

 

Обучающие задачи программы:

• обучить навыкам журналистского мастерства, необходимым для написания статей в газеты;

• ориентироваться в системе газетных жанров;

• формировать представление о специфике работы журналиста в разных органах СМИ;

• привить умение правильно выражать свои мысли.

 

Развивающие задачи программы:

• развить ораторские способности у детей;

• способствовать развитию у школьников коммуникативной компетенции, их когнитивной сферы, мыслительной и речевой деятельности.

• расширить кругозор учащихся: ознакомить с различными видами деятельности в сфере журналистики, с историей зарубежной и отечественной журналистики;

• развить интерес к активному образу жизни, оз­накомить с принципами здорового образа жизни (распорядок дня, правильное питание);

• расширить знания учащихся о том, что происходит в мире.

 

Воспитательные задачи программы:

• воспитать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения

• приобщить к миру масс-медиа;

• воспитать интерес к журналистской деятельности;

• воспитать у обучающихся волю, целеустрем­ленность;

• воспитать стремление к достижению высоких результатов;

• воспитать у детей культуру общения;

• воспитать и развить художественный и эстетический вкус.

Результат программы

1 год обучения.

Обучающиеся будут знать:

  • основы журналистского мастерства;
  • риторические приемы и средства создания выразительной и воздействующей речи;
  • приемы и способы осуществления поставленной цели;
  • жанры печатной журналистики;
  • основные методы сбора и обработки информации;

уметь:

  • ориентироваться в системе жанров печатной журналистики;
  • писать статьи в разных жанрах;
  • добиваться с помощью статьи поставленной цели;
  • вести экспресс – опрос;
  • брать интервью;
  • выбирать тематику статей в соответствии с читательскими интересами.

 

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • все основные термины журналистики;
  • основные риторические и психологические приемы журналистики;
  • специфику работы журналиста в разных отделах СМИ;
  • виды и особенности литературного редактирования;
  • систему размещения материалов на страницах газеты

уметь:

  • пользоваться средствами создания выразительной и воздействующей речи, а также риторическими приемами журналистики;
  • ориентироваться в многообразии тропов и фигур, использовать их в статьях
  • умение излагать материал о характере деятельности журналиста в том или ином органе СМИ;
  • редактировать свои и чужие статьи.

 

В конце 3-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • все законы о правах и обязанностях журналиста
  • современные требования, предъявляемые к журналисту,
  • работающему в любом из органов СМИ

уметь:

  • уметь готовить репортажи с места события
  • уметь писать «подводки» ведущего к видеосюжетам
  • писать статьи в разных жанрах по заданию редакции

Особые условия проведения

Запись ведется по заявлению от родителей и желанию ребенка.

Материально-техническая база

Для занятий имеется кабинет, компьютеры для занятия, выход в сеть интернет.

 

Список использованной литературы и материалов:

 

Основная литература

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.

5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

6. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

7. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

8. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” № 13, 15, 16. 2004 год

9. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

10. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

12. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

13. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

14. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

16. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

17. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.