- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Программа «Шахматы – средство развития творческих способностей»
Рекомендуем посмотреть
Программа «Шахматы – средство развития творческих способностей»
- (4)
Шахматы – неотъемлемая составная часть культуры – прошли многовековой путь своего развития. Они являются любимым занятием миллионов людей, для многих из них служат средством спортивного интеллектуального единоборства, средством самовыражения.
Выдающиеся политические деятели, полководцы, писатели, музыканты, ученые и педагоги видели и видят в шахматах не просто вид досуга, а своеобразную гимнастику ума, действенное средство воспитания и развития способностей человека.
Шахматы, в определенной мере, учат общению, расширяют кругозор, позволяют подростку знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Значительную пользу шахматы могут принести в интеллектуальном развитии личности. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.
Будучи моделью военного противоборства, моделью человеческого соперничества, шахматы объективно работают на объединение людей.Шахматы выполняют роль средства культурного общения людей, упрочения общественных и духовных связей между народами. Приобщение человека к шахматам, при условии постепенного роста уровня понимания этого вида искусства, может развить его эстетическую культуру.
Включение в учебные группы определённого года обучения проводится на основе показателей диагностических упражнений, собеседования, а так же наличия у принимаемых спортивных результатов.
Содержание программы опирается на 4 элемента, общих для всех видов деятельности по сохранению и развитию культуры. Такое содержание включает:
- знание истории шахмат, личностных и творческих портретов выдающихся шахматистов;
- знание основ теории шахмат, овладение стратегическими идеями, тактическими приёмами, опыт действий по образцам и алгоритмам;
- опыт творчества, умение принимать нестандартные, изобретательные и интуитативные решения;
- опыт эмоционально-ценностных отношений.
Определение понятий «шахматное творчество» и «творческие способности шахматистов» дано в печатных работах автора программы Шапиро Ю.И.:
1. «О сущности шахматного творчества и творческих способностей шахматистов» - материалы III Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России», г. Пенза,2008 г.
2. «Диагностика способностей шахматистов в системе дополнительного образования»- материалы Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира», г. Москва, 2009 г.
3. «Творчество шахматистов». Учебно-методическое пособие. г. Новосибирск, издательство НИПКиПРО, 2010-2011 гг.
4. «Философские основы методологии развития творческих способностей шахматистов» - г. Новосибирск, ДТД УМ "Юниор", 2013 г.
5. «Диалектические методы решения проблем: о спортивной, творческой и научной деятельности шахматистов» - г. Новосибирск, издательство НГПУ, 2017 г.
Педагоги
Шапиро Юрий Израйлевич, имеет высшее образование. Закончил Новосибирской государственный педагогический институт в 1984 году.
Педагог высшей квалификационной категории, эксперт учебно-методического семинара тренеров и педагогов дополнительного образования по шахматам Международного шахматного фестиваля «MOSCOW OPEN 2012», дипломант регионального этапа проекта партии «Единая Россия» – «Лучший детский тренер страны, 2008», в номинации Народный «тренер».
Автор программы принимал участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (Томск, 2008), в международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» (Москва, 2009), в семинарах шахматных педагогов и конференциях «Шахматы в системе образования России, проходивших в РГСУ (Москва, 2012 г., 2014 г., 2017 г., 2019 г.).
Среди учеников педагога Ю. Шапиро, прошедших подготовку по его авторской программе – доктора и кандидаты наук в областях математики, физики, химии, биологии, истории, экономических и технических наук.
Валерий Чермашенцев – выпускник НГУ, доктор химических наук, кандидат в мастера по шахматам.
Михаил Гриф – выпускник НГТУ, доктор технических наук, зав. кафедрой НГТУ, перворазрядник по шахматам.
Сергей Захаров – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, международный мастер по шахматам.
Вера Ушакова (Тимощенко) – выпускница НГУ (экономика), чемпион РФ по шахматам среди женщин.
Сергей Кудрин – выпускник Колумбийского университета США (прикладная математика), международный гроссмейстер по шахматам.
Владимир Мезенцев – выпускник НГУ (прикладная математика), программист международного уровня, международный мастер по шахматам.
Роман Земцов – выпускник НГУ, кандидат экономических наук, директор департамента экономического и финансового обеспечения Министерства природный ресурсов и экологии РФ, мастер ФИДЭ по шахматам.
Содержание программы
Учебный план группы первого года обучения.
Режим занятий − 4 часа в неделю.
Учебный план группы второго года обучения.
Режим занятий − 6 часов в неделю.
Учебный план группы третьего года обучения.
Режим занятий − 6 часов в неделю.
Учебный план группы четвертого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы пятого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы шестого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы седьмого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы восьмого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы девятого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Основные темы разделов практики на весь период обучения:
- Упражнения в матовании одинокого короля.
- Тренировочные партии с разбором.
- Участие в соревнованиях (турнирах) с разбором партий.
- Сеансы одновременной игры с разбором партий.
- Конкурсы решений.
- Решение позиций.
- Беседы по индивидуальным планам.
- Зачетные занятия.
- Анализ партий и позиций.
- Практика по дебюту.
- Практика по миттельшпилю.
- Практика по эндшпилю и т.д.
Основные темы разделов теории:
Первый год обучения (возраст 8 – 12 лет) – 144 ч.:
- История шахмат.
- Ходы и сравнительная сила фигур.
- Матование одинокого короля.
- Шахматная нотация и терминология.
- Как играть в начале партии.
- Элементарные пешечные окончания.
- Различные элементарные окончания.
- Понятие о комбинации. Типичные комбинации.
- Шахматная композиция.
- Основы позиционной игры.
- Правила вида спорта "Шахматы".
Всего: 144 часов.
Второй год обучения (возраст 9 – 12 лет) – 216 ч.:
- История шахмат. Путь шахмат в Европу и Россию.
- Некоторые пешечные окончания.
- Основы позиционной игры.
- Гигиена,физкультура и спортивный режим.
- Комбинация в шахматной партии.
- Основные принципы игры в дебюте.
- Открытые дебюты.
- Стратегия и тактика. Атака на короля.
Всего: 216 часов.
Третий год обучения (возраст 10 – 13 лет) – 216 ч.:
- История шахмат. Ранняя итальянская шахматная школа.
- Система подготовки шахматистов.
- Пешечные окончания.
- Основные стратегические идеи.
- Открытые и полуоткрытые дебюты.
- Комбинации в миттельшпиле.
- Атака на короля различными силами.
- План в эндшпилле. Реализация перевеса.
Всего: 216 часов.
Четвёртый год обучения (возраст 11 – 14 лет):
- История шахмат. Шахматы в Европе в 19 веке.
- Организация соревнований. "Турнирные правила".
- Ладейные окончания.
- Тактика в окончаниях.
- Стратегии. Различные виды центра.
- Расчёт тактических операций.
- Полуоткрытые и закрытые дебюты.
- Эволюция дебютных идей. Некоторые дебютные системы.
Всего: 216 часов.
Пятый год обучения (возраст 12 – 15 лет):
- История шахмат. Шахматы в конце 19-начале 20 вв. Творчество великих мастеров.
- Вопросы подготовки шахматистов.
- Пешечные окончания.
- Ладейные окончания.
- План в эндшпиле. Реализация перевеса.
- Техника расчёта тактических операций.
- Атака на короля в центре.
- Переход из дебюта в миттельшпиль.
- Полуоткрытые и закрытые дебюты.
Всего: 288 часов.
Шестой год обучения (возраст 12 – 15 лет):
- История шахмат в Европе и в России в первой половине 20-го века.
- Организация и судейство шахматных соревнований.
- Психологическая подготовка шахматиста.
- Ладейные окончания с большим количеством пешек.
- Лёгкофигурные окончания. Техника расчета тактических операций.
- Атака,инициатива и позиционный базис.
- Переход из дебюта в миттельшпитель. Типовые позиции.
- Метод ограничения сил противника.
- Закрытые дебютные системы.
- Методы анализа партии и позиции.
Всего: 288 часов.
Седьмой год обучения (возраст 13 – 16 лет):
- История шахмат.Советская шахматная школа.
- Вопросы общей и специальной подготовки.
- Лёгкофигурные окончания.
- Четырёхладейные окончания.
- Борьба тяжёлых фигур.
- Защита в шахматной партии.
- Позиционная жертва.
- Вопросы стратегии. Атака на двух флангах.
- Дебюты. Современные гамбитные системы. Система модернизированного дракона.
- Методы анализа партий и позиций.
Всего: 288 часов.
Восьмой год обучения (возраст 14 – 17 лет):
- История шахмат. Новый этап борьбы за первенство мира.
- Методика подготовки. Построение индивидуального учебного плана. Формирование дебютного репертуара.
- Ферзевые окончания.
- Окончания-ладья против лёгкой фигуры.
- Вопросы стратегии. Атака на двух флангах. Позиции со сдвоенными пешками и типовые симметричные позиции.
- Техника расчета тактических операций.
- Общие черты современного дебюта.
- Закрытые дебюты. Современный вариант защиты Нимцовича.
- Интуитивное мышление в шахматах.
- О недостатках мышления.
Всего: 288 часов.
Девятый год обучения (возраст 15 – 18 лет):
- Творчество современных гроссмейстеров.
- Система международных соревнований. Современная роль ФИДЭ.
- Углублённая работа по совершенствованию шахматного мастерства и индивидуального стиля.
- Методика проведения занятий с группами 1-2-го годов обучения.
- Сложные окончания различных видов.
- Позиции с трансформацией материала.
- Типовые теоретические позиции.
- Закрытые дебюты.
- Методика работы с современной информационной базой.
- Методы анализа партий. Повторение материала.
Всего: 288 часов.
Цели программы
Основной целью образовательного процесса, отвечающей социальному заказу видам дополнительного образования, должны быть:
- готовность выпускника объединения «шахматы» к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию;
- сформированность установки выпускника на творческую деятельность в разных сферах.
Этой цели соответствуют целевые установки педагога в реализации данной программы:
- Создание в процессе занятий шахматами и мероприятий среды культурного общения людей, среды упрочения общественных и духовных связей между людьми и народами, их движения к истине, добру, общему благу.
- Создание посредством занятий классическими шахматами условий формирования и развития способностей обучающихся – расчетных, описательно-оценочных, аналитических, памяти и внимания, логического мышления и творческих способностей. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.
- Создание учебных, соревновательных и диагностических условий для подготовки и совершенствования шахматистов.
- Формирование личности шахматистов: правильной самооценки, самокритичности, чувства социальной справедливости, уважения к личностным и творческим достижениям классических шахматистов, к чести коллектива, общим делам, к педагогам, товарищам, к самому себе; умение делать правильный нравственный выбор, опирающийся на такие моральные категории, как добро и зло, долг, совесть, достоинство и честь, формирование личностного мировоззрения.
Данная программа направлена:
- На формирование и развитие средствами классических шахмат способности обучающихся, обозначенной психологами «способностью действовать в уме»; программа представляет собой дидактическую систему, в которой приобретаются растущие по годам обучения способности в оценке позиций в глубине расчётов вариантов, аналитические способности.
- На развитие творческих способностей.
Для достижения результатов на основе целевых установок определены три вида задач:
Личностные задачи:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и ее передовых деятелей, формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве (и разнообразии) природы, народов, культур;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и обучающимися в различных социальных ситуациях;
- создание и наличие мотивации к здоровому образу жизни, к творческому труду, ценностного отношения к продуктам материального труда, интеллектуального и эстетически окрашенного труда;
- формирование и становление личности, как гуманистически и интеллектуально ориентированного молодого воина.
Метапредметные задачи:
- формирование умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, отношения к различным понятиям;
- обретение готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения и соответствующих аргументов.
Предметные задачи (образовательные):
- овладение основными темами теоретических разделов программы «Подготовка шахматистов – средство развития интеллектуальных и творческих способностей»;
- освоение обучающимися в ходе изучения предметного материала и анализа шахматных партий-знаний, умений и навыков по стратегии и тактике шахмат;
- освоение обучающимися опыта по преобразованию и применению систем основополагающих элементов данной предметной деятельности (знаний, навыков, способов действий), лежащих в основе современной картины мира;
- освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение основными компетенциями, в том числе «способности действовать в уме» (СДУ);
- овладение межпредметными связями;
- подготовка к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (до глубины расчета операций 8–10 ходов), решение специальных упражнений, введение в темы занятий фрагментов шахматных партий выдающихся мастеров с нестандартными изобретательными, интуитивными идеями и способами действий.
В программу клубной работы входит проведение турниров, соревнований школьников, сеансов одновременной игры, показательных матчей коллективов, анализов партий, сыгранных на турнирах, матчах и соревнованиях, творческие отчеты шахматистов, встречи с интересными людьми.
Результат программы
«Юные шахматисты должны знать, что радость победы тем больше, чем сильнее противник».
Б.В. Спасский.
Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных; коммуникативных; регулятивных.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- элементарные теоретические понятия, основные шахматные термины;
- основные принципы игры в дебюте;
- основные идеи и планы в открытых, полуоткрытых и закрытых дебютах;
- основные стратегические идеи;
- тактические идеи. приёмы и технику расчёта тактических операций;
- основы теории разыгрывания шахматных окончаний;
- основы теории реализации перевеса;
- методы анализа партий и позиций;
- личностные и творческие портреты выдающихся шахматистов;
- правила спортивной шахматной этики, "Правила шахмат ФИДЭ".
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- проводить шахматную партию от начала до конца;
- разыгрывать дебютные системы и стадию перехода из дебюта в миттельшпиль;
- разрабатывать и проводить планы шахматной партии;
- реализовывать различные виды перевеса в шахматной партии;
- разыгрывать правильно различные виды шахматных окончаний;
- анализировать партию, выявлять упущенные стратегические идеи, тактические идеи и операции.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- сформированность умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
- овладение логическими и алгоритмическими способами действий;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения;
- способности к универсальным учебным действиям (овладение навыками смыслового чтения различных текстов);
- подготовленность к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчёта операций до 8-10 ходов;
- универсальная надпредметная способность СДУ -"способности действовать в уме";
- сформированность установки на познание нестандартных изобретательных идей на примерах партий выдающихся шахматистов;
- готовность выпускника к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию; сформированность установки на творческую деятельность в разных сферах;
- сформированность гражданских, патриотических, гуманистических и демократических качеств;
- сформированность личного смысла в дополнительном образовании по программе;
- сформированность личной ответственности за свои поступки.
Особые условия проведения
Зачисление детей в группу осуществляется при наличии справки/допуска о состоянии здоровья и собеседования с педагогом, автором программы.
Материально-техническая база
В нашей стране исторически сложилась и практически зарекомендовала себя форма организационных условий для подготовки шахматистов, которая является шахматным клубом.
Назовём эти организационные и материальные условия:
- Содержание педагогических работников и обслуживающего персонала.
- Материальное обеспечение годового плана-календаря спортивных и др. мероприятий.
- Помещение, оборудование и его содержание.
Помещение должно соответствовать санитарным нормам и эстетическим критериям.
Учебными средствами для группы являются:
- магнитная демонстрационная доска;
- 10-15 комплектов шахматных фигур с досками (шахматных столов);
- 6-8 шахматных часов.
В комплекс учебных и соревновательных условий клуба входит дополнительное количество шахмат и шахматных часов, стенд информации, бланки шахматной документации, библиотека шахматной литературы, опорные конспекты, компьютер с базой данных.