Программа «Шахматы – средство развития творческих способностей»

  • (4)

Шахматы – неотъемлемая составная часть культуры – прошли многовековой путь своего развития. Они являются любимым занятием миллионов людей, для многих из них служат средством спортивного интеллектуального единоборства, средством самовыражения.

 

Выдающиеся политические деятели, полководцы, писатели, музыканты, ученые и педагоги видели и видят в шахматах не просто вид досуга, а своеобразную гимнастику ума, действенное средство воспитания и развития способностей человека.

 

Шахматы, в определенной мере, учат общению, расширяют кругозор, позволяют подростку знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Значительную пользу шахматы могут принести в интеллектуальном развитии личности. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.

 

Будучи моделью военного противоборства, моделью человеческого соперничества, шахматы объективно работают на объединение людей.Шахматы выполняют роль средства культурного общения людей, упрочения общественных и духовных связей между народами. Приобщение человека к шахматам, при условии постепенного роста уровня понимания этого вида искусства, может развить его эстетическую культуру.

 

Включение в учебные группы определённого года обучения проводится на основе показателей диагностических упражнений, собеседования, а так же наличия у принимаемых спортивных результатов.

 

Содержание программы опирается на 4 элемента, общих для всех видов деятельности по сохранению и развитию культуры. Такое содержание включает:

  • знание истории шахмат, личностных и творческих портретов выдающихся шахматистов;
  • знание основ теории шахмат, овладение стратегическими идеями, тактическими приёмами, опыт действий по образцам и алгоритмам;
  • опыт творчества, умение принимать нестандартные, изобретательные и интуитативные решения;
  • опыт эмоционально-ценностных отношений.

Определение понятий «шахматное творчество» и «творческие способности шахматистов» дано в печатных работах автора программы Шапиро Ю.И.:

1. «О сущности шахматного творчества и творческих способностей шахматистов» - материалы III Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России», г. Пенза,2008 г.

2. «Диагностика способностей шахматистов в системе дополнительного образования»- материалы Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира», г. Москва, 2009 г.

3. «Творчество шахматистов». Учебно-методическое пособие. г. Новосибирск, издательство НИПКиПРО, 2010-2011 гг.

4. «Философские основы методологии развития творческих способностей шахматистов» - г. Новосибирск, ДТД УМ "Юниор", 2013 г.

5. «Диалектические методы решения проблем: о спортивной, творческой и научной деятельности шахматистов» - г. Новосибирск, издательство НГПУ, 2017 г.

Педагоги

Шапиро Юрий Израйлевич, имеет высшее образование. Закончил Новосибирской государственный педагогический институт в 1984 году.

Педагог высшей квалификационной категории, эксперт учебно-методического семинара тренеров и педагогов дополнительного образования по шахматам Международного шахматного фестиваля «MOSCOW OPEN 2012», дипломант регионального этапа проекта партии «Единая Россия» – «Лучший детский тренер страны, 2008», в номинации Народный «тренер».

 

Автор программы принимал участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (Томск, 2008), в международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» (Москва, 2009), в семинарах шахматных педагогов и конференциях «Шахматы в системе образования России, проходивших в РГСУ (Москва, 2012 г., 2014 г., 2017 г., 2019 г.).

 

Среди учеников педагога Ю. Шапиро, прошедших подготовку по его авторской программе – доктора и кандидаты наук в областях математики, физики, химии, биологии, истории, экономических и технических наук.

 

Валерий Чермашенцев – выпускник НГУ, доктор химических наук, кандидат в мастера по шахматам.

Михаил Гриф – выпускник НГТУ, доктор технических наук, зав. кафедрой НГТУ, перворазрядник по шахматам.

Сергей Захаров – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, международный мастер по шахматам.

Вера Ушакова (Тимощенко) – выпускница НГУ (экономика), чемпион РФ по шахматам среди женщин.

Сергей Кудрин – выпускник Колумбийского университета США (прикладная математика), международный гроссмейстер по шахматам.

Владимир Мезенцев – выпускник НГУ (прикладная математика), программист международного уровня, международный мастер по шахматам.

Роман Земцов – выпускник НГУ, кандидат экономических наук, директор департамента экономического и финансового обеспечения Министерства природный ресурсов и экологии РФ, мастер ФИДЭ по шахматам.

Содержание программы

Учебный план группы первого года обучения.

Режим занятий − 4 часа в неделю.

 

Учебный план группы второго года обучения.

Режим занятий − 6 часов в неделю.

 

Учебный план группы третьего года обучения.

Режим занятий − 6 часов в неделю.

 

Учебный план группы четвертого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Учебный план группы пятого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Учебный план группы шестого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Учебный план группы седьмого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Учебный план группы восьмого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Учебный план группы девятого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

Основные темы разделов практики на весь период обучения:

  1. Упражнения в матовании одинокого короля.
  2. Тренировочные партии с разбором.
  3. Участие в соревнованиях (турнирах) с разбором партий.
  4. Сеансы одновременной игры с разбором партий.
  5. Конкурсы решений.
  6. Решение позиций.
  7. Беседы по индивидуальным планам.
  8. Зачетные занятия.
  9. Анализ партий и позиций.
  10. Практика по дебюту.
  11. Практика по миттельшпилю.
  12. Практика по эндшпилю и т.д.

 

Основные темы разделов теории:

Первый год обучения (возраст 8 – 12 лет) – 144 ч.:

  1. История шахмат.
  2. Ходы и сравнительная сила фигур.
  3. Матование одинокого короля.
  4. Шахматная нотация и терминология.
  5. Как играть в начале партии.
  6. Элементарные пешечные окончания.
  7. Различные элементарные окончания.
  8. Понятие о комбинации. Типичные комбинации.
  9. Шахматная композиция.
  10. Основы позиционной игры.
  11. Правила вида спорта "Шахматы".

Всего: 144 часов.

 

Второй год обучения (возраст 9 – 12 лет) – 216 ч.:

  1. История шахмат. Путь шахмат в Европу и Россию.
  2. Некоторые пешечные окончания.
  3. Основы позиционной игры.
  4. Гигиена,физкультура и спортивный режим.
  5. Комбинация в шахматной партии.
  6. Основные принципы игры в дебюте.
  7. Открытые дебюты.
  8. Стратегия и тактика. Атака на короля.

Всего: 216 часов.

 

Третий год обучения (возраст 10 – 13 лет) – 216 ч.:

  1. История шахмат. Ранняя итальянская шахматная школа.
  2. Система подготовки шахматистов.
  3. Пешечные окончания.
  4. Основные стратегические идеи.
  5. Открытые и полуоткрытые дебюты.
  6. Комбинации в миттельшпиле.
  7. Атака на короля различными силами.
  8. План в эндшпилле. Реализация перевеса.

Всего: 216 часов.

 

Четвёртый год обучения (возраст 11 – 14 лет):

  1. История шахмат. Шахматы в Европе в 19 веке.
  2. Организация соревнований. "Турнирные правила".
  3. Ладейные окончания.
  4. Тактика в окончаниях.
  5. Стратегии. Различные виды центра.
  6. Расчёт тактических операций.
  7. Полуоткрытые и закрытые дебюты.
  8. Эволюция дебютных идей. Некоторые дебютные системы.

Всего: 216 часов.

 

Пятый год обучения (возраст 12 – 15 лет):

  1. История шахмат. Шахматы в конце 19-начале 20 вв. Творчество великих мастеров.
  2. Вопросы подготовки шахматистов.
  3. Пешечные окончания.
  4. Ладейные окончания.
  5. План в эндшпиле. Реализация перевеса.
  6. Техника расчёта тактических операций.
  7. Атака на короля в центре.
  8. Переход из дебюта в миттельшпиль.
  9. Полуоткрытые и закрытые дебюты.

Всего: 288 часов.

 

Шестой год обучения (возраст 12 – 15 лет):

  1. История шахмат в Европе и в России в первой половине 20-го века.
  2. Организация и судейство шахматных соревнований.
  3. Психологическая подготовка шахматиста.
  4. Ладейные окончания с большим количеством пешек.
  5. Лёгкофигурные окончания. Техника расчета тактических операций.
  6. Атака,инициатива и позиционный базис.
  7. Переход из дебюта в миттельшпитель. Типовые позиции.
  8. Метод ограничения сил противника.
  9. Закрытые дебютные системы.
  10. Методы анализа партии и позиции.

Всего: 288 часов.

 

Седьмой год обучения (возраст 13 – 16 лет):

  1. История шахмат.Советская шахматная школа.
  2. Вопросы общей и специальной подготовки.
  3. Лёгкофигурные окончания.
  4. Четырёхладейные окончания.
  5. Борьба тяжёлых фигур.
  6. Защита в шахматной партии.
  7. Позиционная жертва.
  8. Вопросы стратегии. Атака на двух флангах.
  9. Дебюты. Современные гамбитные системы. Система модернизированного дракона.
  10. Методы анализа партий и позиций.

Всего: 288 часов.

 

Восьмой год обучения (возраст 14 – 17 лет):

  1. История шахмат. Новый этап борьбы за первенство мира.
  2. Методика подготовки. Построение индивидуального учебного плана. Формирование дебютного репертуара.
  3. Ферзевые окончания.
  4. Окончания-ладья против лёгкой фигуры.
  5. Вопросы стратегии. Атака на двух флангах. Позиции со сдвоенными пешками и типовые симметричные позиции.
  6. Техника расчета тактических операций.
  7. Общие черты современного дебюта.
  8. Закрытые дебюты. Современный вариант защиты Нимцовича.
  9. Интуитивное мышление в шахматах.
  10. О недостатках мышления.

Всего: 288 часов.

 

Девятый год обучения (возраст 15 – 18 лет):

  1. Творчество современных гроссмейстеров.
  2. Система международных соревнований. Современная роль ФИДЭ.
  3. Углублённая работа по совершенствованию шахматного мастерства и индивидуального стиля.
  4. Методика проведения занятий с группами 1-2-го годов обучения.
  5. Сложные окончания различных видов.
  6. Позиции с трансформацией материала.
  7. Типовые теоретические позиции.
  8. Закрытые дебюты.
  9. Методика работы с современной информационной базой.
  10. Методы анализа партий. Повторение материала.

Всего: 288 часов.

Цели программы

Основной целью образовательного процесса, отвечающей социальному заказу видам дополнительного образования, должны быть:

  • готовность выпускника объединения «шахматы» к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию;
  • сформированность установки выпускника на творческую деятельность в разных сферах.

 

Этой цели соответствуют целевые установки педагога в реализации данной программы:

  1. Создание в процессе занятий шахматами и мероприятий среды культурного общения людей, среды упрочения общественных и духовных связей между людьми и народами, их движения к истине, добру, общему благу.

  2. Создание посредством занятий классическими шахматами условий формирования и развития способностей обучающихся – расчетных, описательно-оценочных, аналитических, памяти и внимания, логического мышления и творческих способностей. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.

  3. Создание учебных, соревновательных и диагностических условий для подготовки и совершенствования шахматистов.

  4. Формирование личности шахматистов: правильной самооценки, самокритичности, чувства социальной справедливости, уважения к личностным и творческим достижениям классических шахматистов, к чести коллектива, общим делам, к педагогам, товарищам, к самому себе; умение делать правильный нравственный выбор, опирающийся на такие моральные категории, как добро и зло, долг, совесть, достоинство и честь, формирование личностного мировоззрения.

 

Данная программа направлена:

  1. На формирование и развитие средствами классических шахмат способности обучающихся, обозначенной психологами «способностью действовать в уме»; программа представляет собой дидактическую систему, в которой приобретаются растущие по годам обучения способности в оценке позиций в глубине расчётов вариантов, аналитические способности.
  2. На развитие творческих способностей.


Для достижения результатов на основе целевых установок определены три вида задач:

Личностные задачи:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и ее передовых деятелей, формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве (и разнообразии) природы, народов, культур;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и обучающимися в различных социальных ситуациях;
  • создание и наличие мотивации к здоровому образу жизни, к творческому труду, ценностного отношения к продуктам материального труда, интеллектуального и эстетически окрашенного труда;
  • формирование и становление личности, как гуманистически и интеллектуально ориентированного молодого воина.

 

Метапредметные задачи:

  • формирование умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, отношения к различным понятиям;
  • обретение готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения и соответствующих аргументов.

 

Предметные задачи (образовательные):

  • овладение основными темами теоретических разделов программы «Подготовка шахматистов – средство развития интеллектуальных и творческих способностей»;
  • освоение обучающимися в ходе изучения предметного материала и анализа шахматных партий-знаний, умений и навыков по стратегии и тактике шахмат;
  • освоение обучающимися опыта по преобразованию и применению систем основополагающих элементов данной предметной деятельности (знаний, навыков, способов действий), лежащих в основе современной картины мира;
  • освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение основными компетенциями, в том числе «способности действовать в уме» (СДУ);
  • овладение межпредметными связями;
  • подготовка к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (до глубины расчета операций 8–10 ходов), решение специальных упражнений, введение в темы занятий фрагментов шахматных партий выдающихся мастеров с нестандартными изобретательными, интуитивными идеями и способами действий.

В программу клубной работы входит проведение турниров, соревнований школьников, сеансов одновременной игры, показательных матчей коллективов, анализов партий, сыгранных на турнирах, матчах и соревнованиях, творческие отчеты шахматистов, встречи с интересными людьми.

Результат программы

«Юные шахматисты должны знать, что радость победы тем больше, чем сильнее противник».

Б.В. Спасский.

 

Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

 

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных; коммуникативных; регулятивных.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • элементарные теоретические понятия, основные шахматные термины;
  • основные принципы игры в дебюте;
  • основные идеи и планы в открытых, полуоткрытых и закрытых дебютах;
  • основные стратегические идеи;
  • тактические идеи. приёмы и технику расчёта тактических операций;
  • основы теории разыгрывания шахматных окончаний;
  • основы теории реализации перевеса;
  • методы анализа партий и позиций;
  • личностные и творческие портреты выдающихся шахматистов;
  • правила спортивной шахматной этики, "Правила шахмат ФИДЭ".

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • проводить шахматную партию от начала до конца;
  • разыгрывать дебютные системы и стадию перехода из дебюта в миттельшпиль;
  • разрабатывать и проводить планы шахматной партии;
  • реализовывать различные виды перевеса в шахматной партии;
  • разыгрывать правильно различные виды шахматных окончаний;
  • анализировать партию, выявлять упущенные стратегические идеи, тактические идеи и операции.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • сформированность умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
  • овладение логическими и алгоритмическими способами действий;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения;
  • способности к универсальным учебным действиям (овладение навыками смыслового чтения различных текстов);
  • подготовленность к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчёта операций до 8-10 ходов;
  • универсальная надпредметная способность СДУ -"способности действовать в уме";
  • сформированность установки на познание нестандартных изобретательных идей на примерах партий выдающихся шахматистов;
  • готовность выпускника к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию; сформированность установки на творческую деятельность в разных сферах;
  • сформированность гражданских, патриотических, гуманистических и демократических качеств;
  • сформированность личного смысла в дополнительном образовании по программе;
  • сформированность личной ответственности за свои поступки.

Особые условия проведения

Зачисление детей в группу осуществляется при наличии справки/допуска о состоянии здоровья и собеседования с педагогом, автором программы.

Материально-техническая база

В нашей стране исторически сложилась и практически зарекомендовала себя форма организационных условий для подготовки шахматистов, которая является шахматным клубом.

 

Назовём эти организационные и материальные условия:

  1. Содержание педагогических работников и обслуживающего персонала.
  2. Материальное обеспечение годового плана-календаря спортивных и др. мероприятий.
  3. Помещение, оборудование и его содержание.

Помещение должно соответствовать санитарным нормам и эстетическим критериям.

 

Учебными средствами для группы являются:

  • магнитная демонстрационная доска;
  • 10-15 комплектов шахматных фигур с досками (шахматных столов);
  • 6-8 шахматных часов.

В комплекс учебных и соревновательных условий клуба входит дополнительное количество шахмат и шахматных часов, стенд информации, бланки шахматной документации, библиотека шахматной литературы, опорные конспекты, компьютер с базой данных.

Видео

[ "" ]