Программа «Умелые ручки»

Программа детей «Умелые ручки» действует в рамках работы «ЦЭВ» Закаменка МБОУ СОШ № 148.

В процессе обучения учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск и дискуссии,учатся прогнозировать последствия своего поведения в природе,у них возникает интерес к творчеству. При изготовлении поделок в разных техниках, дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи оформления и художественные отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ и развитию фантазии.

Мастерство многих рукодельных работ переходит от поколения к поколению. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

 

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами – значимая часть трудового обучения и воспитания детей. Дети учатся выполнять поделки из самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, пластилина, соленого теста, природных материалов и др.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общей трудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых учащимися при составлении выкройки, разметке и раскрое изделий.

Обработка изделий рукоделия требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов. В процессе занятий развивается внимание, усидчивость, аккуратность, терпение.

 

Творчество – это всегда создание оригинального, нового, неповторимого. Замечательно, что есть возможность приобщения к созидательному процессу, возможность увидеть результат своего труда, испытать радость творчества и встретить новых друзей.

 

Таким образом, актуальность программы обусловлена необходимостью формирования духовной культуры, эстетического воспитания учащихся, развития творческой личности ребенка на основе мотивации к углубленному изучению предметов художественно-эстетического цикла, декорированию и художественной обработке разных материалов.

 

Новизна данной образовательной программы обусловлена пониманием
приоритетности компетентностного подхода, прогнозирование результатов
обучения, направленных на формирование личностных, межпредметных и
предметных компетенций детей и подростков. В ходе обучения детей различным
видам декоративно-прикладного искусства, использование материала по принципу
нарастающего уровня сложности.

 

Педагоги

Маняшина Ольга Николаевна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Уровень образования: высшее, НГПУ.
Специальность и квалификация по диплому: учитель начальных классов по специальности "Педагогика и методика начального образования".

Содержание программы

Группа 1 года обучения из расчета 4 часа в неделю, 144 часа в год.

  • Введение в образовательную программу – 2 час.
  • Коммуникативные игры – 4 час.
  • Основы цветоведения – 2 час.
  • Работа с бумагой и картоном – 78 час.
  • Лепка изделий из пластилина – 56 час.
  • Итоговая аттестация обучающихся – 2 час.

 

Группа 2 года обучения из расчета 6 часов в неделю, 216 часов в год.

  • Введение в образовательную программу – 2 час.
  • Коммуникативные игры – 4 час.
  • Работа с бумагой и картоном – 112 час.
  • Лепка изделий из соленого теста – 60 час.
  • Работа с природным материалом – 36 час.
  • Итоговая аттестация обучающихся – 2 час.

 

Группа 3 года обучения из расчета 6 часов в неделю, 216 часов в год.

  • Введение в образовательную программу – 2 час.
  • Работа с бумагой и картоном – 100 час.
  • Работа с нитями для вязания – 82 час.
  • Изготовление мягкой игрушки – 30 час.
  • Итоговая аттестация обучающихся – 2 час.

Цели программы

Цель:

создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через декоративно-прикладное искусство.

 

Задачи программы :

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

 

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности.

 

Развивающие:

  • формировать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся:

 

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • овладеют основными приёмами изготовления изделий в трёх видах декоративно – прикладного искусства: джутовая филигрань, волшебный фетр, модульное оригами.
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
  • овладеют приемами работы с различными техниками: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие).

Особые условия проведения


Специальных требований к участникам программы не предъявляется.

Материально-техническая база

Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для изделий, для хранения материалов, оборудования, литературы.

ТСО: компьютер, экран, проектор.

Инструменты и материалы: ножницы, кисти, стеки, термоклей, фетр, шпагат, зубочистки, бумага,иголки,нитки,пластилин и т.п.