Программа «Хоровая радуга»

  • (5)

Данная программа является наиболее актуальной в связи с изменившейся социально-культурной ситуацией в современном обществе и переоценкой духовных ценностей. Высокий спрос детей и родителей, проживающих в поселке Краснообск, на этот вид деятельности говорит о необходимости дополнительного, более глубокого изучения основ вокально-хорового искусства. Поэтому создание вокально-хорового объединения «Радуга» стало ответом на социальный запрос обучающихся и их родителей.

 

Программа «Хоровая Радуга» нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре – одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.

 

Программа ориентирована так же и на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, но способных освоить вокально-хоровую деятельность.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Горская Елена Ананьевна.

Содержание программы

Подготовительная группа

Вокальные навыки

Вводное занятие.
1. певческая установка и дыхание;
2. звукообразование и звуковедение;
3. интонация;
4. артикуляция и дикция.

Хоровые навыки

1. основы музыкальной грамоты;
2. хоровой ансамбль (дикционный).

Работа над репертуаром

1. анализ произведения;
2. работа над музыкальным образом;
3. исполнение.

Знакомство с шедеврами музыкальной культуры

1. русским народным творчеством;
2. творчеством отечественных композиторов.

Концертная деятельность

1. отчетные концерты для родителей;
2. тематические и календарные концерты ДДТ «Мастер;
3. районные и областные фестивали и конкурсы.

 

Младшая группа

Вокальные навыки

Вводное занятие.
1. певческая установка и дыхание;
2. звукообразование и звуковедение;
3. интонация;
4. артикуляция и дикция.

Хоровые навыки

1. основы музыкальной грамоты;
2. основы 2 х-голосия;
3. хоровой ансамбль (динамический).

Работа над репертуаром

1. подбор репертуара;
2. анализ произведения;
3. работа над музыкальным образом;
3. исполнение.

Знакомство с шедеврами музыкальной культуры

1. русским народным творчеством;
2. творчеством отечественных композиторов;
3. слушание вокальной и хоровой музыки.

Концертная деятельность

1. отчетные концерты для родителей;
2. тематические и календарные концерты ДДТ «Мастер;
3. районные и областные фестивали и конкурсы.

 

Средняя группа

Вокальные навыки

Вводное занятие.
1. певческая установка и дыхание;
2. звукообразование и звуковедение;
3. интонация;
4. артикуляция и дикция.

Хоровые навыки

1. основы музыкальной грамоты;
2. пение каноном;
3. 2х-3х-голосие;
4. хоровой ансамбль (гармонический);
5. а сареlla (исполнение без сопровождения).

Работа над репертуаром

1. подбор репертуара;
2. анализ произведения;
2. работа над музыкальным образом;
3. исполнение.

Знакомство с шедеврами музыкальной культуры

1. русским народным творчеством;
2. творчеством отечественных композиторов;
3. творчеством зарубежных композиторов;
3. слушание вокальной и хоровой музыки.

Концертная деятельность

1. отчетные концерты для родителей;
2. тематические и календарные концерты ДДТ «Мастер;
3. районные и областные фестивали и конкурсы.

 

Старшая группа

Вокальные навыки

Вводное занятие.
1. певческая установка и дыхание (цепное);
2. звукообразование и звуковедение;
3. интонация;
4. артикуляция и дикция.

Хоровые навыки

1. музыкальная грамота;
2. пение каноном;
3. 2х-3х-4х-голосие;
4. хоровой ансамбль (гармонический);
5. а сареlla (исполнение без сопровождения);
6. сочинение голосов и вокализов.

Работа над репертуаром

1. подбор репертуара;
2. анализ произведения;
2. работа над музыкальным образом;
3. исполнение.

Знакомство с шедеврами музыкальной культуры

1. русским народным творчеством;
2. творчеством отечественных композиторов;
3. творчеством зарубежных композиторов;
3. слушание вокальной и хоровой музыки.

Концертная деятельность

1. отчетные концерты для родителей;
2. тематические и календарные концерты ДДТ «Мастер;
3. районные и областные фестивали и конкурсы.

Цели программы

Цель дополнительной образовательной программы: развитие духовно богатой личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хорового пения.

 

Воспитательные задачи:

1. Воспитать и развить художественный вкус, музыкальную культуру;

2. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

3. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности, трудолюбие, самодисциплину.

 

Развивающие задачи:

1. Развивать музыкальных способностей и координации слуха и голоса;

2. Развивать внимания, музыкальной памяти, художественного мышления, творческих способностей;

3. Развивать артистические, эмоциональные качества средствами вокально-хорового искусства;

4. Психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья.

 

Обучающие задачи:

1. Формировать у детей теоретические знания, владение терминологией в области культуры и музыкально-хорового искусства;

2. Формировать умения и навыки выразительного и слаженного исполнения хоровых произведений;

3. Формировать навыки общения в художественно-творческой деятельности.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся должны:

1. Уметь правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения;

2. Петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

3. Знать основы нотной грамоты;

4. Воспроизводить несложные ритмические рисунки хлопками;

5. Понимать дирижерские жесты.

 

К концу второго года обучения учащиеся должны

1. Уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;

2. Слышать себя в ансамблевом пении;

3. Держать свою партию в 2х-голосных произведениях;

1. Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

2. Передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;

3. Уверенно держаться на сцене.

 

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

1. Уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности – а капелла;

2. Слышать и «держать» свою партию в 2-3-голосном произведении, пение канонов;

3. Уметь правильно распределить дыхание в длинной фразе, используя цепное дыхание;

4. Уметь исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы;

5. Уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

6. Импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, активно участвовать в концертной деятельности.

 

К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

1. Уметь исполнять 2-3-голосные произведения различной сложности – а капелла;

2. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

3. Слышать красоту своего голоса и оценивать исполнительское мастерство;

4. Уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения об исполняемых произведениях различных стилей и жанров;

5. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом;

6. Уметь владеть своим голосом и дыханием;

7. Участвовать в конкурсах и концертах, уметь чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

 

К концу пятого года обучения учащиеся должны:

1. Слышать красоту своего голоса, видеть исполнительское мастерство, уметь оценивать свою работу;

2. Исполнять произведения, имеющие культурную и духовную ценность;

3. Уметь самостоятельно создавать образ исполняемого произведения;

Видеть другие сферы применения своих знаний, умений и навыков.

Материально-техническая база

Занятия проходят в большом просторном зале Дома творчества. Там имеется пианино и музыкальная аппаратура (музыкальный центр, хоровые и сольные микрофоны). Для детей дошкольного возраста приобретены музыкальные инструменты (металлофоны, маракасы, колокольчики, бубны, треугольники, синтезатор). Для групповых занятий в зале стоят стулья, для сводных репетиций – специальные хоровые станки.

 

Дидактический материал: наглядные пособия (партитуры), хоровая хрестоматия, вокально-хоровой словарь, нотные таблицы, портреты композиторов и т.п.