Программа по художественному чтению «Художественное слово»

Общая характеристика программы

Программа объединения «Художественное слово» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию). При составлении программы использовалось методическое пособие по развитию речи «Выразительные средства художественной речи» (авторы Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина, Н.А. Максимчук) издательства «Русское слово», Москва, 2012.

 

Актуальность программы

Одной из главных задач школы XXI века является формирование в ребёнке творческих способностей, умений самостоятельно мыслить и создавать собственные произведения творческой направленности. Этому во многом способствуют уроки русского языка и литературы, элективные курсы, которые включены в качестве обязательных для изучения школьниками. На страницах учебников, разработанных по этим курсам, ребята из года в год знакомятся с произведениями художественной литературы, с творчеством и биографией разных писателей, со значением русской литературы на международной арене.

 

Обучающиеся без труда могут пересказать произведение или отдельные эпизоды, заучивают наизусть произведения, но почти всегда затрудняются правильно выразительно читать, делать анализ прочитанного произведения. Поэтому, формируя творческие способности обучающихся, необходимо в первую очередь уделять внимание изучению искусства художественного слова, изучению правил художественной декламации, распознаванию и анализу художественных выразительных средств языка.

 

Искусство художественного чтения – творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Привлечение обучающихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой художественного чтения, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

 

Влияние любого вида искусства на личность ребенка, в том числе и такого, как художественное чтение, неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через плодотворную работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

 

Вся организация работы в детском объединении должна помочь обучающимся осознать, что занятия искусством художественного чтения – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у юных артистов стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

 

Перед руководителем объединения стоят следующие задачи:

1. Организовать работу объединения для координации учебно-познавательной деятельности культурологической направленности, а также для организации коллективно-творческой деятельности в рамках мероприятий творческой направленности.

2. Достичь рекламации результативности в исследовательской работе обучающихся по истории развития культуры, искусства слова.

3. Убедительно демонстрировать обучающимся духовно-нравственный потенциал гражданского общества России на всех этапах развития культуры, используя материал жизненного и творческого пути замечательных творцов средствами лектория «Жизнь замечательных людей + искусство».

4. Практиковать инновационные технологии развивающего обучения, используя игру, исследование как средство познания и воспитания в процессе деятельности.

5. Определять мониторинг знаний, умений, навыков обучающихся на каждом этапе деятельности объединения «Художественное слово» и школьного «Клуба любителей поэзии».

 

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

· теоретические (беседы, сообщения, работа с художественными произведениями, сбор теоретического, литературного материала для написания творческой или исследовательской работы);

· практические (экскурсии, встречи с интересными людьми родного края, практикумы в библиотеке, занятия в школьном и районном историко-краеведческих музеях, проведение литературных гостиных, литературно-музыкальных вечеров, конкурсов чтецов, конкурсов творческих работ, проведение викторин, дидактических игр, создание литературных газет, организация работы лектория, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Педагоги

Рудницкая М.А., педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Человек и литературное творчество – 22 часа
  3. Основы актерского мастерства – 30 часов
  4. Основы техники речи – 30 часов
  5. Выразительные средства художественной речи – 30 часов
  6. Основы художественного чтения – 30 часов

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Человек и литературное творчество – 22 часа
  3. Основы актерского мастерства – 30 часов
  4. Основы техники речи – 30 часов
  5. Выразительные средства художественной речи – 30 часов
  6. Основы художественного чтения – 30 часов

Учебный план 3 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Человек и литературное творчество – 22 часа
  3. Основы актерского мастерства – 30 часов
  4. Основы техники речи – 30 часов
  5. Выразительные средства художественной речи – 30 часов
  6. Основы художественного чтения – 30 часов.

Цели программы

Цель: формирование творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру личности подростка через приобщение к миру искусства художественного слова.

Результат программы

В результате изучения тем курса воспитанник должен знать/уметь:

Первый год обучения

Знать:

· историю развития жанра художественного чтения;

· современных мастеров литературной эстрады;

· законы логического разбора произведения;

· основы выразительности речи;

· элементы актерского мастерства.

Уметь:

· подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;

· самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;

· выразительно читать художественные произведения разных жанров;

· осуществлять разбор художественного произведения.

 

Второй год обучения

Знать:

· что такое сверхзадача литературного произведения и сверхзадача исполнителя;

· художественные особенности литературного произведения;

· законы логического разбора произведения;

· элементы актерского мастерства: оценка факта; речевая характеристика героев;

· законы орфоэпии;

· художественные средства речи на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях.

Уметь:

· осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, сверхзадача, стилистика автора, художественные особенности произведения, герои и их характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный ряд;

· придумать речевую характеристику героев;

· воплотить литературное произведение в звучащем слове;

· различать художественные средства речи на звуковом, лексическом и синтаксическом уровнях;

· подготовить к творческому отчету тематический цикл произведений одного или разных авторов (не менее 5 произведений).

 

Третий год обучения

Знать:

· Методы работы над собой для свободы и раскрепощения на сцене.

· Грамотно применять знания основ техники речи.

· Художественно-выразительные средства речи.

· Знать этапы работы чтеца над произведением.

Уметь:

· Анализировать произведения на всех уровнях: от фонетического до синтаксического и морфологического.

· Владеть основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности.

· Ориентироваться в этических вопросах, стремиться к знаниям и красоте.

· Уметь ценить труд в коллективе.

· Выбирать тему исследования, структуру исследования.

· Видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования или творческой работы, давать определения понятиям, работать с художественным текстом, делать выводы.

· Работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения.

· Владеть планированием и постановкой эксперимента.

· Оформлять результаты самостоятельной работы по изучению искусства художественного слова в форме сочинения-эссе или исследовательского проекта, стихотворения собственного сочинения.

· Составлять сценарии литературных вечеров и литературно-музыкальных гостиных.

Материально-техническая база

Дидактическая база

1. Барро Ж. Размышление о театре. М., 1963.

2. Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.

3. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М., 1997.

4. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

5. Гольтяпина Н. Материалы для работы над дыханием, дикцией, орфоэпией и текстом. – М., 2007.