Программа «Шахматы – это творчество и познание!»

  • (1)

Шахматы – это не только игра доставляющая детям много радости и удовольствия. Планировать успех можно только при постоянном личном совершенствовании, с учетом современного мира. В процессе обучения воспитанники осознают принадлежность к миру, коллективу, родине.

 

Программа разработана с учетом требований ФГОС дополнительного образования и направлена на достижение учащимися личностных, межпредметных результатов.

 

Программа направленна на личностно-ориентированное развивающие образование обучающегося и системное применение новых технологий обучения. Преимущество обучения в данной программе:

  • Помогает ребенку научиться выстраивать причинно-следственные связи.
  • Умение задавать вопросы и находить ответы на них.
  • Просчитывать действия в уме заранее, перед совершением поступка, с учетом своего возраста.
  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Программа позволяет педагогу занимать по отношению к обучающемуся не авторитарную, а равную позицию, где вместе ищут верные ответы и правильные решения поставленных задач.

Педагоги

Егорова Раиса Иосифовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Образование: высшее педагогическое образование, НГПУ.

 

Повышение квалификации:

  • Обучение в «Школе высшего спортивного мастерства под руководством Экс-чемпиона мира М.М. Ботвинника».
  • В 2014 году получила диплом второго высшего профильного (спортивного) образования.
  • Проведение мастер-класса на «УчСиб-2018».
  • Выступление на Сибирском форуме «Инновационные технологии мотиваций подрастающего поколения на занятиях шахматами» 2018 г.
  • В 2015 году награждена «Почётной грамотой Министерства образования Российской федерации».

 

Егорова Светлана Викторовна, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования с 2004 года. 

Образование: высшее, НГПУ, второе высшее профильное образование с 2014 г. (спортивное отделение.).

Расписание

Первая группа: вторник 14.00 - 16.00, четверг 13.00 - 15.00, пятница 13.00 - 15.00.

Вторая группа: вторник 16.00 - 18.00, пятница 15.00 - 18.00, воскр. 10.00 - 13.00.

Третья группа: четверг 15.00 - 17.00, пятница 18.00 - 20.00, воскр. 13.00 - 16.00.

Четвёртая группа: вторник 18.00 - 20.00, четверг 18.00 - 20.00, воскр. 16.00 - 19.00.

Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года, занятия проводятся по 4 часа в неделю на первом этапе занятии. Изучаются основы шахмат их историю, развитие. Занятия и участие в соревнованиях.

 

Этап начальной подготовки (первый года обучения):

  1. Виды деятельности. Распределение учебных часов.
  2. Теоретические основы и правила шахматной игры.
  3. Вводное занятие – 4 часа.
  4. Шахматная игра-сражение между армиями белых и чёрных фигур – 16 часов.
  5. Фигуры, представляющие шахматное войско – 32 часа.
  6. Пешка – единица измерения – 8 часов.
  7. Шах. Мат. Цель игры – 8 часов.
  8. Мат неприятельскому королю – 16 часов.
  9. Рокировка – 4 часа.
  10. Ничья. Виды «ничьей» – 8 часов.
  11. Дебют – начало партии – 24 часа.
  12. Эндшпиль.Оппозиция-оружие борьбы королей друг с другом – 12 часов.
  13. Практико-соревновательная деятельность.
  14. Зачетная неделя – 4 часа.
  15. Шахматные викторины.Конкурсы решения задач – 8 часов.
  16. Итоговое занятие.

Занятия проводятся по 4 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.

Итого: 144 часа.

 

Этап «Школа мастера»- I (второй год обучения):

  1. Виды деятельности Распределение учебных часов.
  2. Теоретические основы и правила шахматной игры.
  3. Вводное занятие – 6 часов.
  4. Шахматная азбука – 18 часов.
  5. Шахматная нотация – 12 часов.
  6. Дебют – начало партии – 18 часов.
  7. Эндшпиль – 36 часов.
  8. Использование геометрических мотивов – 12 часов.
  9. Шахматные комбинации – 66 часа.
  10. Практико-соревновательная деятельность.
  11. Зачетная неделя – 12 часов.
  12. Тренировочные и турнирные партии – 24 часа.
  13. Итоговое занятие – 6 часов.

Занятия проводятся по 6 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

Всего: 216 часов.

 

Этап «Школа мастера»- II (третий год обучения):

  1. Виды деятельности Распределение учебных часов.
  2. Теоретические основы и правила шахматной игры.
  3. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 8 часов.
  4. Как начинать партию? – 48 часов.
  5. Дебют – начало партии – 48 часов.
  6. Поучительные партии из практики мастеров – 16 часов.
  7. Эндшпиль – конец игры – 32 часа.
  8. Пешечные эндшпили – 16 часов.
  9. Элементарные ладейные окончания – 40 часов.
  10. Практико-соревновательная деятельность.
  11. Зачетная неделя – 24 часа.
  12. Проведение турниров и тренировочных партий.Сеанс одновременной игры – 16 часов.
  13. Конкурсы решения комбинаций, задач-миниатюр и этюдов. Проведение турниров – 16 часов.

Занятия проводятся по 8 часов в неделю, в течение 36 учебных недель

Итого: 288 часов.

 

Этап профессиональной ориентации (четвертый год обучения):

  1. Виды деятельности. Распределение учебных часов.
  2. Теоретические основы и правила шахматной игры.
  3. Вводное занятие – 9 часов.
  4. Шахматные задачи – 18 часов.
  5. Связка – 18 часов.
  6. Шах нападение на короля – 18 часов.
  7. Открытое нападение – 18 часов.
  8. Комбинации на завлечение – 27 часов.
  9. Ловушки – 36 часов.
  10. Выключение фигур из игры – 18 часов.
  11. Позиционная игра – 9 часов.
  12. Реализация материального и позиционного перевеса – 18 часов.
  13. Дебюты – 45 часов.
  14. Практико-соревновательная деятельность.
  15. Зачетная неделя – 36 часов.
  16. Конкурсы решение комбинаций, задач-миниатюр и этюдов – 9 часов.
  17. Проведение турниров и тренировочных партий.
  18. Сеанс одновременной игры – 18 часов.
  19. Итоговое занятие – 9 часов.

Занятия проводятся 9 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

Итого: 324 часа.

Цели программы

Цель программы – сформировать осознанную творчески – познавательную активность учащихся средствами шахматной игры.

 

Задачи.

Образовательные:

  • дать знания теории шахматной игры,научить решать задачи, (комбинации);давать самостоятельную оценку позиции.

Личностные:

  • сформировать опыт познавательной деятельности непрерывного самообразования, способствующих достижению высокого мастерства в шахматах;
  • сформировать нравственное сознание, выдержку, смелость в решении возникающих вопросов, умение отстаивать взгляды, убеждения;
  • прививать этические нормы и правила поведения на соревнованиях;
  • управления своим поведением;
  • сохранения оптимизма при проигрышах;
  • проявления доброжелательного отношения к партнёру;
  • сдерживания проявления своих эмоций.

Развивающие:

  • oспособность нахождения остроумных выходов из, казалось бы, безнадёжных ситуаций;
  • умение наблюдать, сравнивать, абстрагировать;
  • развивать логическое мышление путём построения цепочки логических рассуждений.

Вспомогательные:

  • изучение исторического шахматного наследия России;
  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её прославлять на соревнованиях различного уровня.

Метапредметные:

  • умение находить необходимую информацию;
  • анализировать и пропитывать результат своих действий;
  • сопоставлять факты;
  • концентрировать внимание на выполняемом действии;
  • находить нестандартные решения;
  • умение донести свою точку зрения до других, уважать и учитывать позицию партнера.

Результат программы

Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метопредметных и предметных.

 

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

  • познавательных;
  • коммуникативных;
  • регулятивных.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные шахматные термины, правила ходов и взятия;
  • способы ведения и защиты в шахматной партии;
  • о вкладе великих шахматистов в развитии шахматной культуры;
  • правила поведения за шахматной доской.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени;
  • решать задачи и комбинации;
  • реализовывать материальное преимущество;
  • анализировать партию и находить ошибки.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • сформирование основные качества российской гражданской идентичности;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении познавательных целей;
  • формирование навыков творческого подхода (дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство) при решении различных задач, стремление к работе на результат;
  • стремление работы на результат.

Особые условия проведения

Наличие медицинской справки врача- педиатра о состоянии здоровья ребенка («допуск к занятиям»). 

Ученические столы, согласно требованиям СанПиН, с посадкой детей с двух сторон (напротив друг друга). 

Использование компьютера с выходом в Интернет.

Материально-техническая база

Материально - техническая база:

  1. Учебный кабинет.
  2. Комплект шахматных фигур + доска.
  3. Шахматные часы (электронные и механические).
  4. Демонстрационная доска.
  5. Проектное оборудование.

Видео

[ "" ]