Программа по театральному искусству «Волшебное закулисье»

«В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».

В.Г. Белинский.

Воспитание искусством (театром) – раскрывает способности и возможности воспитанника в обществе, даёт навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. В этом состоит педагогическая целесообразность программы « Волшебное закулисье».

 

Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Здесь приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения конфликтов через игровую деятельность.

 

Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является стремление в течение всего времени реализации программы помочь детям познать себя как индивидуальность, узнать свой характер и способности. Помочь ребенку раскрыть заложенные природой возможности своего тела и характера. При этом не покидать «мир детства» – окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение. Для этого в программу введен раздел «Психологический тренинг».

 

Новизна программы. Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Педагоги

Форкош Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования

Терещенко Виктория Леонидовна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Психологический тренинг – 8 часов
  3. Сценическая речь – 20 часов
  4. Сценическое движение – 20 часов
  5. Постановка школьных спектаклей, миниатюр, интермедий, пьес, сказок – 92 часа
  6. Итоговое занятие – 2 часа

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Сценическая речь – 16 часов
  3. Актерское мастерство – 16 часов
  4. Сценическое движение и пластика – 16 часов
  5. История театра – 2 часа
  6. Постановка небольших сказок, игровых программ – 90 часов
  7. Итоговое занятие – 2 часа

Учебный план 3 год обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа
  2. Сценическая речь - 14 часов
  3. Актерское мастерство - 10 часов
  4. Сценическое движение и пластика - 14 часов
  5. История театра и искусств - 4 часа
  6. Основы грима - 6 часов
  7. Постановка одноактных пьес, развернутых игровых программ - 92 часа
  8. Итоговое занятие - 2 часа

Цели программы

Цель: формировать гуманную, гармоничную, духовную личность. Пробуждать и развивать творческую активность детей средствами театрального искусства.

 

Задачи:

1. Создание условий для самопознания себя как индивидуальности и воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку театральных сказок, драматических спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Результат программы

Воспитанники будут  знать:

- Профессиональные понятия «этюд», «артикулярный аппарат», «самоанализ», «задача», «сверхзадача», «психофизика», «кулисы», «авансцена», «декорация», «реквизит», «прогон».

- Простые пословицы, скороговорки, поговорки.

- Основы этикета.

- Технику сценического падения и пощечины.

- Историю возникновения театра.

- Принципы поведения на сцене.

- Принципы нанесения сценического макияжа и сказочного грима.

 

Воспитанники  будут уметь:

- Максимально четко произносить пословицы, поговорки и скороговорки.

- Выразительно читать стихотворный текст, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями.

- Научиться подчинять себе собственное тело, расслаблять и напрягать разные части тела.

- Анализировать свои роли и роли своих товарищей.

- Самостоятельно предлагать и делать этюды к спектаклю.

- Анализировать своё эмоциональное состояние во время выступлений.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Компьютер, мультимедиа, экран
  • Музыкальный центр
  • музыкальная фонотека
  • Аудио и видео кассеты
  • СД – диски
  • Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
  • Элементы костюмов для создания образов
  • Пальчиковые куклы
  • Сценический грим
  • Видеокамера для съёмок и анализа выступлений
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
  • Сценарии сказок, пьес, детские книги