Программа «Юные туристы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы» разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 31.10.2018 года № 404 – р «О реализации федерального проекта „Успех каждого ребенка“ национального проекта „Образование“ в Новосибирской области» в связи с внедрением модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей".

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни. Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой Родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно – патриотического воспитания.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Педагоги

Тур Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы – 27 лет. Занятия проходят на базе МКОУ Баклушевской СОШ им. Е.М. Дергай, улица Гагарина, 9.

 

Личные результаты педагога:

  • Грамота Губернатора Новосибирской области, 2014 год.
  • Благодарность Главы Доволенского района Новосибирской области, 2013 год.
  • Почетная грамота Главы Доволенского района Новосибирской области, 2014 год.

 

Голушко Денис Анатольевич, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории, педагогический стаж работы 5 лет. Занятия проходят на базе МКОУ Травнинской СОШ им. Я.Т. Новиченко, ул. Совхозная 11.

Уровень образования: высшее
Повышение квалификации: 01.04.2015 1 сентября 36 ч., Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС
2.2.2015-23.10.2015, НИПКиПРО переподготовка Технология и предпринимательство
3.10.2016-18.10.2016, 108 часов, НИПКиПРО, "Проектирование программы воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС ОО«
2.5.2017-4.5.2017 (дистанционно) 16 ч. АНОДО Академия Образования «Атон», "Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении«
21.1.2019-25.1.2019, 40 ч., ГАОУ ДПО НСО «УМП ГОЧС Новосибирской области», Преподаватели осуществляющие профессиональное обучение правилам оказания первой помощи (очно)
Профессиональная переподготовка: «Технология и предпринимательство» 02.02.2015-23.10.2015

Личные результаты педагога:

  • Почетная грамота Главы Доволенского района Новосибирской области, 2014 год.
  • Грамота за второе место в конкурсе по вязке узлов среди педагогов Доволенского района, 2017 год.

 

Кондратенко Даниил Андреевич, педагог дополнительного образования, без квалификационной категории, стаж работы 3 года.

Теличко Александр Викторович, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Повышение квалификации: Обучение, магистратура
ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности» программа обучения "Обучение педагогических работников первой помощи, 16 часов, 31.10.2018 год;
7.11.2018 г, участие в мониторинге профессионального развития работников образования Новосибирской области, ГКУ НСО "Новосибирский институт мониторинга и развития образования«
21.01.19 – 25.01.19 «Преподаватели осуществляющие профессиональное обучение правилам оказания первой помощи», ГАОУ ДПО НСО «УМЦ ГОЧС Новосибирской области», 40 часов
15.04.19 – 17.05.19 – «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагога», Облцит, 36 часов
10.02.2020 – 20.02.2020 – «Алгоритмизация и программирование – формируем метапредметные компетенции и УУД», ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, 72 часа
20.04.2020 – 30.04.2020 г. – «Актуальные направления в образовании детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования», КФ ФГБОУ ВО «НГПУ», 18 часов

Павлов Валентин Николаевич, педагог дополнительного образования, без квалификационной категории, стаж работы 1 год.

Содержание программы

1 год обучения:

1. Вводное занятие, введение в образовательную программу (2 ч.).

2. Походы выходного дня (26 ч.). Разработка маршрутов и планов-графиков походов выходного дня, перед выходом заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, копирование карт.

3. Подготовка похода (6 ч.). Правила организации и проведения туристских походов на территории Доволенского района.

4. Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности (8 ч.). Спортивное и краеведческое содержание похода. Поход и прогулка.

5. Техника пешеходного туризма Вязка узлов (20 ч.). Подъем, спуск спортивным способом, траверс. Переправа по бревну, маятником, навесная переправа, параллельные веревки. Преодоление условного болота, условного завала. Разведение костра на скорость без легко воспламеняемых предметов, типы костров, выбор места разведения с учетом погодных условий. Установка палатки, правильность и быстрота установки с выбором места. Контрольное занятие, полоса препятствий (на время по этапам).

6. Техника лыжного туризма Меры безопасности (16 ч.). Особенности лыжного туризма.

7. Оказание первой медицинской помощи. Гигиена туриста (10 ч.)

8. Природа родного края и его история (12 ч.). История края, памятные исторические места. Краеведческая и экскурсионная работа в походах.

9. Топография и ориентирование (16 ч.) Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж).

10. Спортивная подготовка туриста (12 ч.) Понятие о путешествиях. Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику.

 

2 год обучения:

1. Вводное занятие (2 ч.).

2. Туризм в России (4 ч.). История развития туризма в России. Современная организация туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме.

3. Походы выходного дня (8 ч.).

4. Двух дневные походы (1 поход) (16 ч.).

5. Подготовка походов (4 ч.). Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута.

6. Туристская группа в походе (4 ч.). Движение без дорог и троп на равнине.

7. Туристское хозяйство (6 ч.). Смета путешествия.

8. Тактика и техника пешеходного и лыжного туризма (34 ч.). Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме.

9. Медицинская подготовка (8 ч.) Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

10. Природа родного края и его история (8 ч.).Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия.

11. Топографическая подготовка и ориентирование в походе (16 ч.).Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах.

12. Спортивная подготовка туриста (18 ч.).

Цели программы

Цель:

Сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, развивать и формировать здоровый образ жизни, воспитывать патриотизм и любовь к окружающей природе родного края.

Задачи:

Предметные

  • Расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической культуре;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и краеведения, оказания первой помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных ситуациях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Метапредметные

  • физическое совершенствование обучающихся: развитие силы, ловкости, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • участие в конкурсах, туристских слетах, соревнованиях и походах
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные

  • Содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовых и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

 

Результат программы

Предметные:

  • приобретенные первоначальные историко-краеведческие представления; сформированные основами экологической и туристической грамотности;
  • усвоение правил поведения туристов и правил техники безопасности;
  • изучение природных особенностей Доволенского района;
  • уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и краеведения,
  • знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении,
  • переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях; приобретение специальных знаний по выживанию в экстремальных ситуациях.

Метапредметные:

  • умение оценивать правильность, самостоятельно контролировать выполнение заданий;
  • физическое совершенствование личности – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями детей;
  • развитие творческой, познавательной и общественной активности;
  • совершенствование психических, физических качеств, необходимых для овладения техникой пешеходного туризма;
  • оздоровление на занятиях в условиях природной среды;
  • умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные:

  • формирование нравственных качеств личности;
  • развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовых и физических потребностей;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде.

 

Особые условия проведения

Для зачисления в объединение, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

Учебные помещения:

 

· Спортивный зал.

· Учебный кабинет.

 

Материально-техническое обеспечение:

 

· Палатка.

· Рюкзаки.

· Спальные мешки.

· Страховочная система.

· Верёвки.

· Костровое оборудование.

· Компасы.

· Топографические карты.

· Мебель (столы, стулья).

 

Информационное обеспечение:

 

· Методическая литература.

· Фото-видео материалы.

· Информационные стенды.

· Наглядные пособия.

 

Дидактические материалы, используемые в программе:

 

· Фотоальбомы.

· Видео файлы.

· Архивные материалы.

· Методические пособия.

· Карты.

· Таблицы.

· Наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками.