Программа «Эко-дизайн»

  • (6)

На первом году обучения обучающиеся знакомятся с видами природных материалов и инструментами, видами обработки бересты, учатся изготавливать различные простые изделия, используя фурнитуру и вставные элементы, изучают основы плетения и изготовления сувениров из бересты и природных материалов, таких как зёрна, дерево, кожа, солома, джутовое волокно и др.

 

На втором году обучения предполагается дальнейшее расширение, углубление и усложнение знаний и практических умений и навыков, полученных на 1 году обучения, освоение навыков сбора бересты, совершенствование дизайнерских, конструкторских, художественных навыков при изготовлении более сложных изделий.

 

Дети посещают выставки, рассматривая работы других мастеров, проводятся беседы и обсуждения этих посещений. Беседы проводятся также и о культуре России, Сибири, об истоках народного творчества, традициях. В детях воспитывается интерес к русскому быту, его обычаям, чувство патриотизма и гордость за наших талантливых мастеров и наше богатое культурное наследие.

 

Особое внимание нужно обращать на мотивацию труда детей. Они должны ощущать нужность их работы, удовлетворение от сделанного. Предлагается, чтобы дети делали работы не только для себя, а дарили их родителям, друзьям, учителям. Нужно научить их разделять радость человека, получившего их подарок, и чтобы их дальнейшие изделия были наполнены светом этой радости и любви к окружающим. Изделие, выполненное с таким настроением, всегда очень красиво, даже если оно технически не совершенно.

 

Одним из заслуживающих внимания приемов в системе экологического воспитания является прием использования экологических сказок, рассказов, легенд. Задача педагога – создать на занятии ситуации, позволяющие развить гуманное отношение к окружающему миру через личные эмоциональные переживания ребенка. Рассказы с использованием данного приема вызывают у ребенка не только доброе и непотребительское отношение к окружающему миру, но и способствуют осознанию себя как части природы. (см.Приложение).

 

Большую роль в воспитании играет коллективная работа над изделиями под руководством педагога. В объединении действует постоянная выставка новых работ. Используется большой объем фото- и видеоматериалов, литература о природе и искусстве.

 

На занятиях по композиции ребят учат использовать накопленный жизненный опыт, а также внимательно приглядываться к окружающей их природе, использовать разнообразие ее красок и форм в своих работах, таким образом, дети приобретают опыт поведения и общения с природой, отношений с ней, в практической деятельности.

 

На занятиях используется классическая, народная и современная музыка, создающая благоприятный фон для творческой деятельности, поддерживающая положительные эмоции, благоприятную атмосферу сотрудничества детей и педагога.

 

В результате общих усилий из такого волшебного материала, чуда природы – бересты, рождаются необыкновенные изделия, притягивающие взгляд, излучающие благоприятную энергию любви.

Педагоги

Цыба Анастасия Олеговна - педагог дополнительного образования, первой категории.

Специальность по диплому - технолог изделий из кожи. Курсы переподготовки: "Организация и содержание деятельности педагога в условиях введения ФГОС" - 2015 г.

Содержание программы

1 год обучения:

  1. Введение, техника безопасности- 2 ч.
  2. Обработка бересты, разновидности бересты – 2 ч.
  3. Знакомство с инструментами, изготовление простой аппликации-2ч.
  4. Разновидности природных материалов – 2ч.
  5. Знакомство с изделиями из природных материалов −2 ч.
  6. Изготовление простых украшений −40 ч.
  7. Изготовление украшений с применением дополнительных материалов и инструментов – 26 ч.
  8. Плетение из природных материалов – 20 ч.
  9. Изготовление сувениров и цветов из бересты и природных материалов – 24 ч.
  10. Изготовление панно из бересты и природных материалов – 24 ч. 


2 год обучения:

  1. Техника безопасности при заготовке бересты. Хранение бересты – 4 ч.
  2. Картины из бересты методом плоской и объемной аппликации- 12 ч.
  3. Украшения из бересты и использование тиснения, гравировки, нанесение рисунка шилом и штихелями и др. усложняющими элементами −28 ч.
  4. Изготовление шкатулок и туесков из бересты- 36 ч.
  5. Плетение из бересты – 36 ч.
  6. Изготовление сувениров с использованием изученных методов работы – 28 ч.

Цели программы

Цель программы: систематическая и направленная деятельность по воспитанию и развитию гармоничной личности, приобщению к духовным, нравственным и культурным ценностям, что достигается решением следующих задач:

 

Предметные (образовательные):

 

  1. Сформировать представление о различных видах природных материалов, техниках заготовки и обработки бересты.
  2. Ознакомить с технологией изготовления изделий из бересты и природных материалов.
  3. Овладеть безопасными приемами работы с инструментами.
  4. Овладеть техническими приемами при работе с берестой и природными материалами. 

 

Личностные:

 

  1. Способствовать раскрытию творческого потенциала.
  2. Способствовать развитию творческой активности.
  3. Мотивировать к творческому поиску.
  4. Способствовать развитию художественного вкуса.
  5. Способствовать развитию фантазии и зрительно-образного мышления.
  6. Развить внимание, память.
  7. Совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер. 

 

Метапредметные:

 

  1. Способствовать развитию умения планировать свои деятельность и сотрудничество с педагогом и сверстниками в условиях индивидуального и коллективного творчества.
  2. Способствовать развитию контроля – сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  3. Способствовать расширению кругозора и профессиональному самоопределению.
  4. Сформировать знания об экологических проблемах и возможных путях их решения.
  5. Способствовать развитию трудолюбия и усидчивости.
  6. Способствовать формированию бережного и ответственного отношения к природе.
  7. Способствовать формированию экологического типа мышления.

Результат программы

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

  • как самостоятельно заготавливать и обрабатывать бересту, используя различные инструменты и технические приемы;
  • как изготавливать бижутерию, коробочки, картины, цветы и сувениры самостоятельно.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

  • владеть безопасными приемами работы с инструментами;
  • владеть техническими приемами при работе с берестой и природными материалами.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

 

  • потребность в общении с природой;
  • чувственно-эмоциональное отношение к природе и человеку, обществу, культуре и искусству;
  • потребность творческого и бережного отношения к природе.

 

Предметные результаты:

 

  • иметь представление о различных видах природных материалов, техниках заготовки и обработки бересты;
  • ознакомиться с технологией изготовления изделий из бересты и природных материалов.

 

Личностные результаты:

 

  • развитие художественного вкуса;
  • развитие фантазии и зрительно-образного мышления;
  • развитие внимание, память;
  • развитие мелкой моторики рук, глазомера.

 

Метапредметные результаты:

 

  • умение планировать свои деятельность и сотрудничество с педагогом и сверстниками в условиях индивидуального и коллективного творчества;
  • развитие контроля – сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • знания об экологических проблемах и возможных путях их решения.

Особые условия проведения

Ограничения по здоровью - дети с ОВЗ.

Материально-техническая база

Для занятий используются разные виды бересты, собранные в разное время с разных деревьев, имеющие разную окраску и фактуру. Для ее обработки применяется наждачная бумага разной зернистости, стамеска. Для вырезания деталей применяются ножницы, как обычные, так и фигурные.

 

Для нанесения рисунков – шило и инструменты для тиснения. А так же клей, морилка и т.д. Все эти материалы и инструменты должны быть на каждом занятии. Периодически по мере необходимости используются наглядные пособия, выполненные педагогом и ребятами старшей группы, а также коллективные работы детей под руководством педагога. Образцы работ имеются также в иллюстрациях и описаниях выполнения в методических пособиях и дополнительной литературе.