Программа «Экология. Мы и творчество»

Программа состоит из трёх блоков: Зачисление учащихся предполагается на каждый блок в отдельности.

 

1 БЛОК «Мир вокруг тебя»

Актуальность заключается в том, что блок, построен на здоровьесберегающих технологиях и игровой форме обучения, экскурсиях и наблюдениях, в процессе которых учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в жизни животного и растительного мира родного края. Новизной является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

 

2 БЛОК «Человек един с природой»

Актуальность заключается в том, что блок подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.Учащиеся расширят знания о животном и растительном мире, развивать свой творческий потенциал.

 

Новизна. Большое внимание уделяется непосредственному общению учащихся с миром природы, это экскурсии в природу, живой уголок, наблюдениям за растительным и животным миром в различное время года, через которые учащиеся формируют навыки исследовательской и проектной деятельности, развитие творческих способностей детей с использованием природного материала.

 

3 БЛОК «Природа родного края»

Актуальность. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Изучение природы родного края способствует, не только знакомству учащихся с растительным и животным миром района, а так же дает возможность привлечь к поисково-исследовательской, проектной работе.

 

Новизна. Содержание блока составляют сведения о природе нашего края. В данном блоке большое место занимают вопросы охраны природы и окружающей среды, элементы исследовательской и проектной деятельности, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.

Педагоги

Медведева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Стаж педагогической работы 23 года.

Образование: Государственное автономное образовательное учереждение среднего профессионального образования «Болотнинский педагогический колледж».

По специальности педагогика дополнительного образования. Квалификация педагог дополнительного образования в области экологического воспитания.

 

Курсы повышения квалификации по программе «Педагогика дополнительного образования»:

1. Тема:«Творческое развитие личности в образовательном процессе».

2. Тема:«Школа профессионального роста педагога дополнительного образования».

3. Тема:«Развитие профессиональной культуры педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС».

Курсы повышения квалификации по программе «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ».

  • Участие в работе XVIII съезда работников образования Новосибирской области.
  • Участие в различных конкурсах профессионального мастерства педагогов, работе методических советов, последние темы моих выступлений для которых я разработала презентации: «Формы и методы работы с детьми в экологическом воспитании», «Развитие креативных способностей обучающихся средствами творческих заданий в учебном процессе для младших школьников».
  • Почетная грамота Совета депутатов за добросовестный и творческий труд в деле воспитания подрастающего поколения.
  • Победитель областного тура III Всероссийского конкурса методических материалов эколого – биологической направленности.
  • Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Диплом I степени в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
  • Диплом II степени победитель в районного конкурса методических материалов «Траектория успеха».
  • Благодарность главы города Тогучина за многолетнюю работу по проведению творческих мастерских и участие в выставке прикладного творчества.
  • Призер Регионального этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.
  • Благодарственное письмо Начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды города Тогучина за плодотворное сотрудничество и участие в проекте «Экологический десант».
  • Благодарственное письмо Новосибирской детско – юношеской общественной организации «Солярис». 

Учащиеся объединения являются постоянными участниками и победителями творческих выставок, конкурсов районного, областного и Всероссийского уровней. Призерами и победителями экологических проектов, природных акций.

Содержание программы

БЛОК« МИР ВОКРУГ ТЕБЯ»

Учебный план 1-го года обучения:

1. Вводное занятие – 2 часа.

2. Осенняя пора − 20 часов.

3. Чудесный мир зимней сказки – 18 часов.

4. Весна в природе – 18 часов.

5. Итоговое занятие – 2 часа.

6. Повторение − 10 часов.

Итого – 70 часов.

 

Учебный план 2-го года обучения:

1. Введение − 2 часа.

2. Живая природа – 30 часов.

3. Неживая природа −30 часов.

4. Повторение −10 часов.

ИТОГО – 72 часа.

 

БЛОК« ЧЕЛОВЕК ЕДИН С ПРИРОДОЙ»

Учебный план 1-го года обучения:

1. Введение – 4 часа.

2. Я-юный исследователь- 20 часов.

3. Земля -наш общий дом −18 часов.

4. Исследуем живую природу-34 часа.

5. Красная книга −20 часов.

6. Экология и творчество- 22 часа.

7. Повторение −20 часов.

8. Итоговое занятие- 2 часа.

ИТОГО – 140 часов.

 

Учебный план 2-го года обучения:

1. Введение – 4 часа.

2. Исследуем неживую природу – 34 часа.

3. Планета насекомых – 10 часов.

4. Сообщества и экосистемы – 20 часов.

5. Экология и творчество-18 часов.

6. Повторение – 22 часа.

ИТОГО – 144 часа.

 

БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Учебный план 1-го года обучения:

1. Вводное занятие – 4 часа.

2. Основные понятия экологии - 20 часов.

3. Воздействие человека на окружающую среду - 12 часов.

4. Комнатные растения - 28 часов.

5. Экология нашего края - 50 часов.

6. Малая Родина - 34 часа.

7. Экология и творчество - 42 часа.

8. Повторение − 18 часов.

9. Итоговое занятие – 2 часа.

ИТОГО-210 часов.

 

Учебный план 2-го года обучения:

1. Вводное занятие – 6 часа.

2. Экология человека - 30 часов.

3. Экология нашего края – 44 часа.

4. Проектная деятельность - 42 часа.

5. Решаем проблемы малой Родины - 20 часов.

6. Экология, мы и творчество-46 часов.

7. Итоговое занятие – 2 часа.

8.Повторение пройденных тем-26 часов.

ИТОГО – 144 часа.

Цели программы

Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство с основами экологии.

2. Формирование знаний о живой и неживой природе.

3. Формирование системы знаний о разнообразии животных и растений, их жизни, роста и развития.

4. Формировать познавательный интерес к изучению родной природы.

 

Развивающие:

1 Развивать творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира.

2. Развивать умение наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы, творчески мыслить.

3. Развивать любознательность и познавательный интерес к занятиям, активность и самостоятельность в познании природы.

4. Развивать потребности общения с природой.

5. Развить логическое мышление.

 

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать духовно-нравственные качества любовь к природе родного края, ко всему живом.

2. Воспитывать осознанно-правильное отношение к окружающей среде.

 

Метапредметные:

1. Стимулирование эмпатии, расширение перцептивного опыта и развитие во­ображения.

2. Развитие познавательного интереса к объектам и явлениям природы.

3.Развивать потребность участвовать в творческой деятельности.

4 .Развивать практические и исследовательские умения и навыки для изучения и охраны природы.

 

Личностные:

1. Воспитание нравственно-эстетического чувства.

2. Формирование потребности и навыков взаимодействия с окружающим миром.

Результат программы

1.«БЛОК МИР ВОКРУГ ТЕБЯ»

Учащиеся должны

ЗНАТЬ:

Сезонные изменения в природе. Характерные признаки времён года. Сезонные изменения в поведении животных и птиц. Растения – первоцветы Новосибирской области. Разнообразие животных и места их обитания. Пищевые взаимоотношения в природе.Способы работы с при родными материалами в декоративно- прикладном творчестве.

УМЕТЬ:

Вести наблюдения за природными явлениями. Распознавать деревья и кустарники. Узнавать зимующих птиц. Отличать природу живую и неживую. Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по плану.Составлять цепи питания. Давать оценку собственным поступкам, поведению в природе.Заниматься ручной работой с природными материалами.

 

Личностные результаты:

1. Устойчивый интерес у учащихся к занятиям.

2. Наличие элементов коллективного взаимодействия.

3. Формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.).

 

БЛОК «ЧЕЛОВЕК ЕДИН С ПРИРОДОЙ»

ЗНАТЬ:

Животных и растения вошедшие в красную книгу. Характеристики среды обитания. Роль растений в жизни людей. Принципы рационального природоиспользования.Экологические взаимосвязи. Этапы проекта и правила его построения.

УМЕТЬ:

Проводить самостоятельные наблюдения в природе и вести дневники наблюдения.Сравнивать природные объекты и находить в них отличия. Работать с лупой и микроскопом, вести простейшие исследования.Самостоятельно работать с литературой и др.источниками. Выполнять проектные работы по экологии. Изготавливать поделки из вторсырья.

 

Личностные результаты:

1. Наработка практических навыков и умений.

2. Ответственное отношение к окружающей среде.

3. Формирования экологической культуры и здорового образа жизни.

 

БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

ЗНАТЬ:

Экологические проблемы своей местности. Этапы проекта, правила его построения. Значение Красной книги.Экологические преимущества и недостатки родного города.

УМЕТЬ:
Выявлять экологические проблемы окружающей среды и предлагать пути их решения. Самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Вести опросы и обрабатывать результаты и формулировать выводы. Выполнять исследовательские работы по экологии с помощью педагога. Грамотно вести диалоги и аргументированно участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера.

 

Личностные результаты:

1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации.

2. Принятие ценности природного мира.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Особые условия проведения

Без ограничений.

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет № 6.
  2. Ученические столы и стулья, компьютер.
  3. Наглядный демонстрационный материал.
  4. Природный, бросовый и полимерный материал для выполнения творческих работ.
  5. Лабораторная посуда, микроскоп, лупы.