Программа «Научное общество учащихся «Биом»

Программа ориентирована на детей от 8 до 16 лет, увлекающиеся ботаникой, зоологией, экологией и направлена на углубление базовых знаний школьников в области биологических наук, а также их профессиональное самоопределение.

Основной отличительной особенностью программы является ее ориентация на индивидуальную проектную или исследовательскую деятельность обучающихся.


Программа предусматривает:

  • проектную и исследовательскую деятельность школьников по индивидуальным темам;
  • подготовку и публичную защиту обучающимися своих собственных исследовательских и проектных работ;
  • участие ребят в летних биологических экспедициях и профильных сменах.

 

Программой предусматривается 3 учебных часа в неделю на каждом году обучения. Продолжительность обучения по данной программе – от 1 года и более.

Обучающиеся Научного общества "Биом" активно принимают участие в работе научно-практических конференций школьников различного уровня.

Педагоги

Рюкбейль Дмитрий Александрович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ.

Содержание программы

  1. Вводный курс (Знакомство с целями и задачами НОУ; техника безопасности) - 3 часа.
  2. Планирование индивидуальной учебно-исследовательской или проектной работы – 9 часов.
  3. Работа с литературой по индивидуальной исследовательской (проектной) теме – 18 часов.
  4. Проработка методики выполнения работы – 12 часов.
  5. Практическая реализация индивидуальной проектной или исследовательской работы – 18 часов.
  6. Обработка исходных материалов исследовательской или проектной работы – 18 часов.
  7. Компьютерная обработка и подготовка презентации проектной или исследовательской работы – 18 часов.
  8. Участие в полевых семинарах и научно-практических конференциях и других конкурсах – 12 часов.
  9. Полевая практика (учебно-исследовательские экспедиции, профильные смены) - от 14 до 21 дня (летнее время).

Цели программы

Цель программы:

Создание условий для творческой самореализации учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности в области биологических наук.

 

Задачи:

а) образовательные:

  • сформировать у учащихся представления о проектной и исследовательской деятельности;
  • научить планированию исследования (проекта);
  • учить правильно записывать получаемые данные;
  • учить объяснять полученные результаты;
  • учить определять и хранить собираемый материал;
  • научить оценивать связи между различными организмами, между организмами и окружающей их средой;
  • учить применять компьютерную технику и программы для обработки имеющихся данных;

б) развивающие:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать умения формулировать вопросы и собирать соответствующие качественные и количественные данные для получения ответов на поставленные вопросы;
  • совершенствовать практические навыки в проведении исследований (выполнении проектов);
  • совершенствовать умения переносить биологическую информацию в таблицы и графики, делать устные и письменные сообщения;
  • развивать критическое отношение к данным, способность оценивать обоснованность данных и сделанных из них выводов;
  • развивать логическое мышление;
  • способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;

в) воспитательные:

  • подвести ребёнка к более глубокому осмыслению экологической картины мира через личный познавательный опыт.

Результат программы

Учащиеся будут знать:

  • основные характеристики исследовательской и проектной деятельности;
  • основы планирования исследовательских (проектных) работ;
  • основы сбора, обработки и представления получаемых данных и результатов исследовательских (проектных) работ;
  • основы публичных выступлений;
  • способы определения и хранения биологических материалов и объектов;
  • способы оценивания связей между различными организмами, между организмами и окружающей их средой.

Учащиеся будут уметь:

  • проводить наблюдения за живыми объектами и явлениями в природе;
  • планировать и проводить учебно-исследовательские работы (проекты);
  • собирать, хранить и обрабатывать собираемый в процессе выполнения работы (проекта) исходный материал;
  • анализировать получаемые данные и делать соответствующие выводы;
  • правильно оформлять и представлять результаты своей работы (проекта) как в печатном виде, так и на публичных выступлениях (защитах или конференциях);
  • использовать персональный компьютер и компьютерные программы для обработки получаемых данных и подготовки печатных материалов;
  • использовать полученные знания, опыт и навыки при профессиональном самоопределении.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • усидчивость;
  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • самодисциплина.

Особые условия проведения

Приветствуется искренний интерес к природе, биологическим наукам.

Материально-техническая база

Для реализации данной образовательной программы используются:

  1. Биологическая лаборатория, оснащенная общебиологическим оборудованием.
  2. Компьютерный класс.
  3. Живой уголок.
  4. Экспедиционное снаряжение и оборудование.

 

Конкретизация используемого оборудования и расходных материалов определяется индивидуальными темами исследовательских (проектных) работ обучающихся.