Программа «Студия раннего развития «Солнышко»

  • (3)

В данной программе определили основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагога дополнительного образования, так и родителей.

 

Целесообразно проводить специальные беседы, консультации и лекции для родителей, раскрывающие тему: почему так важно развивать творческие способности с детства. Какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы, игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме образования.

 

Данная программа включает несколько видов творческой деятельности: рисование, лепку, аппликацию, работу с природным материалом, а также систему, формирующую умение понимать и ценить произведения искусства, знакомство с известными художниками.

 

Большое внимания уделено рисованию как наиболее доступному виду изобразительной деятельности детей. Рассматривание образца или готового изображения обязательно присутствует на каждом занятии. В программе представлены такие формы деятельности, как эксперименты с красками, игровые упражнения, нетрадиционные техники рисования, рассчитанные как на активизацию познавательного процесса у детей, так и на развитие интереса к учебному заданию.

Педагоги

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Мусина Анна Михайловна.

Содержание программы

1 год обучения (дети 2-3 года)

1. Петушок и его семья (Рисование).
2. Зернышки для петушка (Лепка).
3. Солнышко и дождик (Аппликация).
4. Угостим кукол конфетами (Лепка).
5. Осенние листочки (Рисование пластилином).
6. Тучка, тучка (Рисование).
7. Испечем оладушки (Лепка).
8. Морковка для зайчика (Лепка).
9. Солнышко (Аппликация, гофрированная бумага).
10. Витаминчики (Лепка).
11. Зернышки для птичек (Аппликация, гофрированная бумага).
12. Цветные ниточки (Рисование).
13. Колбаски на тарелке (Лепка).
14. Осьминоги (Пальчиковая гуашь).
15. Травка для рыбки (Рисование).
16. Лепка мячей для кукол (Лепка).
17. Цветные карандаши (Рисование).
18. Шарики катятся по дорожке (Аппликация).
19. Волшебные картинки (Гуашь).
20. Угостим ежика яблочком (Лепка).
21. Угостим игрушки вкусным соком (Рисование).
22. Угостим мышку сыром (Лепка).
23. Фрукты на тарелочке (Аппликация).
24. Красивый полосатый коврик (Рисование).
25. Бублики (Лепка).
26. Желтые листья летят (Рисование).
27. Расчески для игрушек (Рисование).
28. Яблоки большие и маленькие (Аппликация).
29. Выпал первый снежок (Рисование).
30. Мы скатаем снежный ком (Лепка).
31. На деревья на лужок тихо падает снежок (Рисование).
32. Лепка бусы для кукол (Застывающий пластилин).
33. Картинки в подарок (Рисование).
34. Новогодняя елочка (Рисование/аппликация).
35. Новогодние подарки игрушкам (Лепка).
36. Угощение для кошки мурки (Лепка).
37. Тарелочки с полосками (Рисование).
38. Снеговик (Лепка).
39. Сушки и печенье для песика (Рисование).
40. Приглашаем мишку, зайчика, лисичку в гости (Лепка).
41. Волны (Рисование).
42. Заборчик для петушка (Лепка).
43. Овощи (Рисование).
44. Рисование пальчиком по крупе (Рисование).
45. Самолет (Лепка).
46. Поможем дедушке собрать картофель в мешок (Рисование).
47. Бочонок меда для мишки (Лепка).
48. Угости братишку вкусным соком (Рисование).
49. Проложим дорожку из камешков для колобка (Лепка).
50. Колеса для машины (Рисование).
51. Угостим петушка горохом (Лепка).
52. Смотрит солнышко в окошко (Рисование).
53. Слепим мисочку и угостим ежика молоком (Лепка).
54. Рисование орешки для белочки (Рисование).
55. Любимой мамочке испеку я прянички (Лепка).
56. Поздравляем маму (Аппликация).
57. Повисла с крыши сосулька-льдинка (Рисование).
58. Мисочка для собачки (Лепка).
59. Разноцветные колечки (Рисование).
60. Следы котенка (Рисование).
61. Зайчик (Лепка).
62. Солнечный зайчик (Рисование).
63. Посуда для снегирька (Лепка).
64. Полосатый коврик для щенят (Рисование).
65. Рисование рыбки плавают в водице (Рисование).
66. Улитка, улитка (Лепка).
67. Цыпленок (Лепка).
68. Покормим птиц семечками (Рисование).
69. Кто живет в избушке (Лепка).
70. Петушок (Рисование).

2 год обучения (дети 3 года)

1. Идет дождь (Рисование).
2. Конфетки (Лепка).
3. Цветные ниточки (Рисование).
4. Разные цветные мелки (Лепка).
5. Цветные карандаши (Рисование).
6. Шарики катятся по дорожке (Аппликация).
7. Красивый полосатый коврик (Рисование).
8. Желтые листья летят (Рисование).
9. Бублики (Лепка).
10. Цветные клубочки (Рисование).
11. Мячи большие и маленькие (Аппликация).
12. Колечки (Рисование).
13. Ягоды и яблоки на блюдечке (Аппликация).
14. Лепка по замыслу.
15. Рисование по замыслу.
16. Красивые воздушные шары (Рисование).
17. Зажжем цветные огоньки (Аппликация).
18. Картофель (Лепка).
19. Разноцветные колеса (Рисование).
20. Шарики и кубики (Аппликация).
21. Печенье (Лепка).
22. Снежные комочки, большие и маленькие (Лепка).
23. Дерево (Рисование).
24. Пирамидка (Аппликация).
25. Пирамидка (Лепка).
26. Елочка (Рисование).
27. Красивая салфеточка (Аппликация).
28. Снеговик (Рисование).
29. Снеговик (Лепка).
30. Светит солнышко (Рисование).
31. Красивый цветок (Аппликация).
32. Неваляшка (Лепка).
33. Красивая тележка (Рисование).
34. Праздничные флажки (Аппликация).
35. Одуванчики в траве (Рисование).
36. Утенок (Лепка).
27. Картинка маме к празднику 8 Марта (Рисование).
28. Мишки играют (Лепка).
29. Пришла весна прилетели птицы (Рисование).
30. Белочка грызет орешки (Лепка).
31. Поезд (Аппликация).
32. Весенние цветы (космея) (Рисование).
33. Салют над городом в честь Праздника Победы (Рисование).
34. Букет нарциссов (Рисование).
35. Девочка пляшет (Лепка).
36. Нарисуй узор (Декоративное рисование).

Цели программы

Цель образовательной программы для дошкольников детского объединения «Солнышко» – освоение на базовом уровне предметной области – изобразительной деятельности.

 

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи.

Обучающие:

– познакомить с понятиями из сферы предметной художественной области;

– обучить простым техническим приемам и навыкам художественного творчества.

 

Воспитательные:

– воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;

– воспитание инициативы, стремления к самостоятельности;

– воспитание уважительного ценностного отношения к результатам детского творчества, к своему и чужому художественному произведению.

 

Развивающие:

– развитие творческих способностей детей как результат использования вариативного образовательного материала;

– формирование художественного мышления;

– развитие личностных качеств детей: трудолюбия, прилежания, ответственности.

Результат программы

К концу 1-го года обучения (дети трех лет) обучающиеся:

В рисовании:

· Эмоционально отзываются на изобразительную деятельность.

· Знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

· Различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

 

В лепке:

· Умеют раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

· Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются пластилином.

 

К концу 2-го года обучения (дети четырех лет) обучающиеся:

В рисовании:

· Эмоционально отзываются на художественную деятельность.

· Изображают отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

· Подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам.

· Правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками.

 

В лепке:

· Умеют отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

· Лепят различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

 

В аппликации:

· Создают изображения предметов из готовых фигур.

· Украшают заготовки из бумаги разной формы.

· Подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметами, по собственному желанию; аккуратно используют материалы.

 

К концу 3-го года обучения (дети пяти лет) обучающиеся:

· Положительно отзываются на художественно-творческую деятельность.

· Выделяют выразительные средства городецкой и хохломской росписи, а также дымковской, и филимоновской игрушки, проявляют интерес к книжным иллюстрациям.

 

В рисовании:

· Изображают предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбирают цвета, аккуратно закрашивают, используя разные материалы.

· Умеют передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

· Украшают силуэты и заготовки игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

 

В лепке:

· Создают образы разных предметов и игрушек, объединяют их в коллективную композицию; используют все многообразие усвоенных приемов.

 

В аппликации:

· Правильно держат ножницы и режут ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезают круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезают и закругляют углы.

· Аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

· Составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур.

 

К концу 4-го года обучения (дети шести лет) обучающиеся:

· Умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).

· Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

· Знают особенности изобразительных материалов.

 

В рисовании:

· Создают изображения (с натуры и по представлению); сюжетные изображения.

· Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

· Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

· Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

 

В лепке:

· Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

· Создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

· Создают изображения по мотивам народных игрушек.

 

В аппликации:

· Создают изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

· Создают сюжетные и декоративные композиции.

Материально-техническая база

Для работы по программе имеются в наличии:

1. Набор кукольного театра (еж, лиса, медведь, волк, бабка, дед);

2. Игрушки:

· солнышко;

· петушок;

· курочка;

· цыплята;

· зайчик;

· собачка;

· кошка;

· елочка;

· птичка;

· машинка;

· лошадка;

· кукла;

· ежик;

· лягушка.

3. Набор резиновых игрушек-пищалок (собака, петух, лиса, белка, медведь, лягушка).

4. Овощи, фрукты.

5. Набор детской посуды.

6. Кубики.

7. Мяч большой- 1 шт.

8. Мячи маленькие- 35 шт.

10. Снежинки – 20 шт.

11. Разноцветные осенние листья – 35 шт.

12. Пирамидка.

13. Бумага для рисования.

14. Гуашь.

15. Кисти «Белка № 3, 5», кисть щетинная.

16. Ножницы.

17. Цветная бумага, бархатная бумага.

18. Клей карандаш, клей ПВА.

19. Салфетки бумажные, влажные.

20. Пластилин, набор стек.

21. Глина.

22. Миски для разведенных красок.

23. Доски для лепки.

24. Стаканчики для воды.

25. Краски акварельные.

26. Восковые карандаши.

27. Тычок.

28. Набор «Дикие и домашние животные».