Программа «Ступени»

  • (6)

Ведущей авторской идеей программы является идея формирования и развития личности ребенка как носителя духовно-нравственных ценностей. Программа восполняет недостаток общения с искусством и расширяет художественный кругозор детей.

 

Процесс освоения программы направлен на формирование у детей не только общих представлений о традиционной и мировой культуры, но и на формирование приемов индивидуальной опытно-поисковой работы с лично значимыми нравственными и этическими смыслами того или иного художественного произведения.

 

Поэтому педагог стремится дать в целом представления о языке искусства: произведений народного творчества, живописи, скульптуры, архитектуры, иконографии.

 

Погружение в программу происходит незаметно, постепенно. Вопросы культуры становятся для ребенка лично значимыми. Таким образом, происходит мотивация у воспитанников к обучению, чтению и рисованию.

 

Очень важной задачей педагог считает формирование чувства уважения к родителям, людям и всему живому.

Занятия проходят с широким использованием наглядных материалов (репродукции картин, образцы изданий, произведения народных промыслов, технических средств обучения и т.д.).

Педагоги

Рудницкая Людмила Петровна, работает педагогом дополнительного образования 27 лет, из них 27 лет в ДТД УМ "Юниор" в творческом объединении "Ступени".

 

За время работы в учреждении зарекомендовала себя как ответственный и творческий педагог, автор успешно реализуемой программы, автор многочисленных публикаций.

 

Людмила Петровна поддерживает высокий уровень проведения занятий. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития детей, а так же индивидуальный подход в процессе занятий, что обеспечивает быстрое достижение целей.

 

Дети любят и уважают своего педагога за разносторонний подход, с большим удовольствием посещают занятия.

Педагог осуществляет свою образовательную деятельность, участвуя в семинарах и конференциях, за что удостаивается Благодарственными письмами и грамотами.

Содержание программы

1 ступень «Искание смысла"» (1 год обучения- 36 часов)

Разделы:

  • «Поиск красоты».
  • «У каждого рода свое лицо».
  • «Тайны народных ремесел».
  • «Календарные праздники русского народа».

 

2 ступень «Наследие, служение» ( 2 год обучения - 36 часов)

Разделы:

  • «Самого главного глазами не увидишь».
  • «Зорко одно лишь сердце».
  • «Календарь как стержень культуры».

 

3 ступень «Музейное бытие искусства» ( 3 год обучения - 36 часов)

Разделы:

  • «Русь соборная в памятниках искусства».
  • «Обратная перспектива. О чем рассказывают музеи».

 

Всего у педагога 9 групп обучения, 1 час в неделю.

Цели программы

Цель программы - создание условий для формирования основ художественной культуры детей как части их духовной культуры посредством приобщения к национальным и мировым художественным ценностям.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

  • сформировать представление об искусстве как о мировоззренческом явлении, как о типе исторической памяти народа;
  • организовать творческую деятельность обучающихся, направленную на осознанное освоение языка искусств;
  • дать представление об общности и различий языческой и христианской, западной и национальной культур, определить их ведущие духовно-нравственные идеи.

 

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения и навыки, способность работать в команде;
  • развивать и закреплять интерес обучающихся к непрерывному общению с искусством и самостоятельному творчеству.

 

Воспитательные:

  • воспитать чувство любви к Отечеству и милосердное отношение к ближнему;
  • привить чувство сопричастности к окружающему миру,чувство уважения к святыням и культурному наследию.

Результат программы

Результаты освоения программы:

 

Предметные результаты:

  • знание об особенностях материальной, духовной и художественной культуры;
  • знание основных видов изибразительного искусства и законов художественного творчества;
  • владение основными приёмами анализа и оценки художественных произведений.* знание основ нравственного образа жизни;
  • сформированность представлений о содержании понятий «культура», «искусство», «этика», «художественное произведение», «нравственность», «традиционные праздники», «добро» и др.
  • ориентация в символике художественной культуры;
  • умение выстраивать свою деятельность на основе нравственных идеалов; закрепление навыков нравственного поведения в социуме;
  • освоение базовых приёмов составления художетвенной композиции;
  • освоение приёмов проектной деятельности.

 

Метапредметные результаты освоения программы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес к изучению новых видов художественного творчества;
  • личностная готовность в ситуации выбора опираться на базовые духовно-нравственные ценности своего народа;
  • адекватное понимание причин успешности или неуспешности творческой деятельности;
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • последовательно планировать свою деятельность;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • адекватно воспринимать оценку педагога и оценочные мнения сверстников.
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художетвенно-творческой задачи;
  • использовать знаки, символы, модели для решения познавательных и творческих задач;
  • анализировать объекты, выделять главное, личностно значимые смыслы;
  • проводить сравнение, классификацию по различным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;строить рассуждения об объекте.* понимать возможность существования различных точек зрения и учитывать мнения других;
  • формулировать собственные мнения и позицию; формулировать и задавать вопросы по существу, точно и полно;
  • осуществлять сотрудничество в поиске различных способов решения художественно-творческой задачи;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.


Личностные результаты освоения программы:

  • положительное отношение к таким ценностям как семья, труд, патриотизм, искусство и наука и др.;
  • устойчивость к социально неодобряемым моделям поведения;
  • установка на альтруистические устремления и противостояние злу;
  • мобилизованность духовно-нравственных качеств личности в ситуациях проблемного выбора.

Особые условия проведения

Программа предназначена только для учащихся Гимназии № 1.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Качественное освещение в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПин 2.4.4.1251-03.

 

Технические средства: персональный компьютер, интерактивная доска.

Реализация образовательной программы требует наличия учебного кабинета( класса для группового занятия: каб № 415, № 408).

 

Оборудование учебного кабинета оснащено учебной мебелью (столами, стульями, стеллажами. цифрами, доской), наглядными средствами и методическим фондом( наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.).