Программа «Экология растений»

В программе большое место занимают вопросы охраны природы и окружающей среды, элементы исследовательской деятельности, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.

 

В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по экологии.

 

Увлечение растениями сельскохозяйственных культур может стать важным мотивом у обучающихся к пополнению своих знаний о живой природе и ее законах. Затем может перерасти в выбор профессии агронома.

 

Ребята учатся наблюдать, экспериментировать и анализировать свою работу. У учащихся формируется интерес к научно- исследовательской деятельности и вовлечение их в активный творческий процесс.

 

В настоящее время появился спрос на такие новые профессии, как ландшафтный дизайнер, флорист, эколог, в связи с чем возрос интерес к декоративным и комнатным растениям у учащихся. Поэтому обучение учащихся по данной программе является актуальным.

Педагоги

Репина Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование:высшее (НСХИ), среднеспециальное (Болотнинский педагогический колледж).

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая категория, 27.01.2015 год.

Стаж педагогической работы по должности: 30 лет.

 

Наличие наград, поощрений, почётных званий:

  1. Почетная грамота Губернатора Новосибирской области, Июнь 2008 г.
  2. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской федерации, 06.08.2012 г.
  3. Диплом Международного конкурса творческих работ «Путь на Олимп», 25.12.2015 г.
  4. Благодарственное письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, 2016 г.
  5. Грамота за высокий уровень руководства опытнической работой учащихся "Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко-Юниор», 10.10.2018 г.
  6. Благодарственное письмо Начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды города Тогучина за плодотворное сотрудничество и участие в проекте «Экологический десант».
  7. Благодарственное письмо Новосибирской детско – юношеской общественной организации «Солярис».

 

Учащиеся детского творческого объединения являются

  • дипломантами международной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования «Горизонты открытий», Областного тура Всероссийского конкурса-выставки «Юннат» и заочного смотра-конкурса ученических производственных бригад и учебно-опытных участков;
  • победителями Областного тура Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Агроэкология»;
  • дипломантами Областного тура Всероссийского опытнического задания «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко-Юниор» Международный экологический конкурс детского творчества «Эко 2017. Моя планета»;
  • Диплом I степени Областного тура Всероссийского опытнического задания «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко-Юниор»;
  • дипломантами Областной эколого-краеведческой конференции «СТУПЕНИ», в секции «Естественно-научные исследования»;
  • дипломантами в Областном туре всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Агроэкология».

 

Учащаяся объединения награждена дипломом «Лучший опытник» в рамках программы «Внедрение новых отечественных сортов и гибридов овощных культур», дипломом участника Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Агроэкология»; является дипломантом финала Всероссийского конкурса «Юннат» в рамках реализации программы «Внедрение новых отечественных сортов и гибридов овощных культур, в ходе осуществления задач по импортозамещению и повышению эффективности семеноводства и овощеводства».

Содержание программы

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

Учебный план 1-го года обучения

1. Введение – 2 часа.

2. Многообразие растительного мира - 26 часов.

3. Цветочно-декоративные растения - 4 часа.

4. Строение растений - 6 часов.

5. Волшебство Матушки - природы - 8 часов.

6. Мир растений (многообразие растений, группы растений по отношения к свету и влаге, уход за растениями, наблюдение за развитием растений) - 76 часов.

7. Повторение - 12 часов.

8. Промежуточная аттестация - 2 часа.

9. Открытое занятие – 2 часа.

10. Итоговое занятие – 2 часа.

ИТОГО - 140 часов

 

Учебный план 2-го года обучения

1. Введение – 2 часа.

2. Цветочно- декоративные растения открытого грунта - 14 часов.

3. Подготовка к опытнической работе - 6 часов.

4. Мир комнатных растений - 14 часов.

5. Экологические факторы роста растений - 38 часов.

6. Определение растений - 12 часов.

7. Сохранение и обогащение коллекции комнатных растений - 16 часов.

8. Вредители и болезни растений - 12 часов.

9. Весенние работы в открытом грунте - 16 часов.

10. Повторение - 8 часов.

11. Промежуточная аттестация - 2 часа.

12. Практическая работа по черенкованию растений - 2 часа.

13. Итоговое занятие – 2 часа.

ИТОГО - 144 часа

 

Учебный план 3-го года обучения

1. Введение – 2 часа.

2. Современный подход к озеленению - 18 часов.

3. Сезонность в жизни растений - 4 час.

4. Наблюдение и эксперимент - 12 часов.

5. Растения в городе ( экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы) - 60 часов.

6. Антропогенные факторы - 10 часов.

7. Растения открытого грунта - 20 часов.

8. Повторение - 12 часов.

9. Промежуточная аттестация - 2 часа.

10. Разнообразие однолетних цветочно- декоративных культур - 2 часа.

11. Итоговое занятие - 2 часа.

ИТОГО - 144 часа

 

ВТОРОЙ МОДУЛЬ 

Учебный план 1-го года обучения

1. Введение - 3 часа.

2. Экскурсии - 15 часов.

3. Теоретические знания (Растениеводство, методика опытного дела, агрохимия) - 57 часов.

4. Работа с научной литературой - 9 часов.

5. Совместная работа с НГАУ - 21 час.

6. Экспериментальная работа (закладка полевого опыта, проведение лабораторного опыта, проведение сопутсвующих наблюдений, обработка зкспериментальных данных) - 63 часа.

7. Подготовка и написание отчёта - 30 часов.

8. Повторение - 6 часов.

9. Миниконференция исследовательских работ - 3 часа.

10. Итоговое занятие – 3 часа.

ИТОГО - 210 часов

 

Учебный план 2-го года обучения

1. Введение - 3 часа.

2. Экскурсии - 6 часов.

3. Работа на учебно-опытном участке - 30 часов.

4. Совместная работа с НГАУ - 24 часа.

5. Проведение лабораторных работ - 30 часов.

6. Теоретические занятия - 18 часов.

7. Работа с научной литературой - 36 часов.

8. Обработка экспериментальных данных - 24 часа.

9. Подготовка, написание, защита реферата - 30 часов.

10. Подготовка к участию в научных конференциях - 9 часов.

11. Миниконференция исследовательских работ - 3 часа.

12. Итоговое занятие - 3 часа.

ИТОГО - 216 часов

Цели программы

Формирование экологического мышления через развитие познавательного интереса учащихся к научно- исследовательской деятельности.

 

Задачи:

Образовательные:

  • расширение знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;
  • осуществление практического изучения морфологии, систематики и экологии различных групп растений;
  • знакомство с методами исследования, формирование умений выбирать и использовать конкретные методы и методики в работе;
  • овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
  • ознакомление с принципами охраны природы.

Развивающие:

  • развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;
  • поддержка интересов к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;
  • создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;
  • развитие креативного мышления, умения решать нестандартные жизненные ситуации.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
  • воспитание интереса и любви к растениям как важной составляющей живой природы;
  • формирование чувства ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования растений;
  • овладение учащимися правилами поведения в природе;
  • развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

Специальные:

  • формирование навыков соблюдения техники безопасности на экскурсиях, при исследовании живых объектов в природе и в лабораториях;
  • формирование потребности и желания улучшать окружающую среду;
  • осуществление подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

Результат программы

Сформировать экологическое мышление через научно – исследовательскую работу и социальную адаптацию учащихся.

 

В результате реализации программы учащийся должен знать:

• биологические и экологические особен­ности цветочных и декоративно-лиственных
растений;

• посевной и посадочный материал, спо­собы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений, требования к условиям их выращивания, посева, технологию выращива­ния и уборки;

• основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

• основные биологические и географи­ческие связи в природе, взаимодействие природы и общества;

• правила безопасности труда.

 

В результате реализации программы учащийся должен уметь:

• применять биологические и экологиче­ские знания о цветочных и декоративно-листвен­ных растениях на практике;

• правильно определять предлагаемое растение (семейство, вид, род);

• размножать, выращивать, собирать цве­точную и декоративно-лиственную продукцию;

• разрабатывать планы агротехнических мероприятий по уходу за растениями и почвой;

• разрабатывать проекты озеленения и цветочно-декоративного оформления различ­ных объектов; составлять смету для озеленения;

• владеть основами ландшафтного и ар­хитектурного дизайна;

• изготавливать макеты, флористические поделки, наглядные пособия; аранжировать букеты из живых, высушенных и искусственных цветов;

• работать с дополнительной литерату­рой, наглядными пособиями, приборами, схе­мами, таблицами;

• наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;

• воспринимать информацию изучаемых областей знаний с помощью популярной и научно-популярной литературы и средств массо­вой информации (телевидение, радио, газеты, журналы);

• применять правила безопасности труда;

• формировать собственную позицию в от­ношении биологической науки и дизайна в целом; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

 

У учащихся будут развиты следующие личностные качества:

• способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать;

• навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

• эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, памяти и внимания;

• развитие креативного мышления, умения решать нестандартные жизненные ситуации.

Особые условия проведения

Без ограничений. Принцип комплектования групп: общедоступный.

Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей. Предварительного отбора не производится.

Материально-техническая база

  1. Кабинет №6.
  2. Столы и стулья ученические. Шкаф для рабочих материалов. Подставка и этажерка для комнатных растений. Коллекция комнатных растений.
  3. Методические и учебные пособия. Гербарии растений Новосибирской области.Коллекция древесных растений. Коллекция семян и плодов. Коллекция вредителей влажных сельскохозяйственных культур.
  4. Учебно-опытный участок.