Предпрофессиональная программа «Каратэ»

Популярность восточных боевых искусств вообще и каратэ в частности обусловлена целым рядом причин. Россия географически располагается между Востоком и Западом и всегда находилась под влиянием восточной и западной культуры. Россия – страна многонациональная. Исторически в России каратэ начало развиваться с Сибири и Дальнего востока. По духу Восток ближе к россиянам, чем Запад.

 

В отличие от других стран, куда каратэ пришло сразу не как вид боевого искусства, а как вид спорта, в Россию каратэ пришло, как способ самосовершенствования, что характерно для российского человека.

 

Феномен развития каратэ в России состоит в том, что каратэ нельзя назвать видом спорта в полной мере. Каратэ в России развивается в нескольких направлениях: детский спорт, спортивно-оздоровительное направление (сохранение и укрепление здоровья, обучение навыкам самообороны).

 

Практически только 20-25 лет назад каратэ в России начало развиваться как вид спорта. В этот же период времени каратэ начало «входить» в образовательные учреждения. В ДООЦ, ДЮСШ, СДЮСШОР различной ведомственной принадлежности стали открываться отделения, группы и секции по каратэ, что потребовало разработки соответствующих образовательных программ.

 

В связи с этим появляется потребность общества и детей данного возраста (6-18 год) в занятиях каратэ.

 

При систематических занятиях каратэ создаются благоприятные условия для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

 

Ребенок получает не только физическое, но и духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При систематических занятиях каратэ ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей.

 

Социальная значимость каратэ проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования.

 

Имея высокое прикладное значение, каратэ позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда.

 

Таким образом, каратэ можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.

Педагоги

Гаврилов Денис Русланович – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 8 лет, Кандидат в мастера спорта по каратэ, обладатель черного пояса 1 дан; воспитанники – Победители и призеры городских, областных, межрегиональных, Всероссийских турниров, СФО.

 

Гафаров Марат Анатольевич – высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 22 года, Кандидат в мастера спорта по каратэ, обладатель черного пояса 3 дан, многократный чемпион межрегиональных турниров, СФО, чемпионатов России; воспитанники – победители и призёры городских, областных, межрегиональных, Всероссийских турниров, СФО и первенства России, спортсмены входят в состав Новосибирской области.

 

Дмитриева Мария Валерьевна – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 7 лет, Кандидат в мастера спорта по каратэ, призёр первенства России, чемпион СФО, Сибири и Дальнего Востока; воспитанники – победители и призёры городских, областных, межрегиональных, Всероссийских турниров, СФО.

 

И Роман Олегович – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 9 лет, Кандидат в мастера спорта по каратэ, призёр первенства России, обладатель черного пояса 1 дан; воспитанники – участники первенства России, неоднократные победители и призёры межрегиональных и всероссийских турниров.

 

Кушвид Сергей Борисович – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 14 лет, судья 1 категории, призёр Чемпионата России, Кандидат в мастера спорта по каратэ; воспитанники – победители и призёры городских, областных, межрегиональных, Всероссийских соревнований.

 

Суменков Константин Александрович – высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы 6 лет, первая квалификационная категория, Кандидат в мастера спорта по каратэ, трёхкратный призёр чемпионата России; воспитанники – победители и призёры городских, областных, межрегиональных, Всероссийских соревнований.

 

Шелестова Марина Сергеевна – Кандидат в мастера спорта по каратэ, двукратная победительница чемпионата России, стаж педагогической работы 4 года; воспитанники – победители и призёры городских, областных соревнований.

Содержание программы

Продолжительность учебного года – 52 недели.

На базовом уровне учебные занятия ведутся 3, 4 раза в неделю по 2,3 часа.

На углубленном уровне – 4 раза в неделю по 3 часа.

 

Учебный план делится на уровни подготовки:

- Базовый уровень подготовки (БУ) – 6 лет.

- Углубленный уровень подготовки (УУ) – 2 года.

 

Содержание учебного плана включает в себя следующие разделы:

1. Обязательные предметные области:

- Теория

- Общая физическая подготовка (ОФП)

- Избранный вид спорта:

  • техническая подготовка
  • специальная физическая подготовка (СФП)
  • тактическая подготовка
  • интегральная подготовка
  • участие в соревнованиях
  • инструкторская и судейская практика
  • восстановительные мероприятия
  • основы профессионального самоопределения


2. Вариативные предметные области:

  • различные виды спорта и подвижные игры
  • развитие творческого мышления
  • специальные навыки
  • национальный региональный компонент
  • спортивное и специальное оборудование


3. Физкультурные и спортивные мероприятия

4. Самостоятельная работа

5. Аттестация (промежуточная и итоговая)

Цели программы

Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий каратэ.

 

Задачи:

Образовательные:

- усвоение техники каратэ;

- усвоение теории, моральных психологических основ занятий боевыми искусствами;

- увеличение двигательной активности детей.

 

Развивающие:

- развитие основных физических качеств (ловкость, сила, скорость, выносливость, гибкость);

- расширение функциональных возможностей основных систем организма, обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;

- коррекция физического развития, формирование правильной осанки.

 

Воспитательные:

- прививать интерес к здоровому образу жизни;

- воспитывать морально-волевые качества;

- воспитывать коммуникативные качества;

- научить ребенка контролировать свое поведение, его социализация;

- воспитывать чувство личной ответственности.

Результат программы

Постоянный подъём уровня овладения техническими приемами и базовой техники, улучшение физических и морально-психологических данных ребенка, подготовленность к занятию в старших группах.

 

Личностные – развитие социально и личностнозначимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные – результатом изучения программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные – формирование навыков работы самостоятельно и под руководством педагога, применение приемов и методов работы по программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта спортивной деятельности.

 

Обучающиеся будут знать:

· историю возникновения боевых искусств Японии;

· основы оказание первой помощи при травмах;

· правила соревнований и судейства по системе WKF (World Karate Federation);

· основные принципы каратэ – шотокан.

 

Обучающиеся будут уметь:

· правильно выполнять технику каратэ (базовая техника – кихон, ката);

· выполнять технику и тактику работы в парах – свободная и обусловленная;

· правильно выполнять базовые приемы самообороны.

Особые условия проведения

Допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

· Боксерские лапы – 5 пар.

· Гантели разного веса (от 0.5 кг до 4 кг) – 20 шт.

· Жгут резиновый (4 –х метровый) – 10 шт.

· Силовые тренажеры – 2 штуки.

· Татами (45 кв.м.) – 2 шт.

· Зеркала – 12 штук (не менее 1.5 м на 0.5м – 6 шт.).

· Гимнастическая скамейка – 2 шт.

· Перекладина – 2 шт.

· Бинты эластичные – 5 шт.

· Аптечка универсальная – 3 шт.

· Наглядные пособия (по возможности).

· DVD для просмотра соревновательных боев и УТ семинаров.