Программа «Подготовка к школе»

     Для успешного обучения детей в школе важна как психологическая (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная подготовка по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.).

    Программа включает в себя три модуля «Ступеньки к письму», «Введение в математику» и «Развитие речи». Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста и представляет собой комплексную программу занятий по формированию связной речи, благодаря этому ребёнок будет уметь содержательно и логически правильно строить высказывания, доказательно, живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений.  В процессе обучения ребёнок будет уметь считать, отличать буквы и звуки и читать. Благодаря разработанным специальным заданиям дети в игровой форме овладеют широким спектром речевых навыков, в том числе логически и грамматически правильно строить высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, а также задания значительно расширят словарный запас детей, будут способствовать развитию внимания, памяти и воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе.

    По-мнению Платона - «Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место». Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

 

Педагоги

Мячина Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование, I квалификационной категории.

Образование – высшее педагогическое, специальность «Психология и педагогика начального образования» и специальное педагогическое образование, специальность "Учитель начальных классов«.

Курсы: «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях» г. Петрозаводск Автономная не коммерческая организация дополнительного профессионального образования «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», октябрь 2017г. (144ч.)

 

Содержание программы

 Раздел 1. «СТУПЕНЬКИ К ПИСЬМУ» - 70 часов

Вводное занятие – 1 час

 Теория: Понятия «Штриховка», «Контур», «Верхняя и нижняя рабочие строки», «Наклонная линия», «Звук», «Буква», «Ударение», «Разделение слов на слоги», «Транскрипция слова», «Гласные буквы», «Согласные буквы»; элементы «Круг», «С», «с», «О», «о», «Петля», «Крючок», «Маленькие наклонные», «Большие наклонные».

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов. Знакомство с правилами гигиены чтения.

Согласные и гласные звуки букв. Звук и буква.

Правильная осанки при письме.

Практика: Программа по подготовке к обучению письму включает в себя комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

·  пальчиковая гимнастика (разминаем каждый пальчик, готовим руку к письму).

·  штриховка, графические упражнения

ДИАГНОСТИКА результативности - 1 час

 Раздел 2. «ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ» - 70 часов

Цель модуля: формирование элементарных математических представлений о геометрических фигурах, о количестве и счёте, составе числа.

Вводное занятие - 1 час

Теория: понятия «Цифра», «Число», «Сложение», «Вычитание», «Далеко», «Близко», «Больше», «Меньше», «Равно», «Прямой и обратный счёт», «Выше», «Ниже», «Соседи числа».

 Практика:

1. Сравнение предметов по размеру (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче), и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.)

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже, слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.

3. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

4. Временные представления: сначала, потом, до, после, ранее, позже.

5. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на….

6. Название, последовательность и обозначение цифр от 1 до 9, счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и т.д.)

7. Сравнение цифр.

8. Название действий и их обозначение. Знаки «+» (плюс); - (минус); «=» (равно).

9. Сложение и вычитание в пределах 10.

ДИАГНОСТИКА  результативности – 1 час

Раздел 3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 70 часов

Вводное занятие – 1 час

Теория: техника безопасности, поведение детей на занятиях и переменах.

Практика: знакомство друг с другом и педагогом (игра "Скажи своё имя«)

Тема 2.1. Временные понятия (дни недели; вчера, позавчера, сегодня, завтра). Времена года. Месяцы. – 6 часов

Теория: понятия «Дни недели», «Месяцы», "Времена года«.

Практика: чтение сказки «Двенадцать месяцев»; заучивание в играх месяцы и времена года.

Тема 2.2. Осень. Осенние месяцы. Загадки об осени. Стихи об осени. «Осенний урожай». Откуда хлеб пришёл? – 6 часов

Теория: понятия «Осень», «Осенние месяцы», "Осенний урожай«.

Практика: чтение стихов об осени; заучивание наизусть стихотворения об осени; загадки об осенних месяцах, об осени.

Тема 2.3. Правила личной гигиены. Режим дня – 4 часа

Теория: понятия «Правила личной гигиены», "Режим дня«.

Практика: беседа о правилах личной гигиены и распорядка дня.

Тема 2.4. В гостях у сказки. Русские народные и зарубежные сказки – 4 часа

Теория: понятия «Русские народные сказки» и "Зарубежные сказки«.

Практика: чтение и пересказ русских народных и зарубежных сказок.

Тема 2.5. «Моя будущая профессия» – 4 часа

Теория: понятия "Профессия".

Практика: беседа о профессиях, загадки и стихи о разных профессиях, подготовка к областному конкурсу "Моя будущая профессия«.

Тема 2.6. «Я и Моя семья», «Портрет моей семьи» – 4 часа

Теория: понятия "Семья«.

Практика: беседа о семье; рассказ о своей семье; рисование портрета семьи.

Тема 2.7. «Мой дом», «Мой дом и что есть в нем» −4 часа

Теория: понятие "Мой дом«.

Практика: беседа о доме: из чего строят дома; о мебели в доме; рассказ о своем доме.

Тема 2.8. Зима. Зимние приметы. Загадки о зиме. Стихотворения о зиме – 4 часа

Теория: понятия «Зима», "Зимние месяцы«.

Практика: чтение стихов о зиме; заучивание наизусть стихотворения о зиме; загадки о зимних месяцах, о зиме.

Тема 2.9. «Домашние животные». «Дикие животные». «Звери». Домашние и перелётные птицы – 4 часа

Теория: понятия «Домашние животные». «Дикие животные». «Звери». Домашние и перелётные птицы.

Практика: беседа о животных и птицах.

Тема 2.10. Гласные и согласные звуки −7 часов

Теория: понятия «Гласные звуки», "Согласные звуки".

Практика: выполнение заданий на определение в словах гласных и согласных звуков.

Тема 2.11. Речь и её значение в жизни. Скороговорки. Четкое проговаривание. Чтение по слогам – 18 часов

Теория: понятия "Речь"

Практика: осмысленное чтение по слогам.

Тема 2.12. Весна. Весенние приметы. Загадки и стихи о весне. Чтение по слогам – 4 часа

Теория: понятия «Весна», "Весенние месяцы"

Практика: чтение стихов о весне; заучивание наизусть стихотворения о весне; загадки о весенних месяцах, о весне.

ДИАГНОСТИКА результативности – 1 час

 

 

 

Цели программы

Цель-успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

 Задачи:

Образовательные задачи (предметные):

  • Формирование универсальных учебных действий по предмету.
  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
  • Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Личностные задачи:

  • Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.
  • Формирование устойчивой мотивации к занятиям.
  • Развитие мотивационные и коммуникативные навыки.
  • Формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
  • Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
  • Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии.

Метапредметные задачи:

Познавательные

  • Формирование умения познавательной деятельности.
  • Формирования умения презентовать результаты познавательной деятельности.
  • Формирования умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениям.
  • Формирование знаково-символическое моделирование и преобразование объектов.
  • Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Формирование умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные

  • Формировать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
  • Формировать умения сохранять заданную цель.
  • Формировать умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
  • Формировать умения осуществлять контроль своей деятельности по результату.
  • Формировать умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
  • Формирования умения признавать свои ошибки поведения и исправлять их.
  • Формирование умения оценивать, корректировать, анализировать свои поступки и осуществлять контроль.
  • Формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.

Коммуникативные

  • Формирование чувства коллективизма и ответственности.
  • Формирование навыка выполнения коллективных творческих работ.
  • Формирование навыка овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
  • Формирование умения слушать собеседника, задавать вопросы.
  • Формирование развития речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
  • Формирование развития связной, грамматически и фонетически правильной речи.

Результат программы

 Обучающиеся должны знать:

  • Знает все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки мы произносим, а буквы пишем).
  • Знает различие между звуком и буквой.
  • Знает последовательность цифр от 0 до 9, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать цифры от 0 до 9.
  • Знает цифры и соотносит их с соответствующими числами; количественный состав от 0 до 10;
  • Знает что такое «Цифра», «Число», «Клетка».
  • Знает и правильно записывает (по технике) цифры.
  • Знает и умеет писать знаки и обозначения: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
  • Домашний адрес;
  • Имена и отчества родителей;
  • Режим дня;
  • Правила личной гигиены;
  • Правила поведения в группе, на улице;
  • Правила общения;
  • Основные признаки времен года;
  • Исторические моменты развития учреждения;
  • Значение природы для человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • Умеет правильно держать ручку при письме.
  • Умеет ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки.
  • Умеет фиксировать границу и величину элементов.
  • Умеет запоминать конфигурацию букв.
  • Умеет писать буквенные и слоговые диктанты.
  • Умеет писать графические диктанты.
  • Умеет при раскрашивании фиксировать границы рисунков.
  • Умеет по фрагментам продолжить узор.
  • Умеет вычленять звуки в словах, определяя их последовательность.
  • Умеет различать гласные и согласные звуки и буквы.
  • Умеет вычленять слова из предложений.
  • Умеет «печатать» маленькие строчные и заглавные буквы.
  • Умеет правильно списывать слова и предложения, написанные печатным шрифтом.
  • Умеет грамотно (без пропусков) писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, предложения из 3 слов.
  • Умеет употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения.
  • Умеет различать звуки в слове, их название.
  • Умеет различать позиции звука в слове (начало – конец – середина).
  • Умеет различать согласные и гласные звуки.
  • Умеет записывать и составлять слово из звуков.
  • Умеет аккуратно прописывать, рисовать, штриховать буквы.
  • Умеет представлять образы письменных и печатных букв.
  • Умеет выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих (или не обладающих) указанными свойствами.
  • Умеет называть и различать простейшие геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник.
  • Умеет показывать и называть предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами.
  • Умеет сравнивать предметы по размерам.
  • Умеет писать и применять знаки «+», «-», «=».
  • Умеет устно выстраивать ряд чисел от 0 до 10; и обратно;
  • Умеет производить сложения и вычитания (элементарные азы начального обучения);
  • Умеет производить сложение и вычитание в пределах десяти;
  • Умеет записывать все производимые действия при вычислениях;
  • Умеет решать простые задачи на нахождение первого неизвестного;
  • Умеет различать понятия больше меньше, уметь сравнивать, ставить знаки >, <, = ;
  • Умеет составлять самостоятельно задачи (простые), записывать примеры в пределах 0-10, сравнивать (при придумывании) числа;
  • Умеет различать, рисовать, называть геометрические фигуры

Личностные результаты:

  • Имеет устойчивую мотивацию к занятиям.
  • Может идентифицировать себя членом творческого объединения.
  • Умеет соотносить теоретические знания и практические действия.
  • Умеет адекватно оценивать результаты деятельности.
  • Осознает себя членом коллектива, объединения, Учреждения.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • Имеет навык познавательной деятельности.
  • Умеет различать виды учебной и игровой деятельности.
  • Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности.
  • Умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям.

Регулятивные:

  • Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия.
  • Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль.
  • Умеет признавать свои ошибки и исправлять их.
  • Имеет чувство ответственности.

Коммуникативные:

  • Умеет работать в группе, ожидая своей очереди.
  • Умеет общаться со взрослыми и ровесниками.
  • Умеет просить помощи, как у взрослого, так и у сверстника.
  • Имеет навык выполнения коллективных творческих и исследовательских проектов.

Материально-техническая база

Теоретические и практические занятия проводятся в учебном кабинете в МБОУ ДО "Дом детского творчества".

Кабинет соответствует всем нормам и требованиям СанПиН.

Для проведения занятий созданы необходимые условия (светлое помещение).

  1. Столы и стулья для воспитанников.
  2. Шкаф для пособий.
  3. Учебная доска.
  4. Учебно-методическая литература по обучению грамоте, письма, развития речи и математики.
  5. Учебно-методические планы и другая документация.
  6. Пособия по дидактическому обеспечению обучающегося и развивающегося процесса.