Программа «Основы ландшафтного дизайна с элементами экологии»

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы ландшафтного дизайна с элементами экологии» разработана для реализации содержания дополнительного естественнонаучного образования. Знакомство с ландшафтным дизайном приобщает подростков к прекрасному удивительному миру природы, учит видеть любые природные объекты с экологической и с эстетической точки зрения, сохранять и воссоздавать их. Кроме этого, обучающиеся, в рамках освоения программы, изучают методы и приёмы создания природосообразных, экологически оптимальных условий жизни человека, знакомятся с основами экологии внутреннего пространства.

 

Представленная программа не только даёт углубленные знания об особенностях развития растений, условиях их произрастания, об агротехнике. Она учит пониманию прекрасного, воспитывает у детей бережное отношение к окружающему миру, стремление сохранить природные богатства нашей планеты.

 

Важное значение в настоящее время приобретает вопрос создания таких искусственных экосистем, которые бы представляли собой гармоничное сочетание природных объектов с объектами человеческой деятельности. Реализация программы способствует формированию у учащихся критического мышления, умения видеть и оценивать проблему и находить пути её решения, используя элементы ландшафтного проектирования.

Педагоги

Пляшкевич Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

1.Введение.
2.Экскурсия в дендрологический парк.
3.История ландшафтной архитектуры.
4.Предпроектное исследование участка.
5.Зонирование территории.
6.Законы и приёмы в ландшафтном дизайне.
7.Этапы ландшафтных работ.
8.Основные элементы, применяемые в ландшафтном дизайне.
9.Концепция сада и следование ей.
10.Строительные работы и материалы.
11.Растительные объекты в ландшафтном дизайне.
12.Декоративные элементы в ландшафтном дизайне.
13.Плодовый сад и декоративный огород. 
14.Основы ландшафтного проектирования.
15.Экологические аспекты в ландшафтной архитектуре.
16.Заключительное занятие.
17.Итого

 

Учебно-тематический план второго года обучения:

1.Введение.
2.Исходные данные для работы над проектами.
3.Теоретическая подготовка проектов.
4.Практическая работа над проектами.
5.Оформление и представление проектных работ.
6.Работы по уходу за садом.
7.Основы внутреннего озеленения.
8.Экология внутреннего пространства.
9.Макрообъекты в ландшафтном дизайне.
10.Заключительное занятие.
11.Итого.

Цели программы

Цель программы – экологическое воспитание обучающихся через освоение основных приёмов ландшафтного дизайна.

 

Задачи педагога по формированию компетенций:

Личностных:

· сформировать у обучающихся основы экологической культуры посредством эстетического восприятия мира и изучения возможностей экологичного преобразования окружающей среды;

· развить творческий подход и креативность в решении учебных задач, трудолюбие, ответственность;

· сформировать мотивацию к обучению, выбору индивидуальной образовательной траектории, осознание возможностей самореализации с помощью приобретённых знаний и умений;

Метапредметных:

· привить умение самостоятельно формулировать проблему, определять цель и задачи проектирования, правильно выстраивать алгоритм работы над проектом.

· развить способность к сотрудничеству, ведению совместной проектной деятельности с педагогом и сверстниками, ведению диалога;

· научить оформлению и представлению проектной работы.

Предметных:

· сформировать знания о профессии ландшафтный дизайнер;

· сформировать знания о теоретических и практических основах ландшафтного проектирования;

· привить практические навыки работы по реализации проекта.

 

В результате освоения программы, обучающиеся:

· сформируют знания о создании оптимальной экологической среды обитания человека;

· научатся основным методам проектирования и планировки элементов садово-паркового дизайна;

· получат практические умения по созданию объектов ландшафтного дизайна и навыки по выращиванию растений и уходу за ними.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения:

Обучающиеся должны знать:

· основные стили и концепции ландшафтного дизайна;

· законы и приёмы, применяемые в ландшафтном дизайне;

· этапы ландшафтных работ;

· классификацию растительных объектов, используемых в создании композиций, их ассортимент, биологические и экологические характеристики;

· основные строительные материалы и работы, применяемые в ландшафтном дизайне;

· экологические аспекты воздействия человека на ландшафт.

 

Обучающиеся должны уметь:

· проводить предпроектный анализ территории;

· проводить зонирование территории;

· разрабатывать эскиз отдельных элементов благоустройства;

· определять ассортимент древесно-кустарниковых пород, однолетних и многолетних растений нашей зоны;

· осуществлять уход за посадками однолетних и многолетних цветов, их размножение;

· осуществлять уход за посадками древесно-кустарниковых растений, их размножение.

 

Ожидаемые результаты реализации программы второго года обучения:

Обучающиеся должны знать:

· основную проектную документацию в ландшафтном дизайне;

· способы создания, оформления и представления проектов ландшафтного дизайна;

· основы ухода за существующим садом;

· основы внутреннего озеленения помещений;

· особенности благоустройства и озеленения городских территорий;

· функции, особенности создания и поддержания макроообъектов в ландшафтном дизайне.

 

Обучающиеся должны уметь:

· формулировать проблему проекта и находить варианты её решения с помощью элементов ландшафтного дизайна, анализировать результат;

· выстраивать структуру проектной работы, определять цель и задачи;

· разрабатывать основную проектную документацию;

· работать с источниками информации по теме проекта;

· рассчитывать потребность в растительном и строительном материале, подготавливать сметы;

· разрабатывать календарный план мероприятий;

· работать с программным обеспечением по ландшафтному проектированию;

· составлять доклад и тезисы выступления на конференции;

· презентовать свою проектную работу.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на заинтересованных подростков, интересующихся биологией декоративных растений и увлеченных созданием и благоустройством объектов жизненного пространства, приближённых к природным.

Материально-техническая база

Ноутбук, принтер, сканер, ресурсы библиотеки СЮН, библиотеки ЦНСХБ, видеотека, интернет, табличный и  справочный материал.