Программа «Азбука искусств»

  • (4)

Всем известно, что развитие творческой стороны личности ребенка является одной из самых важных сторон детского образования. При правильной организации творческой деятельности у детей хорошо развивается интеллект, расширяется познание окружающего мира, формируются основы нестандартного мышления, воображения.

 

По словам В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства и творчества в детской руке, тем умнее ребёнок». 

 

Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, а в младшем школьном возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития и обучения. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка. 

 

Данная программа комплексная и обеспечивает освоение базового уровня по конкретным видам искусств: хоровое пение, танец. На творческих занятиях дети с опытными педагогами будут осваивать основы танца и почувствуют радость совместного хорового пения. Педагоги уделяют особое внимание самому процессу творческой деятельности, а не только его результату. Ведь в этом возрасте важна сама творческая деятельность, создание нового творческого продукта. 

 

В конце реализации программы «Азбука искусств» дети научатся творческому мышлению, видению красоты окружающего мира, находить краски в серых буднях. Творческий коллектив сможет стать достойной основой для формирования у ребенка позитивной самооценки и самоутверждения его в будущем. 

 

Нормативный срок освоения данной программы – 4 года. Программа предназначена для детей, поступающих в ДШИ «Гармония» в возрасте от 6,5 до 12 лет, с наличием или без музыкальной подготовки.

Педагоги

Молодые и творческие педагоги детской школы искусств создали удивительную атмосферу содружества и творчества. Реализуя вместе образовательную программу «Азбука искусств», педагоги вместе решают задачи по преодолению трудностей, которые встречаются на профессиональном пути, осуществляют обмен положительным опытом и успехами.

 

Данный детский коллектив всегда стабилен, а родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Многие выпускники этой программы ищут себя в других направлениях школы «Гармония», навсегда влюбившись в чудесный мир музыки и рисования.

 

Власова Анна Юрьевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, стаж работы – 12 лет, высшее профессиональное образование по специальности «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».

 

Хлыстунова Анна Евгеньевна – педагог дополнительного образования высшую квалификационной категории, стаж работы –   10 лет, высшее профессиональное образование по специальности «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».

 

Фуркадо Никита Сергеевич – концертмейстер, стаж работы – 2 года, среднее профессиональное образование по специальности "Инструментальное исполнительство (фортепиано); артист, преподаватель, концертмейстер".

 

Глуцкая Кристина Вячеславовна – педагог дополнительного образования (без квалификационной категории), стаж работы – 4 года, среднее специальное образование по специальности "дирижер хора, преподаватель".

Содержание программы

Учебный план комплексной общеразвивающей программы «Азбука искусств» рассчитан на 4 года обучения и включает изучение нескольких предметов: учебные предметы исполнительской подготовки (хоровое пение, ритмика, танец), учебный предмет по выбору (подготовка концертных номеров).

 

Учебный план первого года обучения 5 часов в неделю, из них по предметам:

  • хоровое пение – 2 часа в неделю;
  • ритмика – 1 час в неделю;
  • танец – 1 час в неделю;
  • подготовка концертных номеров – 1 час в неделю.

 

Учебный план второго года обучения 5 часов в неделю, из них по предметам:

  • хоровое пение – 2 часа в неделю;
  • ритмика – 1 час в неделю;
  • танец – 1 час в неделю;
  • подготовка концертных номеров – 1 час в неделю.

 

Учебный план третьего года обучения 5 часов в неделю, из них по предметам:

  • хоровое пение – 2 часа в неделю;
  • ритмика – 1 час в неделю;
  • танец – 1 час в неделю;
  • подготовка концертных номеров – 1 час в неделю.

 

Учебный план четвертого года обучения 5 часов в неделю, из них по предметам:

  • хоровое пение – 2 часа в неделю;
  • ритмика – 1 час в неделю;
  • танец – 1 час в неделю;
  • подготовка концертных номеров – 1 час в неделю.

 

Основное содержание предмета «Хоровое пение»:

В основе вокального воспитания лежит фонопедический метод развития детского голоса В. В. Емельянова. При выборе репертуара учитываются вокально-технические возможности коллектива. Литературная сторона хорового текста содержательна и оригинальна, чтобы знакомство ребенка с ним было открытием новой грани в искусстве.

 

Основное содержание предмета «Ритмика»:

Ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, которая состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки и предназначенных для ритмического воспитания. Овладевая новыми, все более сложными танцевально-ритмическими движениями, обучающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и эмоциональной выразительности.

 

Основное содержание предмета «Танец»:

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Особенность данной программы заключается в соединении основных направлений музыкально-эстетического развития с дифференцированным подходом к обучению каждого обучающегося.

 

Основное содержание предмета «Подготовка концертных номеров»:

На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися на занятиях по предметам «Танец», «Ритмика». Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Сценическая практика воспитанников организуется и планируется на основании учебного плана.

Цели программы

Цель программы– создание условий для художественного образования детей младшего школьного возраста в области музыкального искусства.

 

Реализация данной программы способствует творческому, коммуникативному и личностному развитию ребенка, формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями и произведениями искусства.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение исполнительских навыков и приемов хорового пения;
  • познакомить с историей и основами танцевального и  музыкального искусства;
  • помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области танцевального творчества и хорового исполнительства.

 Воспитательные:

  • сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • воспитать эстетический вкус;
  • сформировать у детей нравственное отношение к окружающему миру.

 Развивающие:

  • развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;
  • развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление;
  • развивать самостоятельность мышления.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео – ряда).

Результат программы

Главным результатом реализации данной программы является развитие у обучающихся стойкого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области музыкального или танцевального искусства.

 

Реализация программы «Азбука искусств» способствует формированию у воспитанников эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

 

Предметные результаты представлены в виде комплекса приобретенных знаний, умений, навыков в области исполнительской подготовки:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное, коллективное исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы искусств;
  • знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
  • знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
  • умений исполнять танцевальные номера;
  • умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
  • умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
  • навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
  • навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
  • навыков сценической практики;
  • навыков музыкально-пластического интонирования;
  • навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.

 В области историко-теоретической подготовки:

  • знаний наиболее употребляемой терминологии музыкального и  хореографического искусства;
  • первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального и хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства;
  • знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства.  

Метапредметные результаты:

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей.

 

Личностные результаты:

Освоение в свободной форме ведущей деятельности данного возраста – учебно-познавательной способствует развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка.

 

У обучающихся постепенно развиваются такие качества, как выдержка, уверенность, настойчивость, самостоятельность. Формирование интереса к самостоятельному поиску и анализу информации, информационно-коммуникативных навыков.

 

Итогом обучения по программе является создание каждым воспитанником своего оригинального творческого продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его желание трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Особые условия проведения

Данная программа реализуется на учебной площадке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 196», которая располагается на Северо-Чемском жилмассиве г. Новосибирска.

 

По окончании освоения курса ДООП «Азбука искусств» и успешного прохождения итоговой аттестации выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается детской школой искусств "Гармония".

 

Медицинская справка о допуске к занятиям.

Материально-техническая база

Программа обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.

 

Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

 

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Материально-технические условия ДШИ обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной программой.

 

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта, созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

 

Для реализации программы ДШИ располагает необходимым количеством учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-техническим обеспечением:

• малый концертный зал с необходимым оборудованием (роялем, светозвуковой аппаратурой);

• библиотека;

• помещения для работы с аудио- и видеоматериалами, просмотра видео;

• учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащенные учебными досками, столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой).

 

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями, техническим оборудованием (при необходимости). Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 м2., для групповых занятий имеют площади от 12 до 36 кв. м. и звукоизоляцию. Учебные аудитории (спортивный зал, актовый зал) на базе СОШ № 196, где организован учебно-воспитательный процесс, соответствуют нормам СанПиН (от 04.07.2014г. № 41).

Видео

[ "" ]