- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Программа «Экологическое краеведение»
Рекомендуем посмотреть
Программа «Экологическое краеведение»
- (34)
Программа «Экологическое краеведение» составлена для работы с обучающимися 10-11 лет и направлена на социокультурную адаптацию детей, на подготовку их к гражданской и нравственной деятельности. В ее основе – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность. Он развивается духовно, интеллектуально, нравственно.
Исходя из возрастных особенностей детей 10-11 лет, одной из главных задач работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Программа «Экологическое краеведение» (далее Программа), разработанная с учетом этой задачи призвана обогатить обучающихся знаниями об истории рабочего поселка Кольцово и Новосибирской области, культурных традиций, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью повысить интерес обучающихся к изучению своего родного поселка и Новосибирской области, на территории которой он находится. Программа «Экологическое краеведение» не только обогащает ребенка дополнительными знаниями, но и благодаря изучению истории, особенностей своего края формируется готовность жить и трудиться в своем поселке, районе, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей.
Педагоги
Руководитель творческого объединения Тимофеева Ирина Ивановна, педагог дополнительного образования детей высшей квалификационной категории. Педагог является лауреатом I степени различных заочных методических конкурсов, проводимых Малой академией наук «Интеллект будущего».
Расписание
В каждой группе занятия проходят один раза в неделю, продолжительностью 2 академический час.
Группа 1 ПОНЕДЕЛЬНИК 14:00 – 15:30.
Группа 2 СРЕДА 14:00 – 15:30.
Группа 3 ЧЕТВЕРГ 14:00 – 15:30.
Содержание программы
Содержание учебной дисциплины:
- Блок вводных занятий (4 часа). В рамках этого блока проводятся агитационные мероприятия, проводятся игровые занятия краеведческого характера и повторяются, актуализируются вопросы безопасности.
- Мы живем в Сибири (29 часов). Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Задачей данного блока является знакомство обучающихся с топонимикой, геральдикой, историей Новосибирской области, особенностями животного и растительного мира.
- Я здесь живу (20 часов). Каждый человек любит то место, где он живет. Материал данного блока направлен на расширение знаний детей о наукограде Кольцово; знакомство с его историей, культурным наследием, градообразующими предприятиями.
- История семьи – история моего края (15 часов). С давних времен люди хотели узнать о своих корнях, истории своей семьи. Знание истории своей семьи, своего рода имеет большое значение в формировании мировоззрения ребенка и чувства гордости за свой род, край и страну.
- Промежуточный и итоговый контроль (4 часа).
Итого:72 часа в год.
Цели программы
Цель: создание условий для самореализации, социальной адаптации, интеллектуального и творческого развития личности.
Задачи программы:
Личностные:
· Развивать навыков самоорганизации при выстраивании учебного процесса.
· Поддерживать стремление к достижению желаемого результата.
· Формировать общественной активности, гражданской позиции
· Развивать индивидуальной и групповой активности посредством участия в экологических акциях, волонтерских проектах.
· Поддерживать проявление творческой индивидуальности.
Метапредметные:
· Стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды проектной и творческой деятельности.
· Способствовать развитию и совершенствованию навыков работы с научной литературой, периодическими изданиями.
· Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Предметные:
· Развивать познавательный интерес к истории соей малой родины, истории своей семьи.
· Включать в познавательную деятельность посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность.
· Мотивировать обучающихся к приобретению знаний краеведческого характера о Новосибирской области и рабочего поселка Кольцово.
Результат программы
Обучающиеся получат возможность:
- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
- приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире.
В результате обучающиеся овладеют знаниями о:
- основных этапах развития наукограда: возраст, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природных особенностях Новосибирской области и местах, где находится наукоград Кольцово, особенностях животного и растительного мира;
- истории своей семьи;
- правилах поведения в общественных местах;
- архитектурных, скульптурных композициях наукограда Кольцово, природных заповедных местах Новосибирской области;
- именах и достижениях известных земляков, жителях наукограда, ветеранах Великой Отечественной войны;
научные и промышленные центры НСО и наукограда; - профессиях эколого-биологической направленности;
- об организации экскурсионной и туристической деятельности.
Обучающиеся овладеют навыками:
- поиска дополнительной информации о родном крае;
- работы с различными источниками;
- интервьюирования;
- самостоятельного или коллективного сбора краеведческого материала для творческой работы;
- оформления материалов, создания экспозиций, выставок;
- проведения исследовательской деятельности под руководством руководителя творческого объединения или самостоятельно;
- организации и участия в туристическом походе, оказание первой медицинской помощи;
- организации и участия в экологических и волонтерских акциях;
- проведения экскурсии по родному поселку.
Обучающиеся получат возможность для формирования метапредметных умений и личностных качеств:
- зрительной, слуховой и моторной памяти;
- устойчивости внимания, наблюдательности;
- любознательности;
- умения работать в группе;
- умения радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умения слушать и слышать друг друга;
- дружелюбия.
Особые условия проведения
Форма обучения.
Форма обучения – очная. Основная форма работы – групповая. Группы формируются в соответствии с заявлениями родителей. Но также может использоваться индивидуальная форма работы при подготовке отдельных обучающихся к выступлениям, научно-практической конференции, конкурсам. Занятия состоят из практических и теоретических частей. Занятия проводятся как в кабинете для занятий, так и в компьютерном классе и включают: теоретические занятия, выполнение практических заданий и тестов, работу с информацией в сети Интернет, подготовку докладов, рефератов, участие в конкурсах различного уровня, встречи с сотрудниками Новосибирского зоопарка.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год. Занятия проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале года и утверждается директором.
В программе важное место отводится практической деятельности обучающихся – привлечение к волонтерской и исследовательской деятельности; повышение социальной активности ребенка посредством участия в экологических акциях и проектах.
Материально-техническая база
Для реализации данной программы имеется следующее материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, оборудованный ученическими столами и стульями,
- интерактивная доска,
- учительский компьютер (с подключением к сети Интернет);
- компьютерный класс на 13 посадочных мест,
- маркерная доска,
- современным телевизором для просмотра презентаций и видео материалов,
- для общего пользования в ОУ имеются принтер, сканер и фотоаппарат и видеокамера.
Стоимость
Данная программа реализуется на бесплатной основе в рамках выполнения муниципального задания.