Программа «Акцент»

Искусство было и остается важнейшим средством нравственного воспитания. Самобытный и глубокий пласт художественной жизни, каковым является авторская песня, был недооценен педагогикой конца 20 века. Выдержав испытание временем, бардовская песня входит и сегодня в круг востребованных обществом культурных явлений, являясь одной из самых распространенных форм повседневного бытового музицирования.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акцент» определяется:

  • включенностью образовательного процесса клуба в процесс развития культурной динамики учащегося;
  • развитием способностей учащегося к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности;
  • прописанностью форм и методов образовательного процесса, отслеживания образовательных результатов.

Согласованная работа «учащиеся – педагог» по данной программе позволяет учащимся расти творчески, поднимаясь по ступеням мастерства. Совместная работа помогает осуществить и воспитать у учащихся такие качества как любознательность, стремление к познанию, терпение и трудолюбие, чувство товарищества, доброта, эмоциональная отзывчивость, любовь к родному краю и т.д.

Новизна программы

В нашем районе есть только один клуб самодеятельной песни «Лира», где детей и подростков обучают игре на гитаре и пению сольно и в ансамбле. Участниками клуба являются обучающиеся сельских образовательных учреждений Чановского района: МБОУ Малотебисская ОШ, МБОУ Васильевская ОШ, МБОУ Щегловская СШ имени Н.А.Макаша, МБОУ Моховская СШ. Клуб так же ведет свою образовательную деятельность на базе МБОУ Новопреображенская СШ. Зачастую искушенной в музыке молодежи становится недостаточно владения только гитарным аккомпанементом. Современные подростки выбирают рок с его зрелищностью, сложными аранжировками, богатством звучания, но акцент все-таки делается на авторской песне. В настоящей программе сделана попытка симбиоза авторской песни посредством включения разнообразных инструментов: перкусси, духовая гармоника, соло-гитары, баса, кахона, флейты и прочее в аранжировки песен. Использование дополнительных инструментов не только расширяет музыкальные горизонты, но и учит работать в команде, позволяет чувствовать ответственность и гордость за общий результат, сплачивает коллектив.

Традицией в КСП «Лира» стало создание литературно-музыкальных композиций и музыкальных гостиных, в процессе подготовки которых дети могут выбрать то, что им более по душе: пение, исполнение произведения на гитаре (или в ансамбле), актерское мастерство, зачастую совмещая все три составляющие.

Отличительная особенность программы – ее доступность. Практически любой неподготовленный подросток с минимальными музыкальными способностями способен ее освоить частично или полностью; ее личностная ориентированность, когда подросток имеет выбор той или иной «специализации» внутри коллектива (вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство) в зависимости от способностей и устремлений.

Содержание программы в ее теоретической части соотнесено с материалом по авторской песне, изучаемым по федеральной программе литературы в средней школе, а практическое исполнительство дает стимул к гораздо более глубокому изучению жанра.

Авторская песня – это уникальное явление в нашей музыкально-поэтической культуре. Возникнув в середине прошлого века, авторская песня как особый жанр продолжает жить и развиваться, имея немало настоящих поклонников не только среди взрослых, но и среди детей. По словам Булата Окуджавы, «авторская песня – это искусство думающих людей», и это верно, так как многие песни стали настоящей живой музыкальной классикой.

Авторская песня – это зеркало социальных отношений, стремление к коллективизму, человечности, единству с природой. Соприкасаясь с авторской песней, дети впитывают это мировоззрение, подсознательно переживая нравственные аспекты, т.к. песня – это не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Это общение становится еще более приятным, если голос сопровождает гитара, создавая для него мягкий и приятный фон.

В наши дни авторскую песню все чаще называют самодеятельной. Но, как бы ее не называли, настоящая песня объединяет людские сердца в их лучших порывах и чувствах, она очищает мир от фальши, а души – от скверны. Песня – это дорога. Она всегда куда-то зовет, куда-то ведет. Песня – это история. Она всегда о чем-то рассказывает.

Объем учебных часов, отводимых для ознакомления с авторской песней в курсе уроков музыки в программе общеобразовательной школы, часто не позволяет детям изучить репертуар авторской песни, проникнуться ее духом.

Поэтому возникла идея создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акцент» нравственного воспитания и творческого становления растущей личности через авторскую песню. В ней предполагается активизация познавательной деятельности учащихся путем непосредственного изучения репертуара бардовской песни. С другой стороны делается акцент на обучение аккомпанирующей гитаре, что связано с возросшим интересом в обществе к этому инструменту. Программа основана на целостном подходе к музыкальному воспитанию и обучению, объединяющем различные виды музыкального искусства: игра на музыкальных инструментах, эстрадное пение.

Одним из направлений данной программы является развитие творческих способностей детей.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акцент» имеет художественную направленность.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акцент» реализуется на занятиях в КСП «Лира» ДЮЦ «Гармония». Предусмотрена работа с учащимися 9-17 лет.

Авторская песня воспитывает духовно-нравственные качества учащихся, учит красоте и гармонии на основе их собственных чувственных и эмоциональных переживаний. Обучение авторской песне способствует развитию интеллектуальных, творческих, а также музыкальных способностей, музыкальной грамотности и слуха учащихся.

Изучение песни, ее авторов и исполнителей стимулирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, формирует собственное мировоззрение, прививает любовь и уважение к искусству и его создателям.

Навыки игры на гитаре формируют волевые усилия, развивают мастерство владения струнным инструментом, а также способствуют развитию ловкости и мышечной мускулатуры пальцев и рук.

Для детей младшего школьного возраста (9-10 лет) обучение в клубе самодеятельной песни – это расширение сферы общения, появление новых авторитетов, формирование отношений между сверстниками и педагогом. Самодеятельная песня помогает учащимся в формировании самооценки, которая для детей этого возраста основывается на оценке педагогом их достигнутых результатов. В психическом развитии младших школьников авторская песня способствует формированию восприятия, памяти, мышления.

У детей младшего подросткового возраста (11-12 лет) ведущей деятельностью является общение со сверстниками, их самоутверждение среди друзей. И этому благополучно сопутствует авторская песня, обладающая великой силой объединения, сплочения и развития важных человеческих качеств, таких как дружелюбие, верность, товарищество, чувство плеча и др.

Старшим подросткам и молодым людям, посещающим клуб (13 −15, 16-17 лет), авторская песня помогает в формировании жизненной позиции, системы нравственных отношений и устойчивых интересов.

На основе авторской песни у старшеклассников появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, а также возможность самовоспитания и проявления своих уникальных качеств, индивидуальности и оригинальности.

Занимаясь в клубе самодеятельной песни, дети, будь то младшие школьники или старшие подростки, учатся жить и сотрудничать в коллективе, познавая нормы поведения и отношений. Выступление учащихся на сцене, участие в различных конкурсах, фестивалях, концертах, способствует умению работать на зрителя, держаться на сцене, развитию уверенности в себе, формированию способности к рефлексии, умению оценивать себя и других, а также стимулирует их потребность в социальной активности.

Педагоги

Леонова Елена Фёдоровна, педагог дополнительного образования, руководитель КСП "Лира«.

Образование: высшее. В 1988 году окончила Алтайский Государственный институт культуры (1988 году). Квалификация «Культпросветработник. Руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов» по специальности "Культурно-просветительная работа«.

Общей стаж педагогической деятельности: 31 год.

Награды:

  • Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (2010г.)
  • Благодарственное письмо оргкомитета фестивального проекта «Глория» XVII Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Глория» имени Надежды и Юрия Ткаченко (2011г.)
  • Благодарственное письмо оргкомитета фестивального проекта «Глория» XVII Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Глория» имени Надежды и Юрия Ткаченко (2013г.)
  • Благодарность Международного детского фестиваля авторской песни «Кольцово» (2013г.)
  • Диплом III места конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» в номинации «Открытое занятие» (2014г.)
  • Благодарственное письмо регионального Томского детско-юношеского фестиваля авторской песни «Каркуша-2015» (2015г.)
  • Благодарность XIV областной Школы авторской песни «ШАПка» (2017г.)
  • Благодарность XV областной Школы авторской песни «ШАПка» (2018г.)
  • Благодарность Международного детского фестиваля авторской песни «Кольцово» (2018г.)
  • Благодарственное письмо I Международного фестиваля авторской песни «Станция Сибири» (2019г.)

Повышение квалификации:
- 2015 г., ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», «Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа.
- 2019 г., Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербург по дополнительной профессиональной программе «Методическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования», 72 часа;
-2020 г., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.

 

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Посадка исполнителя, положение гитары и расстановка рук − 64 ч.
  3. Элементарные сведения из теории музыки − 28 ч.
  4. Работа с голосом − 8 ч.
  5. Строй и настройка гитары − 12 ч.
  6. Совершенствование техники левой и правой руки − 24 ч.
  7. Сценическое мастерство − 4 ч.
  8. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Повторение изученного материала 1 года обучения - 24 ч.
  3. Теория музыки − 38 ч.
  4. Сценическое мастерство − 38 ч.
  5. Творчество авторов исполнителей − 32 ч.
  6. Совершенствование техники правой и левой руки − 8 ч.
  7. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Повторение изученного материала 2 года обучения − 8 ч.
  3. Совершенствование техники правой руки - 20 ч.
  4. Теория музыки − 18 ч.
  5. Сценическое мастерство − 38 ч.
  6. Творчество авторов исполнителей − 56 ч.
  7. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа

Цели программы

Цель программы – формирование художественно-эстетической культуры детей и подростков через приобщение к авторской песне и ее нравственным ценностям.

Задачи:

Развивающие:

· развить интерес и любовь к музыке;

· развить в ребенке творческую активность, уверенность в своих силах, самостоятельность;

· развить комплекс музыкальных способностей: музыкальный слух, музыкальную память, ладовое, метроритмическое чувство, психомоторику, творческие способности;

· развить командные качества, личностный потенциал.

Воспитательные:

· совершенствовать навык межличностного общения;

· создать коллектив детей с атмосферой доверия и взаимоуважения;

· приобщить к творчеству авторов-исполнителей.

Образовательные:

· в наиболее доступной форме познакомить участников объединения с основными приемами игры на шестиструнной гитаре, включая звукоизвлечение пальцами правой руки и медиатором;

· сообщать элементарные сведения из теории музыки, необходимые для чтения нотной и буквенно-цифровой записи аккордов;

· познакомить с особенностями певческого дыхания;

· обучить осмысленному и эмоциональному исполнению песен;

· развить навыки концертной и творческой деятельности.

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся будут

знать:

  • ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы, вольты;
  • основы гармонии;
  • жанры музыки.

уметь:

  • читать ноты с листа в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности;
  • получить понятие об ансамблевости: одновременно вдвоем, втроем;
  • начинать и заканчивать игру, петь одноголосные мелодии.

 

К концу второго года обучения учащиеся будут

знать:

  • квинтовый круг тональностей, интервалы в пределах октавы;
  • аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы.

уметь:

  • читать партии инструмента и голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения с учетом динамических оттенков, петь с элементами двухголосья.

 

К концу третьего года обучения учащиеся будут

знать:

  • теорию музыки и сольфеджио.

уметь:

  • владеть инструментом и голосом на уровне;
  • понимать целостность стихов в пении, уметь находить в них свой собственный смысл, чувствовать радость постижения мира, удивляться его красоте и гармонии.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий.

Средства работы:

  • методические (методическая литература, учебные и наглядные пособия);
  • технические (магнитофон, микрофон, камертон).

Учебно-материальная база:

  1. Письменный стол, стул для педагога.
  2. Стулья для учащихся, подставка для ног – 4шт.
  3. Гитара акустическая – 2шт.+ 1 шт. для выступлений с подключением к аккустической системе.
  4. Ремень – 3шт.
  5. Чехол для транспортировки – 3шт.
  6. 3-4 комплекта струн.
  7. Духовая гармоника, блок-флейта, укулеле, кахон, перкусси, камертон.
  8. Компьютер.
  9. Аккустическая система.
  10. Сборники песен, учебные пособия.

Видео

[ "" ]