Программа «Актерское мастерство»

Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.

 

Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития детей.

 

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Современная театральная педагогика выделяет порядка тридцати элементов актерского мастерства. Данная программа развивает в первую очередь: сценическое внимание, сценическое воображение и фантазию, мышечную свободу, эмоциональную память, сценическое действие, актерскую смелость.

 

Программа «Актерское мастерство» является модифицированной. Она разработана на основе программы «Актерское мастерство» кафедры режиссуры и актерского мастерства Санкт-Петербургского гуманитарного университета под руководством Профессора З.Я. Корогодского, с использованием методов К.С. Станиславского и учетом следующих программно-методических материалов: «Актерская грамота» А.П. Ершовой, В.М. Букатовой; «От игры к творчеству» И.М. Кузнецовой; «Волшебный мир театра» С.И. Мерзляковой.

 

Новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Состоит из 3 модулей: «Сценическая речь»; «Сценическое движение»; «Мы – актёры». Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач. Новизна программы так же прослеживается в методиках преподавания, в педагогических технологиях и универсальных подходах к проведению занятий. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать свои образы, все это поможет обучающимся выступать то в роли актёров, то музыкантов, то художников, на практике узнавая о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.

 

Отличительная особенность программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию. Данная программа дает возможность обучающимся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. В программе соединены три вида театрального тренинга: речевого, движенческого и актерского. Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Программа позволяет обучающимся выбирать для освоения модули, которые им наиболее интересны. Эти модули, также могут осваиваться параллельно или в определённой последовательности. Данная программа позволяет «конструировать» индивидуальные образовательные маршруты обучающихся по их запросам.

 

Педагоги

Трапезникова Татьяна Алексеевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, образование высшее педагогическое, педагогический стаж работы 19 лет.

 

Педагог награжден:

  • Почётная грамота Министерства образования НСО, 2018

 

Награждение творческого объединения «Забавушка»:

  • Диплом I степени областного этапа Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная юность России», 2014;
  • Свидетельство образцового детского коллектива НСО, 2016;
  • Диплом II степени областного этапа Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная юность России», 2018;

Содержание программы

Модуль "Сценическая речь«

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Артикуляционная гимнастика» (10 часов)

Тема № 3. «Дыхательный тренинг» (8 часов)

Тема № 4. «Постановка голоса» (12 часов)

Тема № 5. «Дикционный тренинг» (12 часов)

Тема № 6. «Мелодика речи» (8 часов)

Тема № 7. «Голосовые наблюдения» (8 часов)

Тема № 8. «Чтение произведений русской и зарубежной литературы» (10 часов)

Тема № 9. Итоговое занятие (2 часа)

 

Содержание плана 2 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема№ 2. «Дыхательный тренинг» (8 часов)

Тема № 3. «Дикционный тренинг» (12 часов)

Тема № 3. «Голосовой тренинг» (12 часов)

Тема № 4. «Словесное действие» (8 часов)

Тема № 5. «Мелодика речи» (8 часов)

Тема № 6. «Работа над литературным материалом» (14 часов)

Тема № 7. «Артикуляционная гимнастика» (6 часов)

Тема № 8. «Итоговое занятие» (2 часа)

 

Содержание учебного плана 3 года обучения

Тема № 1.Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Дыхательный тренинг» (8 часов)

Тема № 3. «Дикционный тренинг» (12 часов)

Тема № 4. «Голосовой тренинг» (12 часов)

Тема № 5. «Словесное действие» (8 часов)

Тема № 6. «Мелодика речи» (6 часов)

Тема № 7. «Работа над литературным материалом» (16 часов)

Тема № 8. «Артикуляционная гимнастика» (6 часов)

Тема № 9. Итоговое занятие (2 часа)

 

Модуль "Сценическое движение«

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Физический тренинг» (12 часов)

Тема № 3. «Упражнения на релаксацию и освобождение мышц» (10 часов)

Тема № 4. «Темпо-ритм в театральном творчестве» (8 часов)

Тема № 5. «Пластическая выразительность действия и характерности» (16 часов)

Тема № 6. «Танец в драматическом театре» (14 часов)

Тема № 7. «Пантомима» (8 часов)

Тема № 8. Итоговое занятие (2 часа)

 

Содержание учебного плана 2 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Физический тренинг» (12 часов)

Тема № 3. «Упражнения на релаксацию и освобождение мышц» (10 часов)

Тема № 4. «Пластическая выразительность действия и характерности» (14 часов)

Тема № 5. «Танец в драматическом спектакле» (8 часов)

Тема № 6. «Темпо ритм в театральном творчестве» (6 часов)

Тема № 7. «Пантомима» (6 часов)

Тема № 8. «Специальные технические приемы» (12 часов)

Тема № 9 Итоговое занятие (2 часа)

 

Содержание учебного плана 3 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Физический тренинг» (12 часов)

Тема № 3. «Упражнения на релаксацию и освобождение мышц» (10 часов)

Тема № 4. «Пластическая выразительность действия и характерности» (14 часов)

Тема № 5. «Танец в драматическом спектакле» (8 часов)

Тема № 6. «Темпо ритм в театральном творчестве» (6 часов)

Тема № 7. «Пантомима» (6 часов)

Тема № 8. «Специальные технические приемы» (12 часов)

Тема № 9. Итоговое занятие (2 часа)

 

Модуль "Мы – актеры«

Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Творческий туалет и тренинг» (8 часов)

Тема № 3. «Навыки рабочего самочувствия» (6 часов)

Тема № 4. «Гимнастика чувств» (10 часов)

Тема № 5. «Развитие фантазии и воображения» (12 часов)

Тема № 6. «Я предмет» (8 часов)

Тема № 7. «Наблюдения» (8 часов)

Тема № 8. «Этюдная работа» (10 часов)

Тема № 9. «Основы макияжа и сценического грима» (6 часов)

Тема № 10. «Работа над спектаклем» (70 часов)

Тема № 11. «Показ спектакля зрителям» (2 часа)

Тема № 12. Итоговое занятие (2 часа)

 

Содержание учебного плана 2 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Актерский тренинг» (50 часов)

Тема № 3. «Художественная форма спектакля» (6 часов)

Тема № 4. «Событийно-действенный анализ» (4 часа)

Тема № 5. «Этюдно-репетиционная работа» (20 часов)

Тема № 6. «Работа по созданию спектакля» (54 часа)

Тема № 7. «Сценическая деятельность» (6 часов)

Тема № 8. Итоговое занятие (2 часа)

 

Содержание учебного плана 3 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Актерский тренинг» (52 часа)

Тема № 3. «Событийно-действенный анализ» (2 часа)

Тема № 4. «Этюдно – репетиционная работа» (20 часов)

Тема № 5. «Жанр и способ существования» (2 часа)

Тема № 6. «Работа по созданию спектакля и роли» (56 часов)

Тема № 7. «Сценическая деятельность» (8 часов)

Тема № 8. Итоговое занятие (2 часа)

 

 

Цели программы

Цель: гармоничное развитие личности ребёнка средствами театрального искусства; развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены». Задачи:

 

Предметные:

  • формировать и развивать артистические способности учащихся;
  • формировать навык восприятия музыки и выражения своего отношения к музыкально-литературному произведению;
  • формировать навык создания художественного образа во время исполнения музыкальных произведений;
  • формировать и развивать умение воплощать представления и фантазии в учебной работе;
  • формировать и развивать умение применять полученные знания, умения, навыки в процессе подготовки спектакля в качестве исполнителя конкретной роли;
  • развивать слух, речь, способность управлять своим дыханием;
  • развивать знания, умения, навыки в области театральных дисциплин (сценическая речь, сценическое движение, сценическое действие);
  • формировать и расширять знания обучающихся в области театра, драматургии;
  • формировать стойкой интерес к отечественному и мировому театральному искусству.

 

Метапредметные:

  • формировать потребность в систематическом коллективном творчестве;
  • способствовать общекультурному и эстетическому развитию обучающихся;
  • расширять музыкально-художественный кругозор детей на лучших образцах литературных и музыкальных произведений;
  • развивать образное мышление, фантазию и воображение;
  • формировать и развивать пластические и речевые данные обучающихся;
  • обучать вариантам снятия внутренних и внешних зажимов обучающихся;
  • формировать навык целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;
  • формировать навыки работы с информацией;
  • формировать навыки проектирования и технологии портфолио, умение представлять результаты собственной деятельности;
  • развивать творческое и логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи.

 

Личностные:

  • воспитывать у детей любовь к театральному искусству;
  • формировать внутреннюю мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать культуру общения в коллективе, внимательное и ответственное отношение к творческому процессу;
  • приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
  • формировать гражданскую позицию, патриотизм, толерантность.

Результат программы

Предметные:

  • устойчивый интерес к театральному искусству;
  • наличие практических навыков исполнения роли;
  • знать приемы разминки и разогрева тела;
  • произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках;
  • знание элементарной театральной и музыкальной терминологии;
  • умение адекватно оценить произведение и персонажей в нем;
  • умение преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;
  • владение навыком творческой работы как самостоятельно, так и в коллективе;
  • владение своим телом в достаточной степени для воплощения в образ;
  • умение делать разбор прозаического и поэтического текста;
  • умение пользоваться дыханием;
  • умение передавать авторский замысел произведения с помощью органического сочетания слова и действия;
  • владение навыками эмоциональности, образного мышления;
  • сформированные знания, умения и навыки, необходимые для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере театрального искусства.

 

Личностные:

  • сформированные и развитые личностные качества, необходимые для взаимодействия в творческом коллективе (самодисциплины, выносливости, чувства товарищества и т. д.);
  • сформированная мотивация к учебной деятельности;
  • формирование социально значимых компетенций;
  • устойчивый интерес к самообразованию;
  • сформированные личностные качества: отношение к труду, природе, людям;
  • владеть навыком публичного выступления;
  • знание основ здорового образа жизни;
  • проявление активной жизненной позиции;
  • воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.

 

Метапредметные:

  • умение использовать полученные знания в практической деятельности;
  • самооценка полученного результата;
  • владение высоким уровнем культуры и мышления;
  • умение реализовать себя в творческой деятельности;
  • умение самостоятельно пополнять собственные знания, применять их в жизни и передавать другим;
  • умение находить различные решения поставленной задачи и грамотно распределять свободное время.

Особые условия проведения

В творческое объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

  • светлое, просторное репетиционное помещение с возможностью плотного затемнения;
  • театральный (зрительный) зал с технически оборудованной сценой и комнатой для переодевания и гримирования;
  • декорации и мобильная мебель (ширмы, столы, стулья, скамейки, кубы и т.п.);
  • сценические аксессуары (ткани, баннеры, декорации, костюмы, реквизит);
  • мобильное световое оборудование (видеопроектор, лампа ПРК ультрафиолетовая сценическая, мобильный прожектор слежения (световая пушка);
  • экран, компьютер, мультимедийный проектор, фотокамера, видеотека;
  • мобильное звуковое оборудование, фонотека театральных шумов и музыки, детские музыкальные инструменты;
  • спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, маты, коврики); большое и малые зеркала;
  • гримировальные принадлежности (краски для лица, театральный грим, средства постижа (парики, усы, бороды и т.п.);
  • гиенические и медицинские принадлежности, аптечка для оказания первой медицинской помощи.

 

Занятия проводиться в просторном, проветриваемом кабинете, обеспечивающем свободу перемещения, со столами и стульями для обучающихся и педагога.

 

Требования к одежде обучающихся: обувь должна быть мягкой, лёгкой, обеспечивающей свободу движений (чешки, балетки). Форма одежды для занятий облегчённая, она должна быть удобной и не стеснять движений – предпочтительно спортивная форма.

 

Информационное обеспечение программы:

  • буклет о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Актерское мастерство";
  • информационные листовки о театральном коллективе "Забавушка";
  • информационные плакаты (стенд, баннер) о театральном коллективе "Забавушка";
  • информационные листовки с режимом работы и расписанием занятий;
  • визитные карточки с указанием контактов и местонахождения;
  • афиши с рекламой и анонсами представлений, репертуарные листы, программки мероприятий;
  • памятки для родителей (законных представителей);
  • памятки детей о правилах внутреннего распорядка, безопасности и пр.