Программа «Этюд»

Дополнительная общеобразовательная программа «Этюд» художественной направленности рассчитана на детей 7-14 лет. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.

 

У детей 7-10 лет очень развито воображение, фантазия. Дети только начинают знакомиться с театральными терминами, куклами, поведением в театре. Изучая историю и виды театра, дети учатся правильно отрабатывать дикцию, поведение на сцене, учатся работать в группах, в парах, читать по ролям, что развивает у них эстетическое чувство.

 

Творчество детей 11-14 лет проявляется в театральных постановках, через участие в концертах и т.д. Дети свободно общаются со сверстниками и работают в группах, что способствует творческой активности, повышает и расширяет познавательные интересы. При изучении театрального искусства воспитываются нравственные качества детей. Дети обретают уверенность в себе, создается эмоциональный комфорт.

 

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов:

  • Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
  • Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
  • Раздел «Кукольный театр» включает занятия, направленные на оживление героя, совершенствование техники владения куклой, развитие умений голосовой импровизации.
  • Раздел «Теневой театр» включает занятия по изготовлению персонажей и декораций теневого театра, практические занятия на развитие умений и навыков владения теневой игрушкой, озвучивание героев, показ сказок.
  • Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
  • Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Педагоги

Верлова Елена Яковлевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее. В 1999 году Куйбышевский филиал НГПУ. Квалификация «Учитель математики, информатики и основ экономики» по специальности «Математика – информатика».

Общий стаж педагогической деятельности: 18 лет.

 

В 2018 году курсы повышения квалификации по теме «Организация работы с одарёнными детьми» (72 часа) в СДО ЦНОИ г. Санкт – Петербург.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Культура и техника речи − 12 ч.
  3. Ритмопластика − 14 ч.
  4. Кукольный театр − 24 ч.
  5. Теневой театр − 26 ч.
  6. Этика и этикет − 10 ч.
  7. Театральная игра − 54 ч.
  8. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Культура и техника речи − 14 ч.
  3. Ритмопластика − 20 ч.
  4. Кукольный театр − 20 ч.
  5. Теневой театр − 20 ч.
  6. Этика и этикет − 12 ч.
  7. Театральная игра − 54 ч.
  8. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Культура и техника речи − 12 ч.
  3. Ритмопластика − 24 ч.
  4. Кукольный театр −1 6 ч.
  5. Теневой театр − 22 ч.
  6. Этика и этикет − 12 ч.
  7. Театральная игра − 54 ч.
  8. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель программы − развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления детей средствами театрального искусства.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Обучить театральному мастерству.
  • Расширить представление детей об истории театра, видах театра (кукольный, пальчиковый театр, театр Петрушки, теневой театр, балаганы и т.д.), уметь их различать.
  • Научить правильно произносить звуки, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью.
  • Научить работать с театральной куклой и в спектакле.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое отношение к театральному искусству, интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Воспитывать доброту, справедливость, честность, ответственность, терпение и трудолюбие.

Развивающие:

  • Развить творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления, внимания, наблюдательности.
  • Развить творческую самостоятельность в создании художественного образа.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные театральные термины;
  • виды театров и театральных кукол;
  • культуру поведения в театре;
  • строение перчаточной куклы;
  • технику работы с перчаточной куклой;
  • правила работы на ширме.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • взаимодействовать с партнером, передавать свои мысли жестами и мимикой;
  • читать пьесы по ролям;
  • выразительно произносить текст роли;
  • работать в пантомиме;
  • слушать и вступать в диалог с товарищами;
  • работать с реквизитом;
  • работать с перчаточной куклой на ширме.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • культуру речи;
  • культуру поведения на сцене и т.п.;
  • правила работы с теневым театром;
  • технику работы с теневой куклой.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • работать в актерской паре;
  • работать в пантомимическом этюде;
  • работать с реквизитом;
  • работать с теневой куклой.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику работы с гримом;
  • культуру речи;
  • культуру поведения на сцене и т.п.;
  • правила работы с теневым театром;
  • технику работы с теневой куклой.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • работать с гримом;
  • работать в актерской паре;
  • работать в пантомимическом этюде;
  • работать с реквизитом;
  • работать с теневой куклой.

Особые условия проведения

К каждому репертуару требуется новый реквизит и новые костюмы. Обучение по программе бесплатное.

Материально-техническая база

  1. Кабинет для занятий;
  2. компьютер;
  3. акустическая система;
  4. скамейки;
  5. зеркальная стена;
  6. костюмы;
  7. комплекты перчаточных кукол;
  8. телевизор.