Предпрофессиональная программа «Легкая атлетика»

  • (3)

Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний.

 

Популярность и массовость занятий легкой атлетикой объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

 

Актуальность данной программы заключается в многообразной направленности на базовом и углубленном уровнях. Убедительно доказано, что максимальный прогресс юного спортсмена в специализации требует, в качестве самого необходимого условия, общего роста функциональных возможностей организма, постоянного расширения фонда навыков и умений, повышения двигательной культуры. Именно многоборное содержание тренировки юных легкоатлетов характеризуется преимущественной направленностью на эффективность базовой подготовки. Она в свою очередь, обеспечивает спортсменам надежную основу для дальнейшего спортивного совершенствования и создает благоприятные предпосылки для достижения результатов высокого класса.

 

Отличительные особенности программы:

В данной программе обобщен и отражен опыт работы детско-юношеских спортивных школ по лёгкой атлетике, отражающий основные принципы обучения в целом и спортивной подготовки в частности. Программа адаптирована к условиям работы в данном образовательном учреждении и имеет некоторые особенности.

 

Во-первых, предварительного отбора для занятий в секции не проводится. Поэтому программа является достаточно гибкой и предусматривает возможность подключения подростков к занятиям на втором, третьем и последующих годах обучения при наличии у подростка соответствующего уровня технической подготовки, физического развития и при успешном выполнении контрольных нормативов.

 

Во-вторых, содержание программы обусловлено климатическими условиями Сибирского региона. Естественная двигательная активность детей в условиях продолжительной зимы значительно снижена. Повышение количества двигательных единиц детей осуществляется не только за счет организации в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса, но и дополнительной работы по индивидуальным планам в течение учебного года и на период отпусков у тренеров-преподавателей. Индивидуальные планы для обучающихся составляются с учетом следующих критериев: возраст, пол, антропомет­рические признаки, уровень физического развития, уровень технической подготовленности.

 

При подготовке особое внимание уделяется работе с юными легкоатлетами, учитывая особенности девушек – их склонность к более выра­женному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работос­пособности. Кроме того, в целях закаливания и оздоровления детей, предусмотрено проведение занятий (как целиком так и частично) на открытом воздухе в течение всего периода подготовки.

 

В–третьих, в связи с отсутствием спортивного отбора в группы, снижены нормативные требования по разделам подготовки и требования к выполнению спортивных разрядов.

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью систематизации процесса многолетней подготовки юных спортсменов, учитывающей научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации физического развития воспитанников. Полная реализация программы поможет воспитанникам достичь результатов 2, 1 спортивных разрядов в избранном виде легкой атлетики в соответствии с природными задатками.

 

Реализация программы предполагает следующие формы организации деятельности воспитанников: групповые учебно-тренировочные занятия, контрольно-переводные тесты, соревнования, теоретические занятия, восстановительные мероприятия, диспансеризация, судейская практика.

Педагоги

Калиниченко Александр Владимирович - высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 30 лет, Почетная грамота мэрии города Новосибирска, губернатора Новосибирской области; воспитанники – победители и призёры первенства России, чемпионатов и первенств СФО, НСО.

 

Колупаев Владимир Алексеевич – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, Отличник физической культуры и спорта, стаж педагогической работы 41 год; воспитанники – неоднократные призёры первенства России, СФО, финалисты «Президентских Игр» в г. Анапа и «Шиповка юных», по итогам 2018 и 2019 годов стали лауреатами проекта "1000 талантов России".

 

Савилова Наталья Юрьевна – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, Кандидат в мастера спорта, стаж педагогической работы 12 лет, воспитанники – призёры районных и городских соревнований.

 

Черкашина Ирина Анатольевна – высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы 21 год, Мастер спорта международного класса, двукратная победительница Московского марафона (2013, 2014), Чемпионка Азии среди юниоров в беге на 1500 м (1999), участница Олимпийских Игр (2016) в марафонском беге; воспитанники – призёры районных и городских соревнований.

 

Федоров Сергей Петрович – высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория, Отличник физической культуры и спорта, стаж педагогической работы 37 лет; воспитанники – победители и призёры районных, городских и областных соревнований.

 

Федоров Игорь Геннадьевич – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 9 лет, воспитанники – призёры районных, городских и областных соревнований.

 

Чученкин Михаил Леонидович – высшее профессиональное образование, первая квалификационная категория, стаж педагогической работы 9 лет; воспитанники – участники Чемпионата России (6 место), победители Всероссийских соревнований по легкоатлетическому многоборью, призёры Спартакиады учащихся СФО, победители и призёры районных, городских, областных соревнований, по итогам  2019 года стали лауреатами проекта "1000 талантов России".

Содержание программы

Продолжительность учебного года – 52 недели.

На базовом уровне учебные занятия ведутся 3, 4 раза в неделю по 2,3 часа.

На углубленном уровне – 4 раза в неделю по 3 часа.

 

Учебный план делится на уровни подготовки:

- Базовый уровень подготовки (БУ) – 6 лет.

- Углубленный уровень подготовки (УУ) – 2 года.

 

Содержание учебного плана включает в себя следующие разделы:

1. Обязательные предметные области:

- Теория

- Общая физическая подготовка (ОФП)

- Избранный вид спорта:

  • техническая подготовка
  • специальная физическая подготовка (СФП)
  • тактическая подготовка
  • интегральная подготовка
  • участие в соревнованиях
  • инструкторская и судейская практика
  • восстановительные мероприятия
  • основы профессионального самоопределения

2. Вариативные предметные области:

  • различные виды спорта и подвижные игры
  • развитие творческого мышления
  • специальные навыки
  • национальный региональный компонент
  • спортивное и специальное оборудование


3. Физкультурные и спортивные мероприятия

4. Самостоятельная работа

5. Аттестация (промежуточная и итоговая)

Цели программы

Оздоровление и укрепление организма, воспитание физически крепкой, психологически устойчивой личности, подготовка спортсменов – разрядников 3,2,1 спортивных разрядов, членов сборной команды района, города, области.

 

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать стойкий интерес к занятиям легкой атлетикой;

- подготавливать инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике;

- формировать специальные знания, умения и навыки;

- подготавливать обучающихся к выполнению контрольных и разрядных нормативов.

 

Развивающие:

- развивать физические способности;

- раскрывать потенциал каждого ребенка;

- содействовать гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности, укреплению здоровья учащихся;

- неуклонно повышать тренировочные и соревновательные нагрузки в процессе многолетней подготовки.

 

Воспитательные:

- воспитывать нравственных, эстетических, личностных качеств обучающихся;

- формировать взаимопонимание и бесконфликтность в общении;

- подготавливать волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов.

Результат программы

По окончании групп базового уровня подготовки:

 

Воспитанник будет знать.

1. Правила поведения учащихся при занятиях спортом.

2. Общие гигиенические требования к занимающимся легкой атлетикой. Режим дня спортсмена.

3. Основные исторические события в развитии физкультуры и спорта. Краткую историю олимпийского движения.

4. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.

5. Общее понятие о технике спортивного упражнения.

6. Основные правила проведения соревнований в избранном виде легкой атлетики. Права и обязанности участников соревнований.

 

Воспитанник будет уметь:

1. Проводить самостоятельную разминку.

2. Выполнять основные легкоатлетические упражнения – бег, прыжки, метания с проявлением максимальных усилий.

3. Выполнять специальные беговые, прыжковые и бросковые упражнения.

4. Выполнять общефизические упражнения.

5. Выполнять нормативы контрольно-переводных испытаний.

 

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

1. Спланировать собственный режим труда и отдыха.

2. Соблюдать личную гигиену.

3. Использовать простейшие виды закаливания.

4. Соблюдать технику безопасности на тренировке, дома и на улице.

 

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

1. Умение работать в команде.

2. Стабильное посещение занятий, дисциплинированность и трудолюбие.

 

По окончании групп углубленного  уровня:

 

Воспитанник будет знать.

1. Спортивный травматизм и меры его предупреждения.

2. Историю развития легкой атлетики как вида спорта.

3. Краткие сведения о положениях действующей спортивной классификации.

4. Понятие здорового образа жизни. Вред алкоголизма, наркомании и табакокурения.

5. Основные сведения о костной системе, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системах, мышечном и связочном аппарате, влияние физических упражнений на их развитие и работоспособность.

6. Врачебный контроль и самоконтроль на занятиях легкой атлетикой.

7. Основы техники бега, прыжков, метаний.

8. Виды соревнований. Положение о соревновании, программа и график проведения.

 

Воспитанник будет уметь.

1. Проводить разминку с группой.

2. Выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания) в соревновательной форме.

3. Физически и психологически самостоятельно готовиться к соревновательной деятельности.

4. Анализировать результаты соревновательной деятельности.

5. Выдерживать в полном объеме тренировочную нагрузку.

6. Выполнять соревновательное упражнение на уровне нормативов юношеских и III спортивных разрядов.

 

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

1. Противостоять влиянию негативного воздействия улицы.

2. Соблюдать режим дня, питания, труда и отдыха.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Проводить простейший самоконтроль физического состояния (оценка самочувствия, пульсометрия).

 

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

1. Выступать в качестве лидера группы в отдельных спортивных мероприятиях.

2. Регулярно участвовать в соревнованиях.

3. Оказывать помощь в сохранении материально-технической базы школы.

Особые условия проведения

Допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

Учебное помещение:

Спортивные и тренажерные залы образовательных организаций.

 

Материально-техническое обеспечение:

Скакалки, гантели, набивные мячи, стартовые колодки, конусы, мат гимнастический, шиповки, штанга, мячи для метания, секундомеры.

 

Информационное обеспечение:

1. Библиотека международной спортивной информации. //http://bmsi.ru

2. Консультант Плюсwww.consultant.ru:

3. Минспорта РФ Минспорта РФ //http://www.minsport.gov.ru/sport/

4.Всероссийский реестр видов спорта. //http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/

 

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии.

Игровая технология.

Метод проектов.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ).

Технология уровневой дифференциации.

Технология личностно-ориентированного обучения.