Программа «Наблюдашка»

Дошкольный возраст и начальный младший школьный возраст – это самый благоприятный период для воспитания экологической культуры. Ведь уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, эмоционально воспринимать её, познавать природу и выражать отношение к ней своим поведением.

 

На начальном этапе в творческое объединения приходят дети, у которых не сформирована правильная экологическая модель поведения, поэтому и возникла необходимость в создании экспериментальной программы для дошкольников и младших школьников. программы по экологии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку провести исследование и привлечь родителей, например, при создании индивидуальных проектов.

 

Родители учащихся, которые посещают ЦДОД, уделяют больше внимания детям, поэтому при реализации этой программы необходимо взаимодействие с родителями. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и ведущей деятельности – игровой, направлена на практико-ориентированное обучение. Программа построена на принципах: природосообразности и гуманизма. В данной программе используются инновационные технологии: игровые и исследовательские.

 

Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, в которой ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах природы, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности (внимания, логики, эмоциональной памяти, развитой речи), т.е. умения держать себя в обществе.

 

Задача исследовательской деятельности – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать полученные знания. В результате дети не только получают необходимые знания при исследованиях, но и социальный опыт.

Педагоги

Романцан Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, стаж − 31 год, курсы 2017 год, ГАПОУ НСО.

 

Прокопенко Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, стаж - 14 лет, курсы 2017 год, ГАПОУ НСО.

 

Соболевская Елизавета Николаевна, педагог дополнительного образования, без квалификационной категории, стаж - 2 года, курсы 2018 год, ГАПОУ НСО.

Содержание программы

Учебный план.

1-й год обучения:    

  1. Четыре стихии мира - 18 часов.
  2. Времена года - 10 часов.
  3. Приборы-измерители - 7 часов.
  4. Охрана природы - 5 часов.
  5. Мир флоры - 11 часов.
  6. Мир фауны - 17 часов.   
  7. Итого: 68 часов.

 

 2-й год обучения:

  1. Темы расширены.
  2. Четыре стихии мира - 18 часов.
  3. Времена года - 10 часов.
  4. Приборы-измерители - 7 часов.
  5. Охрана природы - 5 часов.
  6. Мир флоры - 11 часов.
  7. Мир фауны - 17 часов.   

Итого: 68 часов.

Цели программы

Цель программы – формирование у учащихся элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 

Содержание предполагает решение следующих задач:

Предметные:

  • дать представление о живой и неживой природе через опыты и исследования;
  • формировать систематизированные представления о представителях растительного и животного мира, процессах, явлениях, закономерностях в живой природе;
  • приобретать опыт проведения несложных экспериментов для изучения биологических объектов;
  • формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

 

Метапредметные:

  • развивать навыки наблюдений в природе, постановки научных экспериментов и способности анализировать их;
  • овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в обучающей и познавательной деятельности;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 

Личностные:

  • сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, привлекая родителей;
  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • понятия живая и неживая природа; времена года; флора, фауна;
  • измерительные приборы: термометр, барометр, микроскоп и т.д.;
  • свойства воды, воздуха, почвы;
  • охраняемые природные территории.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять погоду, температуру воздуха, воды и почвы;
  • ориентироваться в пространстве по компасу;
  • высаживать растения, ухаживать и наблюдать за их ростом;
  • измерять высоту растения с помощью линейки.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами научного эксперимента и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет для занятий площадью 50 м2, расположенный по адресу город Барабинск, улица Деповская, дом 15, на базе МКОУ СОШ № 92.

 

 Материально-техническое обеспечение:

  • АРМ педагога (компьютер, проектор, сканер, принтер);
  • материально-техническое обеспечение программы: компасы, микроскопы, термометр, барометр – это необходимое оборудование на весь период реализации программы для заявленного контингента учащихся;
  • информационное обеспечение программы – сотрудничество с районной центральной библиотекой позволяет нам пользоваться любой необходимой учебно-методической литературой по всем разделам программы.