Программа «Музыкальная фантазия»

Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Деревянные ложки до сих пор являются распространённым предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным инструментом. Деревянные ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства.

Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная фантазия» заключается в приобщении детей к народной культуре, её традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, к возрождению культурных ценностей.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры можно начинать в любом возрасте.

Основной формой музыкальной деятельности в учреждениях дополнительного образования предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия учащихся, но и обучение их игре на народных шумовых инструментах, пению, движениям в музыкальных играх и плясках.

Новизна и отличительная особенность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся, на практическое применение навыков игры на инструментах. Игра на деревянных ложках доступна детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Доступность деревянных ложек, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят учащимся радость, помогает самораскрыться и саморазвиться через активную созидательную деятельность. Игра на деревянных ложках активно влияет на развитие координации движений, на тонкую моторику, а также быстроту реакций. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная фантазия» художественной направленности.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная фантазия» рассчитана на учащихся от 8 до 15 лет, желающих обучаться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными.

Для многих учащихся игра на деревянных ложках помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности учащихся, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание учащегося. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

У учащихся 8-10 лет игра на деревянных ложках и народных шумовых инструментах помогает развитию творческого мышления. Дети начинают работать группами, парами, что приобщает их к дружбе, взаимопомощи.

Учащиеся 11-13-летнего возраста, обучаясь игре на народных шумовых инструментах, развивают музыкальную память, внимание. Занятия музыкой воспитывает в них духовно-нравственные качества.

Для учащихся 14-15 лет игра на деревянных ложках и народных шумовых инструментах прививает любовь к народному творчеству, развивает музыкальную фантазию, творческие способности, приобщает к самостоятельной работе. У учащихся формируется внимание, усидчивость, терпение, многие начинают чувствовать себя раскованнее. Учащиеся приобретают уверенность в себе и движутся к достижению своей цели.

Педагоги

Рекуц Александр Иванович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель ансамбля ложкарей «Забава»

Педагогический стаж: 5 лет

Образование высшее. В 1996 году окончил Омский филиал Алтайского государственного института культуры, квалификация «Преподаватель специальных дисциплин» по специальности «Инструментальное исполнительство».

Категория: первая категория с 25.09.2018 по 25.09.2023 Приказ № 9-АК от 24.10.2018 Издал: Министерство образования Новосибирской области


Повышение квалификации:
- 2015 г., ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», «Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа.
- 2018 г., Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербург, по дополнительной профессиональной программе «Методическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования», 72 часа;
-2020 г., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.

Награды:

  1. Благодарственное письмо за высокое педагогическое мастерство и подготовку Лауреата Гран-при VII Международного конкурса искусств «Золотая Сибирь» в номинации «Народные инструменты» (2016 год)
  2. Диплом I степени III областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание – 2016». Номинация «Учитель-ученик-музыкальное исполнительское мастерство» (2016 год)
  3. Почётная грамота Управления образования Чановского района (2016 год)
  4. Почётная грамота Администрации Чановского района (2018 год)

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа
  2. Знакомство с шумовыми инструментами (деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка) − 12 часа
  3. Выработка исполнительской установки − 16 часов
  4. Выработка унисонного звучания − 24 часа
  5. Работа над звукоизвлечением народных шумовых инструментов − 24 часа
  6. Слушание музыки − 16 часов.
  7. Работа над репертуаром − 16 часов
  8. Игра в ансамбле − 12 часов
  9. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 16 часов
  10. Концертная деятельность − 4 часа
  11. Итоговое занятие − 2 часа

Всего: 144 часа

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 часа
  2. Музыкальная грамота − 16 часов
  3. Жанры в музыке − 12 часов
  4. Музыкально-ритмические движения − 24 часа
  5. Работа над звукоизвлечением народных шумовых инструментов − 30 часов
  6. Сценическое оформление репертуара − 20 часов
  7. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 32 часа
  8. Концертная деятельность − 6 часов
  9. Итоговое занятие − 2 часа

Всего: 144 часа

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 часа
  2. Знакомство и изучение струнных инструментов (тамбурин, барабан, маракасы, рубель, бубен) – 12 часов
  3. Инструментально-ансамблевая работа − 26 часов
  4. Игра в ансамбле с использованием изученных инструментов – 22 часа
  5. Художественно-исполнительские средства выразительности – 22 часа
  6. Сценическое оформление репертуара – 20 часа
  7. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 32 часа
  8. Концертная деятельность − 6 часов
  9. Итоговое занятие − 2 часа

Всего: 144 часа

 

Четвёртый год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 часа
  2. Образовательно-музыкальная деятельность − 16 часов
  3. Освоение виртуозных приемов на ложках на ложках, комбинирование их с ритмичными движениями − 36 часов
  4. Знакомство и изучение струнных инструментов (балалайка, домбра, контрабас) – 16 часов
  5. Игра в ансамбле с использованием шумовых и ударных музыкальных инструментов - 44 часа
  6. Сценическое оформление репертуара − 20 часов
  7. Конкурсная и концертная деятельность − 8 часов
  8. Итоговое занятие − 2 часа

Всего: 144 часа

Цели программы

Цель программы: обучение детей игре на деревянных ложках, народных шумовых инструментах и развитие музыкально-творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с русскими народными инструментами, их историей, музыкальными традициями русского народа.
  • Научить основам техники игры на деревянных ложках.
  • Научить выразительно исполнять свою партию в ансамбле.
  • Развивать исполнительскую волю.
  • Научить основам музыкальной грамоты.
  • Сформировать необходимые навыки и умения для дальнейшего совершенствования в игре на народных шумовых и струнных инструментах.

Развивающие:

  • Развить внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.
  • Развивать ритмический слух.
  • Развить творческий потенциал.
  • Сформировать стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.
  • Развивать эстетический вкус.
  • Способствовать расширению общекультурного кругозора.
  • Развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательные:

  • Способствовать мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству.
  • Воспитывать трудолюбие и целеустремлённость.
  • Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
  • Воспитывать толерантность.
  • Воспитание культурно-образовательной личности.
  • Воспитание художественного вкуса.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Результат программы

Первый учебный год:

В результате реализации программы учащиеся будут

ЗНАТЬ

  • основные музыкальные термины;
  • что такое концерт и его виды;
  • правила поведения артиста на сцене и в зрительном зале;
  • шумовые музыкальные инструменты – деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка;
  • основные приёмы игры на деревянных ложках;
  • названия приёмов игры на деревянных ложках;
  • свою партию в ансамбле и время вступления;
  • правильную посадку за инструментом.

УМЕТЬ:

  • играть на шумовых музыкальных инструментах: деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка;
  • играть в ансамбле;
  • правильно держать инструмент;
  • правильно сидеть с инструментом;
  • добиваться плавности, ровности мелодии ритма.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут

ЗНАТЬ:

  • музыкальные термины «тремоло», «стокато», «легато», «дробь»;
  • творчество известных ложкарей, ансамблей ложкарей;
  • сложные приёмы игры на деревянных ложках;
  • жанры музыки;
  • названия танцевальных движений: «выпады», «пружинка», «ковырялочка», «притопы»;
  • приёмы игры по ручкам деревянных ложек: скользящие удары; сочетание скользящих ударов с ударами по тыльной части «Крестики», «Замочки», «Веер», «Юбочка»;
  • правила поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕТЬ:

  • использовать сложные приёмы игры на деревянных ложках в произведениях;
  • использовать приёмы игры по ручкам деревянных ложек: скользящие удары; сочетание скользящих ударов с ударами по тыльной части «Крестики», «Замочки», «Веер», «Юбочка»;
  • сочетать приёмы игры на деревянных ложках с музыкально-ритмическими движениями.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут

ЗНАТЬ:

  • музыкальные термины: «фраза», «мотив», «ритм», «пульс», «образность», «контрастность»;
  • ударно-шумовые инструменты: тамбурин, барабан, маракасы, рубель, бубен;
  • приёмы игры на тамбурине, барабане, маракасах, рубеле, бубне;
  • приёмы игры на деревянных ложках: на двух ложках – «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Солнышко»; на трёх ложках – «Форшлаги», «Подцепы»; на ложках в паре – «Дуга», «Качели», «Линеечка», «Круг», «Капельки»;
  • характер звучания, динамику и темп игры на деревянных ложках;
  • культуру поведения во время выступления на сцене и в зрительном зале.

УМЕТЬ:

  • играть на ударно-шумовых инструментах: тамбурин, барабан, маракасы, рубель, бубен;
  • исполнять усложненные основные приёмы игры на деревянных ложках;
  • качественно исполнять музыкальный номер;
  • сочетать приёмы игры на деревянных ложках с музыкально-ритмическими движениями.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы учащиеся будут

ЗНАТЬ:

  • ударно-шумовые инструменты;
  • струнные инструменты – балалайка, домра, контрабас;
  • приёмы игры на ударно-шумовых и струнных инструментах.

УМЕТЬ:

  • исполнять сложные приёмы игры на деревянных ложках;
  • играть на ударно-шумовых инструментах;
  • играть на струнных инструментах;
  • создавать сценический имидж.

Планируемые результаты освоения программы

  • Личностные результаты:

1. Через ансамблевое исполнительство учащиеся учатся слышать и слушать других участников ансамбля, группы.

2. Игра в ансамбле вырабатывает такие черты характера как целеустремлённость, аккуратность, доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению.

3. Появляется стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы (выбор репертуара).

  • Предметные результаты:

1. Учащиеся овладевают исполнительством игры на деревянных ложках и народных шумовых инструментах, основой музыкальной грамоты.

2. Учащиеся знакомятся с интересным и разнообразным по жанру репертуаром, со стилевыми особенностями изучаемых произведений.

3. Знают историю исполнительства на русских народных инструментах.

4. У учащихся происходит рост мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству.

5. Обеспечивается всестороннее музыкальное развитие.

6. Учащиеся самостоятельно или с помощью педагога находят практические применения своих умений (в домашних семейных концертах, как подарок для друзей, как участник концертного мероприятия в классе, в школе).

7. Учащиеся могут отобрать и систематизировать необходимую информацию из книг, справочников.

  • Метапредметные результаты:

1. Развитие внимания, музыкального слуха, мышления, воображения.

2. Развитие творческого потенциала.

3. Развитие эстетического вкуса.

4. Расширение общекультурного кругозора.

 

Особые условия проведения

Обучение бесплатное. Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

  1. Кабинет.
  2. Письменный стол, стул для педагога.
  3. Стулья для учащихся.
  4. Табуретки для выступления учащихся.
  5. Компьютер, аудиозаписи, видеозаписи, диски.
  6. Нотная, дидактическая и методическая литература.
  7. Народные шумовые инструменты – бубен или тамбурин, коробочки, ложки, маракасы, барабан, треугольники, тарелочки, металлофон, ксилофон, трещотки, палочки и т.д.
  8. Костюмы, необходимый реквизит для концертных номеров.
  9. Шкаф для хранения литературы, инструментов и концертных костюмов.

Стоимость

Обучение бесплатное, очное.

Видео

[ "", "", "" ]