Программа «Музыкальная фантазия»

Образовательная программа «Музыкальная фантазия» художественной направленности, реализуется в течение 4 лет. В нее включена как теоретическая, так и практическая часть вопросов, с преобладанием практических. Образовательная программа рассчитана на возраст 8-15 лет.


Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. У них улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.


Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


Игра на народных шумовых инструментах (деревянные ложки) расширяет сферу музыкальной деятельности учащихся, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.


У детей 8-10 лет игра на музыкальных инструментах помогает развитию творческого мышления. Дети начинают работать группами, парами, что приобщает их к дружбе, взаимопомощи.


Дети 11-13-летнего возраста, обучаясь игре на шумовых инструментах, развивают музыкальную память, внимание. Занятия музыкой воспитывает в них духовно-нравственные качества.


Для детей 14-15 лет игра на шумовых инструментах прививает любовь к народному творчеству, развивает музыкальную фантазию, творческие способности, приобщает к самостоятельной работе. У обучающихся формируется внимание, усидчивость, терпение, многие начинают чувствовать себя раскованнее. Дети приобретают уверенность в себе и движутся к достижению своей цели.

Педагоги

Рекуц Александр Иванович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее, Алтайский институт культуры.

Педагогический стаж: 7 лет.

 

В 2016 году награждён дипломом 1 степени 3 областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание – 2016». В 2018 году награждён Почётной грамотой администрации Чановского района.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Знакомство с шумовыми инструментами (деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка) − 6 ч.
  3. Выработка исполнительской установки − 8 ч
  4. Выработка унисонного звучания − 10 ч.
  5. Работа над звукоизвлечением инструментов (шумовых, народных) − 12 ч.
  6. Слушание музыки − 8 ч.
  7. Работа над репертуаром − 8 ч.
  8. Игра в ансамбле − 6 ч.
  9. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 8 ч.
  10. Концертная деятельность − 2 ч.
  11. Занятие − 2 ч.

Всего: 72 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие −2 ч.
  2. Музыкальная грамота − 8 ч.
  3. Жанры в музыке − 6 ч.
  4. Музыкально-ритмические движения − 10 ч.
  5. Работа над звукоизвлечением инструментов − 14 ч.
  6. Сценическое оформление репертуара − 8 ч.
  7. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 16 ч.
  8. Концертная деятельность − 6 ч.
  9. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 72 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Инструментально-ансамблевая работа − 14 ч.
  3. Художественно-исполнительские средства выразительности – 12 ч.
  4. Сценическое оформление репертуара – 10 ч.
  5. Постановка концертных номеров и воспитание артистизма − 18 ч.
  6. Концертная деятельность −14 ч.
  7. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 72 часа.

 

Четвёртый год обучения:

  1. Вводное занятие − 2 ч.
  2. Образовательно-музыкальная деятельность − 6 ч.
  3. Ударно-шумовые инструменты (тамбурин, барабан, трещотки, маракасы, рубель, бубен) − 6 ч.
  4. Освоение виртуозных приемов на ложках на ложках, комбинирование их с ритмичными движениями − 18 ч.
  5. Знакомство и изучение струнных инструментов (балалайка, домбра, контрабас) − 6 ч.
  6. Игра в ансамбле с использованием изученных инструментов – 24 ч.
  7. Сценическое оформление репертуара − 6 ч.
  8. Конкурсная концертная деятельность −2 ч.
  9. Итоговое занятие − 2 ч.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы − развитие музыкально-творческих способностей детей; обучение игре на народных шумовых инструментах.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение игре на музыкальных шумовых и народных инструментах.
  • Формирование начало музыкальной культуры.
  • Способствование формированию общей духовной культуры.

Воспитательные:

  • Воспитать культурно-образовательную личность.
  • Воспитание художественного вкуса.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Развивающие:

  • Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.

Результат программы

Первый учебный год:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Основные музыкальные термины.
  • Основные приемы игры на деревянных ложках.
  • Названия приемов игры на деревянных ложках.
  • Свою партию в ансамбле и время вступления.
  • Правильную посадку за инструментом.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Играть в ансамбле.
  • Правильно держать инструмент.
  • Правильно сидеть за инструментом.
  • Добиваться плавности, ровности мелодии ритма.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Сложные приемы игры на деревянных ложках.
  • Жанры музыки и их различия.
  • Музыкально-ритмические движения и их названия.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Использовать сложные приемы игры на деревянных ложках в произведениях.
  • Сочетать приемы игры на деревянных ложках с музыкально-ритмическими движениями.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Культуру поведения во время выступления на сцене.
  • Музыкальные термины.
  • Характер звучания, динамику и темп игры на деревянных ложках.
  • Музыкально-ритмические движения и их названия.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Исполнять усложненные основные приёмы игры на деревянных ложках.
  • Качественно исполнять музыкальный номер.
  • Сочетать приемы игры на деревянных ложках с музыкально-ритмическими движениями.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Ударно-шумовые инструменты.
  • Струнные инструменты.
  • Приемы игры на ударно-шумовых и струнных инструментах.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Исполнять сложные приемы игры на деревянных ложках.
  • Играть на ударно-шумовых инструментах.
  • Играть на струнных инструментах.
  • Создавать сценический имидж.

Особые условия проведения

Обучение бесплатное. Особых условий не требуется.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

  1. Кабинет.
  2. Шумовые инструменты (бубен или тамбурин, коробочки, ложки, маракасы, барабан, треугольники, тарелочки, металлофон, ксилофон, трещотки, палочки и т.д.).
  3. Нотная, дидактическая и методическая литература.
  4. Стол.
  5. Стулья.
  6. Шкаф для хранения инструментов и литературы.
  7. Компьютер, аудиозаписи, видеозаписи, диски.
  8. Костюмы, необходимый реквизит для концертных номеров.