Программа «Сказка»

Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости ребёнка. Как и всякий другой вид искусства, он обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Поиск и эксперимент – основа существования творческого коллектива, который был создан по заказу родителей и учащихся школы.

 

Актуальность данной программы «Сказка» заключается в том, что она, как было сказано выше, определяется запросом со стороны детей и родителей, призвана, таким образом, помочь детям создать условия для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в нравственном совершенствовании.

 

Основные идеи, отличающие ее от других программ, заключаются, в воспитание у обучающихся любви к народным традициям через постановку спектаклей-сказок и бережное отношение к природе в непринужденной форме, когда они изготавливают куклы, декорации или бутафорию, давая «вторую жизнь вещам». Здесь каждый находит применение своим способностям (кто-то рисует, кто-то шьет, кто-то проявляет себя в режиссерской работе, кто-то выступает в роли кукловода).

Новизна программы отражена в выстроенной по результатам многолетнего опыта авторской системе работы с детьми, а также в комплексном подходе к формированию ключевых компетенций обучающихся в созданной образовательной среде. Путями приобретения компетенций, прежде всего, является практическая направленность обучения, развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности.

 

Педагоги

Киселева Любовь Алексеевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.
Высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы 25 лет.

 

Педагог награждён:

  • Почётная грамота Главы Доволенского района, 2016.
  • Благодарность Министерство образования НСО, 2016.
  • Благодарность Законодательного собрания НСО, 2018.

 

Награждение образцового театрального коллектива «Маленькая страна»:

  • 1 место Всероссийский конкурс в номинации «Актерское мастерство», 2015.
  • Лауреат 2-й степени XVII Международного конкурса театрального творчества (Фонд поддержки талантливых детей и молодежи, г. Новосибирск), 2015.
  • Участник Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества по направлению «Театральное творчество», 2015.
  • Победитель Областного этапа Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная юность России», 2016.
  • Победитель Областного смотра-конкурса творческого мастерства обучающихся эколого-биологических объединений «СозвездиЯ» в номинации «Музыкально-театральная миниатюра», 2016.
  • Дипломант 3-й степени Межрегионального фестиваля любительских театров кукол в номинации «Спектакль для детей», 2016.
  • Получил звание Образцового детского коллектива Новосибирской области в 2017 году
  • 1 место II Всероссийского конкурса для детей и молодежи «Свобода творчества» в номинации «Актерское мастерство», 2017.
  • 2 место Областного этапа Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная юность России», 2017.
  • 2 место Областного этапа Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная юность России», 2018.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Устройство ширмы и декораций» (4 часа)

Тема № 3. «Особенности работы кукловода» (6 часов)

Тема № 4. «Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами» (6 часов)

Тема № 5. «Работа с тканью» (8 часов)

Тема № 6. «Работа с бумагой» (4 часа)

Тема № 7. «Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова» (4 часа)

Тема № 8. «Малые жанры устного народного творчества» (4 часа)

Тема № 9. «Выбор сказки для постановки» (4 часа)

Тема № 10. «Изготовление кукол» (40 часов)

Тема № 11. «Речевая гимнастика» (4 часа)

Тема № 12. «Техника вождения перчаточными куклами» (4 часа)

Тема № 13. «Изготовление декораций» (12 часов)

Тема № 14. «Музыкальное сопровождение» (8 часов)

Тема № 15. «Монтировочные репетиции, прогоны» (20 часов)

Тема № 16. «Генеральные репетиции» (4 часа)

Тема № 17. Итоговое занятие (2 часа)

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Упражнения и этюды с куклами» (4 часа)

Тема № 3. «Работа с тканью» (4 часа)

Тема № 4. «Работа с бумагой» (2 часа)

Тема № 5. «Работа с полимерными материалами» (2 часа)

Тема № 6. «Работа с капроном» (2 часа)

Тема № 7. «Занятия по развитию творческого воображения» (2 часа)

Тема № 8. «Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам» (4 часа)

Тема № 9. «Выбор сказки для постановки» (4 часа)

Тема № 10. «Изготовление кукол» (48 часа)

Тема № 11. «Занятия сценической речью и сценическими движениями» (4 часа)

Тема № 12. «Техника вождения тростевыми куклами» (4 часа)

Тема № 13. «Изготовление декораций» (20 часов)

Тема № 14. «Музыкальное сопровождение» (8 часов)

Тема № 15. «Монтировочные репетиции, прогоны» (20 часов)

Тема № 16. «Генеральные репетиции» (4 часа)

Тема № 17. Итоговое занятие (2 часа)

 

Учебно-тематический план 3 года обучения

Тема № 1. Вводное занятие (2 часа)

Тема № 2. «Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова» (6 часов)

Тема № 3. «Сказки народов мира» (2 часа)

Тема № 4. «Занятия по развитию творческого воображения» (6 часов)

Тема № 5. «Выбор произведения для постановки» (4 часа)

Тема № 6. «Изготовление кукол различных конструкций» (54 часа)

Тема № 7. «Занятия сценическими движениями, сценической речью» (6 часов)

Тема № 8. «Изготовление декораций» (20 часов)

Тема № 9. «Музыкальное сопровождение» (10 часов)

Тема № 10. «Монтировочные репетиции, прогоны» (20 часов)

Тема № 11. «Генеральные репетиции» (4 часа)

Тема № 12. Творческий отчет (2 часа)

Цели программы

Цель программы: создание условий для раскрытия и развития потенциальных способностей детей через приобщение к миру искусства – театру кукол.

Задачи:

Личностные:

  • формировать отношение к театральной деятельности как к условию свободного и разностороннего развития собственной личности, способности к саморазвитию;
  • создавать условия для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств, нравственного становления, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • побуждать к формированию установки на безопасный и здоровый образ жизни, мотивации к творческой деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные:

  • обеспечить формирование умений: планировать, контролировать, регулировать и оценивать свою деятельность;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • предоставить возможность освоению обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Предметные:

  • мотивировать на формирование знаний, умений и навыков, обусловленных возможностями образовательного потенциала обучающихся с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения, изготовления и их применения в практической деятельности при постановке спектаклей;
  • предоставить возможность приобретения обучающимися необходимых компетенций при прохождении и освоении программного материала;
  • способствовать обогащению опыта детей в области кукольного театра через расширение художественного кругозора, зрительского и исполнительского опыта.

Результат программы

В процессе освоения программы у обучающихся формируются:

Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория и программа его жизнедеятельности в целом.

 

Общекультурные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

 

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Подростки учатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

Информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

 

При формировании коммуникативных компетенции – дети учатся учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей, учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, осуществляют взаимный контроль и взаимопомощь, учатся использовать свою речь для планирования и регулирования своей деятельности.

 

Социокультурные компетенции предполагают:

  • владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина;
  • умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и т.п.

 

Метапредметные результаты раскрываются через умение:

  • принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над спектаклем (пьесой);
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; договариваться и приходить к общему решению поставленной задачи;
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных, приходить к общему решению);
  • осуществлять взаимный контроль; пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
  • понимать и принимать полученную информацию при выполнении заданий.

Особые условия проведения

В творческое объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

  • Учебный кабинет, в котором отведено место не только для занятий, но и для хранения кукол, декораций и ширм;
  • ширмы для разных возрастных категорий детей, утюг, швейная машина, ножницы, швейные иглы, нитки х/б, театральные куклы различных конструкций, декорации;
  • ноутбук; мультимедийное оборудование; видеокамера.

 

Информационно-методическое обеспечение: специализированная и художественная литература; звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы, фото и интернет источники.

 

Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе, предусмотренные данной программой: технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Они дают возможность: активизировать детей → вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности → подвести эту деятельность к творчеству → предоставить воспитанникам больше самостоятельности → развить самостоятельность, активность и общение → постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений. Таким образом, создаются условия для раскрытия и развития потенциальных способностей детей и, в дальнейшем, обеспечивает права ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.

 

 Дидактические материалы

Реализация программы предполагает разработку и использование авторского комплекса методических разработок, в которые входит дидактические материалы: инструкционные и технологические карты, образцы изделий, образовательные фотографии и пр.