Программа «Росинки»

Программа «Росинки» имеет естественнонаучную направленность и предусматривает развитие экологических и природоохранных знаний у обучающихся.

 

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает актуальность данной Программы. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

 

Актуальность программы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности обучающихся. Поэтому важным для создания дополнительной общеобразовательной программы «Росинки» является то, что все отделы Программы направлены на всестороннее развитие обучающихся биологического и экологического направления.

 

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). Для практической направленности используются экскурсии, наблюдения, опыты, викторины, практические работы.

 

Содержание программы «Росинки» позволяет обучающимся в содружестве с педагогом познавать мир живой природы, закономерности развития органического мира.

 

Программа «Росинки» позволяет каждому ребенку поучаствовать в проведении опытов, практических работ. Это будет способствовать обогащению, расширению кругозора обучающихся в системе экологических связей. Через работу с учебными текстами и решение продуктивных и творческих задач будут углубленно формироваться экологические знания.

 

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно – поисковый подход, обеспечивающий открытие детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно – образовательную среду.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Росинки» дополняет и расширяет экологические и природоохранные знания по учебному курсу «Окружающий мир», включая различные творческие задания, практические работы и опыты.

 

Программа наряду с курсом «Окружающий мир» предусматривает технологию обучения в сотрудничестве, технологию проблемного обучения и развития исследовательских навыков. Появилось много новой литературы для детей, педагогов и родителей, новых методик в области экологического воспитания и образования.

 

Материалы к учебным занятиям обогащают знания обучающихся о животном и растительном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей в природе. Они устанавливают простейшие связи в природе. Решение проблемных творческих задач – это главный способ осмысления мира. Полученные новые знания являются средством становления ценностного отношения к окружающему миру.

 

Электронное приложение к учебному курсу «Окружающий мир» является хорошим помощником и закрепляющим акцентом на занятиях во внеурочное время. Подборка презентаций по разделам программы, видеоклипов – отличное объяснение и закрепление новых тем программы.

Педагоги

Булахова Марина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Повышение квалификации:

  • 27.03. – 08.04.2017 г. НИПКиПРО по программе «Коррекционно – развивающая направленность образования младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 72 часа.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Условия, в которых мы живем – 8 ч.
  3. Кто и как живет рядом с нами – 12 ч.
  4. Мир животных и человек – 16 ч.
  5. Человек и природа – 10 ч.
  6. Открываем жизнь в почве – 4 ч.
  7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы – 6 ч.
  8. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными – 4 ч.
  9. Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 ч.

Итого: 64 ч., из них теории – 32 ч., практики – 32 ч.

Цели программы

Цель программы – создать условия для формирования экологической культуры обучающихся через взаимоотношения человека и природы.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать обучающимся знания о растительном и животном мире;
  • познакомить обучающихся с разнообразием живых обитателей почвы, интересными пред­ставителями групп растений;
  • изучить примеры актив­ных действий человека по охране животного мира;
  • обучить правилам поведения в природе;
  • учить овладевать методами практической работы экологической направленности.

Развивающие:

  • развивать систему интеллектуальных и практических умений обучающихся;
  • способствовать к развитию стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
  • реализовать творческие способности обучающихся через опытническую деятельность;
  • развивать индивидуальные возможности обучающихся. 

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;
  • воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
  • способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
  • формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Результат программы

Метапредметные результаты:

  • принимать и сохранять цель познавательной активности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • овладение начальными формами опытно – исследовательской̆ деятельности;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • уметь сотрудничать со сверстниками в группе. 

 

Личностные результаты:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека;
  • знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края;
  • устойчивый интерес к изучению природы, человека;
  • умение оценивать трудности предлагаемого задания;
  • основы экологической культуры;
  • целостное представление о природе. 

 

Предметные результаты: 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • условия, в которых мы живем;
  • какова роль в природе различных групп организмов;
  • роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
  • многообразие цветущих и не цветущих растений Новосибирской области.
  • биологические процессы в развитии;
  • пе­релетные, зимующие и кочующие птицы края;
  • типичные животные почвы;
  • растения: водоросли, мхи, папоротники и другие;
  • охраняемые растения и животные;
  • примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • использовать биологические знания в быту;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
  • проводить простейшие опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • уметь различать пищевые, лекарственные и ядовитые растения;
  • уметь проводить опытно – исследовательскую деятельность.

Особые условия проведения

В результате организации систематических развивающих заданий в объединении появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно – эмоциональной сферах. Для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого мышления, речи, внимания, личностного развития, занятия в объединении будут иметь коррекционное значение.

 

Творческие работы, исследовательско – опытная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний в объединении, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Материально-техническая база

Материально – технические условия реализации программы:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Карточки.
  5. Лупы.
  6. Микроскоп.
  7. Гербарий.
  8. Таблицы.
  9. Опорные карточки. 

Исходной базовой основой для структурирования содержания данной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы «Росинки» послужили следующие нормативно-правовые акты и документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от 18 октября 2015г. № 09-3242. 

Список литературы:

  1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  3. Географический атлас.
  4. Атлас – определитель.
  5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  6. Энциклопедия. Мир животных– М.: Просвещение, 1989.
  7. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  8. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой.
  10. Видеоклипы, видеофильмы.
  11. Журналы «Педсовет».
  12. Электронное приложение к учебному курсу «Окружающий мир».
  13. Интернет – ресурсы: сайт « Почемучка», «Детские электронные презентации», «Школа АВС».