Программа «Занимательная экология»

Программа «Занимательная экология» строится на использовании местного материала, привитию детям элементарных начальных навыков исследовательской работы, развитию умений поиска и решения экологических проблем своей местности посильными для младших школьников способами. Таким образом, программа «Занимательная экология» направлена на воспитание активной гражданской позиции, использование полученных знаний при решении конкретных проблем родного края.

 

Принципиальная новизна данной программы заключается в том, что при ее разработке использован интегративный подход. Содержание программы охватывает и сочетает несколько областей знаний и видов деятельности: биологию, географию, экологию, историю, гигиену, эстетику, природоохранную и поисково-исследовательскую деятельности, строится на изучении своеобразия местного природного комплекса, экологических проблем муниципального района, творческом поиске для их решения.

 

Программа также дает возможность ребенку реализовать его творческие индивидуальные способности.

 

Основные составляющие творчества формируются и проявляются в практической деятельности. Программа «Занимательная экология» в этом смысле создает условия для формирования творческих способностей, т.к. является практикоориентированной. В ней заложена идея соединения теоретических знаний с применением их на практике. Каждое теоретическое занятие подтверждается практикой, знакомит детей не только с констатацией негативных фактов, но и со способами улучшения и изменения этого состояния в природоохранных акциях. Совместная деятельность педагога и детей, заложенная в содержании программы, направлена на формирование активной гражданской позиции.

 

Одной из важных задач программы «Занимательная экология», основанных на возрастных психологических особенностях детей младшего школьного возраста, является задача развития познавательного интереса. Формирование интереса к приобретению знаний тесно связано с переживанием ребенком чувства удовлетворенности своими достижениями. Это достигается использованием методов стимулирования, таких как одобрение, похвала педагога, в центре внимания которого остается даже самый незначительный успех воспитанника.

Педагоги

Попова Наталья Владимировна -педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 29 лет.

Уровень образования: Высшее, НГПИ, 1992 г., специальность: География.


Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО 25-27 сентября 2013 г., «Актуальные проблемы воспитания и внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС» (18 ч.), «Психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми» (36 ч.).
  • НИПКиПРО 2015 г., «Основы менеджмента образования» (108 ч.).

Содержание программы

1 год обучения:

Экология как наука.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Растительный мир.

Растения ближайшего окружения.

Животный мир.

Животные нашего дома.

Экологические проблемы и здоровье человека.

Влияние окружающей среды (мусор, транспорт) на здоровье человека.

Природоохранная деятельность.

Природоохранные акции и операции (уборка мусора, сохраним елочку), проведение мини исследований.

 

2 год обучения:

Экология как наука.

Компоненты окружающей среды.

Растительный мир.

Растения нашего огорода, поля, луга, леса.

Животный мир.

Животные обитатели огорода.

Экологические проблемы и здоровье человека.

Влияние окружающей среды ( воздух, вода).

Природоохранная деятельность.

Изучение охраняемых растений и животных. Красной книги Новосибирской области, проведение мини исследований.

 

3 год обучения:

Экология как наука.

Экологические факторы.

Растительный мир.

Растения луга, леса, поля.

Животный мир.

Животные обитатели города.

Экологические проблемы и здоровье человека.

Влияние окружающей среды ( освещенность, запыленность) на здоровье человека.

Природоохранная деятельность.

Создание «Жалобной книги природы», проведение мини исследований

Цели программы

Создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей ребенка, формирования активной жизненной позиции через всестороннее ознакомление с экологией природного окружения и включение в социально значимую природоохранную деятельность.

 

Задачи:

  • Дать представление о ближайшем природном окружении как среде жизни растений, животных, человека, познакомить с компонентами природной среды среды.
  • Содействовать развитию умений по выявлению и оценке экологических проблем.
  • Воспитать чувство ответственности за свое поведение в окружающей природной среде, желание участвовать в природоохранной деятельности.
  • Развить познавательный интерес и творческие способности. Организация и содержание образовательного процесса строится на использовании следующих принципов:

- уважения личности ребенка;

- приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка;

- свободы выбора творческой деятельности с учетом интересов и возможностей обучающихся;

- доступности и последовательности;

- дифференцированного подхода в обучении (по годам, по возрастному признаку, по уровню подготовленности детей).

Результат программы

После реализации данной программы обучающиеся будут знать:

  • экологические факторы;
  • влияние температуры, освещенности,деятельности человека на состояние растений и животных;
  • приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям среды;
  • теневыносливые растения;
  • растения леса, поля, луга;
  • правила сбора гербария;
  • правила сбора и хранения семян сорных;
  • правила изготовления кормушек;
  • методику учета бездомных животных;
  • знания экологических факторов;
  • причины загрязнения воздуха;
  • способы устранения загрязнений воздуха;
  • причины загрязнения воды;
  • способы устранения загрязнений воды;
  • влаголюбивые и засухоустойчивые растения;
  • основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • экологические императивы, гражданские права и обязанности в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

 

После реализации данной программы обучающиеся будут уметь:

  • распознавать теплолюбивые, тенелюбивые растения;
  • распознавать растения леса, луга, поля;
  • изготавливать кормушки;
  • собирать информацию и выпускать газету;
  • изготавливать сувениры;
  • вести наблюдения и проводить мини-исследования;
  • выявление экологических проблем местности;
  • собирать информацию из разных источников;
  • озеленять интерьеры и территории;
  • применять полученные знания и умения на уроках и в жизни;
  • оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки.

 

Личностные результаты обучения:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения, эстетическое отношение к живым объектам;
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены – гармонично развитые социальные чувства и качества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Материально-техническая база

1. Кабинет для теоретических занятий.

2. Учебные пособия.

3. Красная книга Новосибирской области.

4. Ведение дневников наблюдений (по желанию детей).

5. Школьный справочник- определитель. Животные и растения.

6. Видеоматериалы.