Программа «Красота и здоровье»

 

Здоровье – не всё, но всё без здоровья ни что.

Сократ

 В настоящее время в нашей стране, согласно официальной статистике, приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшения состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красота и здоровье» социально-педагогической направленности. Программа направлена на развитие познавательной сферы учащихся и обучение навыкам здорового образа жизни и поддержания межличностных отношений.

 Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Красота и здоровье» обусловлена приоритетными направлениями политики в области образования на сохранение здоровья учащихся. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение здоровья. При этом следует учесть, что образ жизни не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни, целенаправленно и постепенно. Сейчас, когда отрицательное влияние оказывает окружающая среда, экономические проблемы, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни, очень важно воспитать в учащихся стремление и потребность к красоте и здоровью. Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое сознание, позиция здорового образа жизни, потребность быть красивым и успешным. Кем бы ни стал учащийся в будущем, он должен хорошо понимать значение здоровья, осознавать последствия своих действий, иметь представление о важности здорового образа жизни.

Как научиться вести здоровый образ жизни, следить за своей внешностью, делать массаж лица, правильно питаться? Все эти аспекты отражены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Красота и здоровье». Программа направлена на создание мотивации у учащихся на ведение здорового образа жизни, на формирование потребности сохранения физического и психического здоровья.

 Отличительные особенности и новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Красота и здоровье» заключается в том, что она построена на основе использования современных педагогических технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы учащихся, включить их в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у учащихся необходимого уровня готовности следить за своей внешностью, здоровьем, общением со сверстниками и педагогами.

Программа предполагает как необходимое условие для свободы творчества каждого учащегося, также и свободу в выборе средств для самореализации. От того, как учащиеся подготовлены, зависит успешность их адаптации в обществе сверстников, их учебные успехи, психическое и физическое самочувствие.

Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в том, что она направлена на готовность и способность учащихся вести здоровый образ жизни, то есть осуществлять такой способ жизнедеятельности, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, духовно-нравственного здоровья и их социальное благополучие.

Преимущество данной программы выражено в интеграции теории и практики и взаимосвязи таких наук, как биологии, экологии, валеологии и других наук эколого-биологического цикла. Активно сочетаются познавательные задания с практическими (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимых для развития гигиенических навыков учащихся. Используются и нетрадиционные формы проведения занятий и массовых мероприятий: интеллектуальные игры, коллективно-творческие дела, конкурсы, практические занятия, экскурсии, праздники, мастер-классы.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы "Красота и здоровье" объясняется тем, что предлагаемые в данной программе средства помогут организовать деятельность учащихся в общем контексте сегодняшней реальной жизни на ее высоком уровне развития. Весь учебно-воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в физическом и духовном становлении.

Сочетание различных методических подходов является педагогически целесообразным, т.к. предоставляет учащимся максимально благоприятные условия для саморазвития, самосовершенствования, самореализации и социализации.

 Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красота и здоровье» адресована для учащихся 12-17 лет, проявляющих интерес к предметам естественно-научной направленности, экологии, физиологии, гигиене. Реализуется в течение 5 лет обучения на занятиях в студии «Образ».

Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей развития подростков. Характерной чертой подросткового возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и самопознанию, овладению как можно большим количеством знаний.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Внешний вид подростка – еще один источник противоречий и внутреннего конфликта. В этом возрасте появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Ведущей деятельностью является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Особенности самосознания и самооценки подростков проявляются в их поведении. Ведущим мотивом поведения является стремление найти свое место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников.

Происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению, наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, познание внутренней действительности, переживаний.

Изменяются взгляды на окружающую действительность, возрастает интерес к себе, к познанию своего внутреннего мира.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников.

15-17 лет – возраст ранней юности. Главное психологическое приобретение ранней юности – это развитие самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Это пора формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит постоянное физическое и умственное развитие старшеклассников, увеличение объема знаний, углубление их интересов, существенное расширение кругозора.

Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов, поиск самоопределения. Важным обстоятельством является потребность в общении, в деятельности, расширение сферы контактов.

Деятельность учащихся в объединении, осуществляется через общение – общение с педагогом, со сверстниками, посредством которого происходит формирование самосознания, самоутверждения, самоуважения, самоопределения.

Немаловажную роль в самоутверждении подростков играет их внешний вид, умение ухаживать за собой, привлекая тем самым внимание к себе, так как в это время возникает первое чувство любви, дружбы.

Обращение внимания учащихся к знаниям об анатомии и физиологии, о правилах гигиены, макияжа способствует углублению их знаний о своих физических возможностях, самооцениванию своей внешности, а изучение личностных качеств – формирует представление о себе, о своих умственных, моральных, волевых качествах.

Знания о характере, о типах темперамента, о других особенностях и качествах личности, приобретаемые на занятиях, дают возможность для понимания и оценивания себя и других, способствуют умению разбираться в своих поступках и поступках окружающих.

Большое внимание в программе уделяется правильному и здоровому питанию, особенностям организации жилища и труда домочадцев, обрядам и традициям семьи, советам о том, как со вкусом одеваться и подбирать аксессуары. Также раскрываются вопросы, касающиеся вопросов психологии, взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

Педагоги

Смирнова Галина Геннадьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Руководитель студии «Образ» МБУДО ДЮЦ "Гармония".

Общий стаж: 32 года

Педагогический стаж: 8 лет

Стаж по специальности: 8 лет

Уровень образования: среднее профессиональное, «Медицинское училище № 1» Новосибирского Облздравотдела, 1984г.

Квалификация: квалификация «Фельдшер » по специальности "Фельдшер".

Категория: первая категория с 25.09.2018 г. по 25.09.2023 г. Приказ № 9-АК от 24.10.2018 г. Министерство образования Новосибирской области.

Повышение квалификации:
- 2015 год, ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», «Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа.
- 2018 г., Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербург, по дополнительной профессиональной программе «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательной организации в контексте федерального государственного образовательного стандарта», 72 часа.

Профессиональная переподготовка:
−2017 г., АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования», по образовательной программе «Педагогика дополнительного образования», с присвоением квалификации «Педагог дополнительного образования», 350 академических часа.

В 2017 году награждена грамотой управления образования администрации Чановского района,

В 2018 году награждена грамотой администрации МБУДО ДЮЦ "Гармония«.

Является участником сетевого профессионального педагогического сообщества «Netfolio» и ведёт электронное портфолио педагога: www.obraz.netfolio.ru.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Анатомия и физиология. Физическая красота женщины и мужчины. Строение и физиологические функции человека. Гигиена – 12 часов.
  3. Изучи своё лицо. Тип кожи. Как следует умываться.Что такое пиллинг? Как наносить крем. Веснушки. Почему появляются угри и прыщи? Правила ухода – 24 часа.
  4. Глаза – зеркало души. Аллергическая реакция. Усталость глаз. Гимнастика для глаз – 10 часов.
  5. Уход за руками. Сухость кожи рук. Ногти. Ванночки для рук – 14 часов.
  6. Красота, здоровье, обаяние. Блеск и аромат волос. Пленительное тело. Вредно ли загорать? Как защитить кожу – 12 часов.
  7. Здоровое питание. Питание и калории. Распорядок дня. Диета (польза и вред). Подсчитаем калории – 20 часов.
  8. Как определить свой стиль. Что такое природный колорит внешности? Как определить свой колорит – 8 часов.
  9. Темперамент диктует поведение. Твой характер. Определение типа характера. Беседа «Темперамент – основа нервной системы». Тесты «Ваш творческий потенциал» – 12 часов.
  10. Узнай себя. Беседа психолога. Тесты – 12 часов.
  11. Коллектив и личность. Ты среди других. Бесценный дружеский союз. Мальчики и девочки. Ода увлечению. Внимание вниманию. Тесты- 16 часов.
  12. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

Всего: 144 часа.

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Твой дом – твоя крепость. Порядок на кухне. Уход за полами. Чистим мебель. Учимся стирать и гладить – 26 часов.
  3. Уют в доме. Постель – как у принцессы. Нарядим окна. Фэн-шуй – расставить всё по местам. Комнатные растения – 32 часа.
  4. Хорошая хозяйка. В мире неизвестного. Праздничный стол. Банкет-коктейль. Чаепитие – 34 часа.
  5. Этикет. Хорошие манеры. Речевой этикет. Искусство беседы. Язык телодвижений. Манера поведения. Визит в гости. Телефонный разговор – 48 часов.
  6. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Твой стиль (блеск и великолепие праздника). Чувственная. Изысканная. Модница. Остроумная. Утончённая. Романтичная – 48 часов.
  3. Цвет в нашей жизни. Красный. Чёрный. Белый. Синий. Зелёный. Жёлтый. Розовый. Фиолетовый. Коричневый – 32 часа.
  4. Магия камней. Амулет и талисман. Твой камень по знаку зодиака – 24 часа.
  5. Тайна имени твоего. Характеристика имени. Твоя планета. Цвет имени. Благоприятные растения. Покровитель имени. Твой счастливый день. Твоё время года. Основные черты характера – 24 часа.
  6. Познай саму себя – 12 часов.
  7. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Четвёртый год обучения

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  2. Счастье, какое оно? – 16 часов.
  3. Что значит уметь жить? – 10 часов.
  4. Образцовая семья – 10 часов.
  5. Обряды и традиции семьи – 48 часов.
  6. Моё настроение – 16 часов.
  7. Привычки и поступки – 40 часов.
  8. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Пятый год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности - 2 часа.
  2. Понятие о культуре здорового образа жизни - 8 часов.
  3. Роль культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности учащихся - 8 часов.
  4. Физическое здоровье. Ресурсы здоровьесбережения - 12 часов.
  5. Здоровый стиль учащихся - 12 часов.
  6. Социальное здоровье - 12 часов.
  7. Зависимое поведение и его влияние на здоровье - 12 часов.
  8. Окружающая среда и здоровье - 8 часов.
  9. Экологические аспекты культуры здорового образа жизни - 8 часов.
  10. Психическое здоровье - 8 часов.
  11. Роль эмоциональной сферы в сохранении и укреплении здоровья - 8 часов.
  12. Нравственное здоровье личности - 10 часов.
  13. Роль самовоспитания в сохранении и укреплении здоровья - 12 часов.
  14. Режим труда и отдыха - 12 часов.
  15. Культура жизнедеятельности учащихся - 10 часов.
  16. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа.

Всего:144 часа.

Цели программы

Цель программы: создание условий для эстетического воспитания и совершенствования физического здоровья учащихся, правильного питания и домашнего уюта.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены;
  • обучение навыкам здорового образа жизни и поддержания межличностных отношений;
  • знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей учащихся;
  • изучение приемов ухода за кожей, волосами, ногтями;
  • вооружение учащихся знаниями о семье и ведении домашнего хозяйства.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие познавательной сферы учащихся;
  • развитие речевой и интеллектуальной деятельности подростков, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание у учащихся самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых;
  • воспитание духовно-нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности учащихся;
  • формирование положительной мотивации у учащихся в процессе валеологических занятий, положительной эмоции, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

  • термин "гигиена";
  • что такое гигиена;
  • комплекс гимнастики для глаз;
  • какой вред может нанести окружающая среда на кожу;
  • что такое правильное питание;
  • типы темперамента и характеристику каждого типа.

уметь:

  • правильно определить тип кожи и какой уход этому типу подходит;
  • выполнять гимнастику для глаз самостоятельно и показать другим;
  • правильно составить порядок дня;
  • определить свой тип характера.

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

  • чистота – залог здоровья, порядок в доме – это твоё второе лицо;
  • правила стирки вещей;
  • понятие «фэн-шуй», "хорошие манеры";
  • фэн-шуй – помощник уюта и комфорта;
  • правила сервировки стола для праздника, банкета, коктейля, чаепития;
  • правила этикета, поведения в гостях.

уметь:

  • навести чистоту на кухне, постирать и выгладить бельё;
  • подобрать цветовую гамму текстиля для уюта в доме;
  • использовать методику фэн-шуй;
  • правильно сервировать стол;
  • правильно вести себя в гостях, за столом, поддерживать беседу не мешая другим.

 

К концу 3 года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила выбора стиля поведения и одежды;
  • свой талисман, камень по знаку зодиака;
  • характеристику своего имени и как имя влияет на судьбу.

уметь:

  • правильно создавать свой стиль в одежде;
  • правильно подобрать цвета, создавая себе красоту и комфорт;
  • правильно найти свой талисман;
  • по характеристике имени определить свою планету и основные черты характера.

 

К концу 4 года обучения учащиеся должны

знать:

  • понятие "образцовой семьи";
  • обряды и традиции семьи;
  • семейные ценности;
  • хорошие и плохие привычки.

уметь:

  • рассуждать на предложенную тему;
  • различать добро и зло;
  • хранить семейные ценности;
  • прощать и просить прощения;
  • создавать коллажи;
  • писать мини-сочинения.

 

К концу 5 года обучения учащиеся должны

знать:

  • роль культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности учащегося;
  • социальные болезни личности;
  • роль психоэмоционального состояния в сохранении и укреплении здоровья;
  • нравственные установки в сохранении и укреплении здоровья;
  • биоритмологические особенности человека;
  • способы организации жизнедеятельности учащегося;
  • влияние экологических факторов на здоровье человека;
  • методы сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

уметь:

  • применять методы сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья;
  • преодолевать вредные привычки;
  • разработать индивидуальную программу здорового образа жизни;
  • использовать способы повышения устойчивости организма к неблагоприятным экологическим условиям;
  • применять упражнения для сохранения осанки, уметь делать гимнастику для глаз;
  • составлять таблицу режима дня;
  • составлять меню рационального питания для сохранения и укрепления здоровья.

Личностные результаты:

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимать ценность здорового и здорового образа жизни;
  • признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к своему здоровью;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
  • принимать ценности семейной жизни;
  • уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  • уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

 Метапредметные результаты отражаются прежде всего, в универсальных умениях, необходимых учащемуся при обучении по программе:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; другими объектами социума;
  • оценивать правильность выполнения учебных заданий и вносить необходимые коррективы в их выполнение;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения в индивидуальной, групповой и совместной коллективной краеведческой деятельности.

 Предметные результаты:

  • используют в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле);
  • знают роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
  • знают основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
  • знают, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
  • оказывают первую помощь при травмах;
  • применяют свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
  • объясняют вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
  • применяют приёмы ухода за кожей рук, ногтей, волос.

Особые условия проведения

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

Материально-техническая база

 

Материально-технические условия

  • Просторное помещение для занятий или зал.
  • Канцтовары.
  • Аудио-видеоаппаратура.
  • Компьютер, медиапроектор.
  • Столы, стулья.
  • Флипчат (доска со сменными листами ватмана).
  • Журналы.

 

Методические материалы

  1. Понятийный словарь к дополнительной общеобразовательной программе «Красота и здоровье». Автор: Смирнова Г.Г., 2017 год.
  2. Методическая разработка открытого занятия «Изысканный макияж». Автор: Смирнова Г.Г., 2016 год.
  3. Методическая разработка открытого мероприятия «Русская свадьба. Вытие». Автор: Смирнова Г.Г., 2018 год.
  4. Диагностика "Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой".
  5. Методическая разработка досугового мероприятия «Интеллектуальная мозаика». Автор: Смирнова Г.Г., 2016 год.
  6. Методическая копилка тестов «Узнай себя». Автор: Смирнова Г.Г., 2018 год.
  7. Методическая разработка проведения круглого стола с учащимися «Вредные привычки». Автор: Смирнова Г.Г., 2018 год.
  8. Методическая разработка беседы «Глаза – зеркало души». Автор: Смирнова Г.Г., 2018 год.
  9. Цветовой круг Иттена.
  10. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Красота и здоровье» (1 год обучения).
  11. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Красота и здоровье» (2 год обучения).
  12. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Красота и здоровье» (3 год обучения).
  13. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Красота и здоровье» (4 год обучения).
  14. Таблица "Правильное сочетание оттенков".
  15. Таблица "Гимнастика для глаз".
  16. Методическая разработка досугового мероприятия «Хочу всё знать». Автор: Смирнова Г.Г., 2016 год.
  17. Методическая разработка досугового мероприятия «Мы – эрудиты в истории Великой Отечественной войны». Автор: Смирнова Г.Г., 2015 год.

Стоимость

Обучение бесплатное.

Видео

[ "" ]