Программа «Подготовка к школе»

Актуальность. На сегодняшний день уровень подготовки детей к школе определяет успешность их адаптации в новой образовательной среде, отношение к учебной деятельности в целом, а также является фактором, влияющим на дальнейшую успеваемость младшего школьника.

 

Поэтому педагогически целесообразно оптимизировать развитие ребенка старшего дошкольного возраста, включающее подготовку к школьному обучению, в рамках структурированного образовательного процесса, предполагающего проведение групповых развивающих занятий.

 

Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы детей посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности на основе единой темы

Педагоги

Мацкевич Гера Викторовна, педагог РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «НГПУ», стаж работы 5 лет

Содержание программы

 

  • Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа (включая перерыв между занятиями 10 мин). 

Наименование разделов:

1. Развитие речи - (всего часов: 36)
2. Окружающий мир - (всего часов: 36)
3. Обучение грамоте - (всего часов: 36)
4. Математика - (всего часов: 36)

Итого: 144 часа

Цели программы

Формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе.

 

Основные задачи программы:

Предметные:

  1. актуализировать знания детей об окружающем природном и социальном мире;
  2. формировать навыки чтения, счета и письма через организацию различных видов деятельности.

Метапредметные:

  1. развивать познавательные психические процессы и творческие способности детей.

Личностные:

  1. формировать познавательную мотивацию и навыки произвольного поведения;
  2. развитие коммуникативных умений

Результат программы

В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Метапредметные

Знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 

Овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 

 

Предметные

По итогам освоения разделов «Развитие речи», «Обучение грамоте» ребенок будет уметь:

  • выделять заданный звук в потоке речи;
  • определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  • разделять слова на слоги;
  • составлять предложения из 3-4 слов;
  • использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному;
  • составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему;
  • составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым);
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
  • владеть навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

 

По итогам освоения раздела «Математика» ребенок будет знать:

  • счет и отсчет предметов заданного количества;
  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • цифры:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • знаки +, -, =;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, четырехугольник.

 уметь:

  • называть предыдущее и последующее число от заданного
  • пользоваться арифметическими знаками действий
  • соотносить цифру и число предметов
  • составлять и решать задачи на сложение и вычитание
  • владеть прямым и обратным счетом в пределах десяти;
  • ориентировкой на листке клетчатой бумаги.

 

По итогам освоения раздела «Окружающий мир» ребенок будет знать:

  • общие понятия о различных видах деятельности взрослых;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;
  • название месяцев, дней недели и их последовательность.

уметь:

  • называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи;
  • классифицировать предметы по существенным признакам (форма, цвет, размер, назначение; дикие и культурные растения; цветы, деревья, кустарники; овощи, фрукты, ягоды; дикие и домашние животные; птицы, звери, насекомые, рыбы).
  • владеть общими понятиями о временах года и сезонных явлениях.

 

Личностные

Мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Особые условия проведения

Обучение платное

Материально-техническая база

Учебное помещение

Занятия проводятся на базе РЦ «Семья и дети» в отдельном кабинете, оснащенном регулируемой удобной мебелью (столы, стулья), что позволяет мобильно изменять ее месторасположение в зависимости от цели и видов организуемой деятельности.

Материально-техническое обеспечение

  • В кабинете созданы необходимые условия для организации образовательного процесса, для этого имеются:
    магнитно-маркерная доска;
  • ноутбук с программным обеспечением и с выходом  в интернет;
  • канцелярские принадлежности (простые карандаши, ластики, ручки (синий и зеленый цвета), цветные карандаши, тетради в клетку и тонкую линейку);
  • бумага;
  • наглядные пособия и дидактические материалы (предметные картинки, раздаточный счетный материал, набор цифр, карточки для словарной работы);
  • стеллажи для хранения методических материалов.

Информационное обеспечение

1. Азбука и сказки, загадки и подсказки/авт.-сост. Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина. - Москва: Лабиринт, 2008. - 445 с.

2. Баряева. Л.Б. Игры и логические упражнения с цифрами/Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева.  - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 96 с. 

3. Васильева. Н.Н. Развивающие игры для школьников: популярное пособие для родителей и педагогов/Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с.

4. Волков. Б.С.  Готовим ребенка к школе: [пособие]/Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 192 с.

5. Головнева. Н.Я. 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе/Н. Я. Головнева, М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Дельта, 2010. - 320 с.

6. Готовность к школе: развивающие программы/под ред. И. В. Дубровиной.  - 6-е изд. - Москва : Академический Проект, 2001. - 96 с.

7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - 2-е изд., испр. - Москва: Сфера, 2010. - 192 с. - (Ребенок в мире поиска). - Библиогр: с. 186.

8. Жукова. О.С. Простые и увлекательные упражнения по подготовке к школе. 15 минут в день/Олеся Жукова; [худож. С. Емельянова, О. Наумова, О. Серебрякова]. - Москва: Астрель; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2010.- 64 с. 

9. Лопухина. И.С. 550 упражнений для развития речи: пособие для логопедов, учителей нач. кл., воспитателей детских садов, родителей: доп. М-вом образования РФ/И. С. Лопухина. - Санкт-Петербург: Дельта, 2000.- 224 с.

10. Рабочие тетради дошкольника. Солнечные ступеньки - Сборник (2007-2009)

11. Семаго. Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации/Н. Семаго, М. Семаго. - Москва: Чистые пруды, 2005. - 32 с.

12. Угадай как нас зовут: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада и родителей/Л. А. Венгер и др.; сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.- 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1994. - 96 с.