Программа «Мастерская игрушки»

Учебная программа «Мастерская игрушки» направлена на обучение дошкольников различным техникам изготовления народной игрушки и возрождение интереса к рукоделию. Создавая игрушки на традиционной основе, дети получают представление о Родине, ее культуре, истории, труде, быте и костюме народа. Через создание игрушки, через игру дети приобщаются к ручному труду.

 

Изготовление игрушек труд кропотливый, требует от ребенка ловких движений пальцами рук. Это приводит к развитию мелкой моторики, в чем нуждаются современные дети.

 

Содержание программы «Мастерская игрушки» представлено практической деятельностью по изготовлению игрушек и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с тканью, нитками, лыком). В конце занятия ребенок получает новую игрушку - игрушку, сделанную своими руками и приобретающую для него особую ценность.

 

В программу включены в том числе занятия по созданию игрушек - персонажей для русских-народных сказок, которые ребенок сможет сам обыгрывать, а также творческие занятия по созданию своих игрушек на основе изученных конструкций.

Педагоги

Журавлева Ульяна Алексеевна, педагог дополнительного образования.

Высшее образование: НЮИ(ф)ТГУ, специальность «Юриспруденция».

Профессиональная переподготовка: НГПУ, «Педагогическое образование. Декоративно-прикладное искусство».

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

 

Обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От работы с заготовками к самостоятельному выбору и подготовке материала, от самых простых конструкций к более сложным.

 

На втором году обучения является каждая тема подается с возрастанием степени сложности, от бесшитьевых конструкций к конструкциям с использованием шитья.

 

Объем программы – 204 занятия, которые распределяются следующим образом:

- первый год обучения - 102 занятий (три занятия по 30 мин.);

- второй год обучения - 102 занятий (три занятия по 30 мин.).

 


Занятия организуются в форме студийной работы. Количество детей в группе до 8 человек. Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет.

 

Учебный (тематический) план первого года обучения (102ч.):

1. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Узелки .

2. Животные из ткани разных конструкций.

3. Куклы на основе куватки.

4. Вятские игровые.

5. Пеленашки .

6. Игрушки к Новому году и Рождеству.

7. Столбушки .

8. Куклы из лыка и льна .

9. Игровые куклы разных конструкций .

10. Куклы-солдаты на основе разных конструкций .

11. Игрушки для сказки.

12. Творческое занятие.

 

Учебный (тематический) план второго года обучения (102ч.):

1. Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Узелки на сороконожке .

2. Животные из ткани разных конструкций.

3. Игрушки на основе мешочков.

4. Куклы на основе куватки.

5. Узелковая конструкция.

6. Игрушки к Новому году и Рождеству.

7. Столбушки.

8. Игровые куклы разных конструкций.

9. Куклы из лыка.

10. Игрушки из квадратов.

11. Карельская рванка.

12. Кукла военных лет.

13. Куклы-солдаты на основе разных конструкций.

14. Игрушки для сказки.

15. Творческое занятие.

Цели программы

Создание условий для развития творческого интереса личности через знакомство с традиционными игрушками и на их основе изготовление авторских.

 

Задачи программы:

Личностные:

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родной стране, ее культуре, природе, людям;

- воспитывать положительное отношение к ручному труду;

- развивать доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- формировать способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту.

 

Предметные:

- обучать приемам изготовления народных игрушек;

- формировать интерес к изготовлению игрушек на основе традиционных конструкций;

- формировать навыки аккуратной работы с материалами: ткань, нитки, лыком и др.

- формировать навыки безопасного обращения с ножницами, клеем, иголкой.

 

Метапредметные:

- воспитывать любознательность, инициативу и самостоятельность в творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность, целеустремлённость, усидчивость и трудолюбие соответственно возрасту;

- формировать умение планировать и осуществлять свои действия при выполнении творческой работы соответственно возрасту;

- формировать умение выстраивать коммуникацию;

- развивать творческое воображение;

- развивать мелкую моторику.

Результат программы

Планируемые результаты первого года обучения:

Личностные:

- чувство гордости за культуру Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре народов нашей страны и мира в целом;

- положительное отношения к миру, к ручному труду;

- доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту.

Предметные:

- умения изготавливать простые игрушки на основе традиционных конструкций;

- возникновение интереса к изготовлению игрушек;

- умение сворачивать ткань, завязывать узелки, привязывать детали друг к другу.

- умение работать с ножницами.

Метапредметные:

- проявление любознательности и инициативы в творческой деятельности;

- проявление фантазии;

-  стремление к аккуратности, проявление усидчивости и трудолюбия соответственно возрасту;

- развитие ловкости рук.

 

Планируемые результаты второго года обучения:

Личностные:

- чувство гордости за культуру Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре народов нашей страны и мира в целом;

- положительное отношения к миру, к ручному труду;

- доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту.

Предметные:

- умение изготавливать игрушки на основе традиционных конструкций;

- устойчивый интерес к изготовлению игрушек своими руками;

- сформированные базовые навыки аккуратной работы с материалами: ткань, нитки, лыком и др.;

- владение навыками безопасной работы с ножницами, иголкой.

Метапредметные:

- проявление любознательности, инициативы и самостоятельности в творческой деятельности;

- развитие творческого воображение;

- умение планировать и осуществлять свои действия при выполнении творческой работы соответственно возрасту;

-  умение выстраивать коммуникацию;

-  соблюдение аккуратности,

- проявление целеустремленности, усидчивости и трудолюбия соответственно возрасту;

- развитие мелкой моторики.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие дети, посещающие МАДОУ д/с № 70.

Материально-техническая база

- Учебное помещение.

Занятия проводятся в просторном светлом  кабинете,  в котором имеются рабочие места (столы и стулья) по количеству детей.


- Материально-техническое обеспечение:

- ткань хлопчатобумажная белая и небеленая;

- ткани цветные хлопчатобумажные;

- флис разных цветов;

- карандаш простой мягкий;

- деревянные палочки;

- лен сантехнический;

- кружева х/б;

- тесьма жаккардовая;

- нитки для шитья;

- нитки мулине;

- нитки синтетические, полушерстяные, шерстяные;

- мелкие бусинки;

- пуговицы;

- вата;

- синтепон;

- катушки от ниток;

- лыко (мочало);

- лен (пакля);

- деревянные палочки.

Инструменты:

- ножницы;

- иглы для шитья;

- расческа мужская.

 

- Информационное обеспечение.

Включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом, схемы изготовления отдельных игрушек, иллюстрации из книг.