Программа «Основы научно-исследовательской культуры»*

"Если ты живое любишь, должен всё о нём узнать

и науки о природе непременно изучать!

Быть пытливым, любопытным, наблюдательным всегда,

и тогда природы тайны ты откроешь без труда!

Уникальная планета наша матушка – Земля:

в тёмных Космоса глубинах лишь она населена.

Чтобы жизнь родной планеты непременно сохранить,

должен ты, дружок, конечно, БИОЛОГИЮ учить!«

 

Актуальность: в наше время экологическое образование является основой формирования экологически компетентной личности. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, обеспечение устойчивости окружающей природной среды. Современному обществу нужны экологически грамотные и ответственные граждане.  На это нацеливает ФГОС общего образования, ориентирующий на формирование личности выпускника, владеющего основами экологического мышления; опытом природоохранной работы; навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностями в разрешении экологических проблем и т.д. Не остаётся в стороне и дополнительное образование. Экологическое образование в системе дополнительного образования ориентирует процесс обучения и воспитания на развитие личностных качеств учащихся, формирования у них экологически значимых стереотипов поведения и осознания принципиально новых ценностей, целей, идеалов; развитие умений оценить свое воздействие на окружающую природную среду с позиций не только своего благополучия, но и с позиций гармонии в системе «природа - общество». Программа «Основы научно-исследовательской культуры» была создана по заказу администрации и родителей МБОУ СОШ №2 «Спектр» для учащихся профильных классов.

 

Отличительные особенности и новизна: практические занятия по программе проходят с использованием ресурсов таких организаций, как МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 «Спектр» (использование лаборатории, оборудования, материалов, использование пришкольного участка); Бердский политехнический техникум (использование лабораторий, оборудования,  консультации научных работников);  МБУ «Управление природными ресурсами г. Бердска» (использование имеющихся результатов экологических мониторингов природной среды города Бердска и НСО, консультации специалистов); МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» (использование учебно-опытного участка, теплицы/оранжереи, Музея «Природа»). 

 

Так же на занятиях используются результаты исследований, проведённых учащимися прошлых лет. Эти результаты ложатся в основу новых исследований или становятся начальной точкой в многолетних исследованиях окружающей среды (для сравнения показателей).

 

Все исследования проводятся учащимися на территории города Бердска и его окрестностях. С результатами полученных исследований учащиеся выступают перед родительской общественностью, перед представителями МБУ «Управление природными ресурсами г. Бердска», перед учащимися образовательных организаций г. Бердска.

 

 

Педагоги

Бахарева Марина Алексеевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Кемеровский государственный педагогический университет.

Высшая квалификационная категория.

Педагогический стаж: 35 лет.

Курсы:

2020 год: "Информационные технологии в обучении школьников".

Учащиеся педагога являются победителями городского фестиваля исследовательских работ "Учение с увлечением", региональной НПК "Эврика", регионального этапа всероссийского конкурса юных исследователей.

Расписание

Расписание размещено в разделе "Группы/классы"

Содержание программы

Учебно-тематический план (3 часа в неделю/108 часов):

  1. Введение - 9 часов.
  2. Мониторинг водной среды - 18 часов.
  3. Мониторинг воздушной среды - 21час.
  4. Почвенный мониторинг - 18 часов.
  5. Биомониторинг окружающей среды - 18 часов.
  6. Выполнение исследовательских работ - 18 часов.
  7. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах - 6 часов.

Цели программы

Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды.

 

Задачи:

Личностные:

  • формировать основы коммуникативной и социальной компетентностей;
  • формировать мотивацию к занятиям наукой;
  • формировать дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • формировать экологически грамотное поведение, активную гражданскую позицию в вопросах охраны окружающей среды и природопользования в условиях города;
  • формировать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

 

Метапредметные:

  • развивать память и внимание;
  • развивать мотивацию к профессиональному самоопределению;
  • развивать умение работать в команде;
  • развивать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными целью, задачами и условиями их реализации;
  • развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • обучать различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
    развивать умение высказать свое мнение, представлять результаты работы перед аудиторией, аргументировать свою точку зрения.

 

Предметные:

  • знакомить с экологическими проблемами города, области, России;
  • расширить знания о методах экологического мониторинга;
  • знакомить с оборудованием, инструментами и материалами для проведения экологического мониторинга;
  • формировать навыки практической работы с биологическим материалом и лабораторным оборудованием;
  • обучать брать пробы материалов для исследований;
  • расширить знания о составе воды, воздуха, почв;
  • обучать методам оценки степени загрязненности воды, воздуха, почвы;
  • обучать методам обеззараживания воды;
  • обучать способам приготовления почвенных вытяжек;
  • обучать способам определения содержания нитратов в овощах;
  • расширить знания о биомониторинге;
  • обучить работе с определителями видов (биоиндикаторов);
  • обучить способам оценки загрязнения окружающей среды по состоянию некоторых видов растений;
  • обучить оценки степени токсичности осадков (снежного покрова) в чистом и загрязненном микрорайонах;
  • способствовать формированию навыков проведения исследований окружающей среды;
  • способствовать навыкам оформления результатов своих исследований;
  • предоставить возможность представлять результаты своих исследований перед различной аудиторией слушателей.

Результат программы

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы следующие результаты

Личностные:

  • будут сформированы основы коммуникативной и социальной компетентностей;
  • будет сформирована мотивация к занятиям наукой;
  • будут сформированы дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • будут сформированы экологически грамотное поведение, активная гражданская позиция в вопросах охраны окружающей среды и природопользования в условиях города;
  • будет сформировано стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Метапредметные:

  • будут развиты память и внимание;
  • будет развита мотивация к профессиональному самоопределению;
  • будет развито умение работать в команде;
  • будет развито умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными целью, задачами и условиями их реализации;
  • будет развито умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • будут обучены различным способам поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
  • будет развито умение высказать свое мнение, представлять результаты работы перед аудиторией, аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • будут знать основные экологические проблемы города, области, России;
  • будут знать методы экологического мониторинга;
  • будут знать оборудование, инструменты и материалы для проведения экологического мониторинга;
  • будут сформированы навыки практической работы с биологическим материалом, инструментами и лабораторным оборудованием;
  • научаться брать пробы материалов для исследований;
  • будут знать состав воды, воздуха, почв;
  • овладеют методами оценки степени загрязненности воды, воздуха, почвы;
  • овладеют методами обеззараживания воды;
  • овладеют способами приготовления почвенных вытяжек;
  • овладеют способами определения содержания нитратов в овощах;
  • будут сформированы знания о биомониторинге;
  • научатся  работать с определителями видов (биоиндикаторов);владеют способами оценки загрязнения окружающей среды по состоянию некоторых видов растений;
  • овладеют способами оценки степени токсичности осадков (снежного покрова) в чистом и загрязненном микрорайонах;
  • будут сформированы навыки проведения исследований окружающей среды;
  • будут сформированы навыки оформления результатов своих исследований;
  • научатся представлять результаты своих исследований перед различной аудиторией слушателей.

 

 

Особые условия проведения

Принимаются только учащиеся МБОУ СОШ №2 "Спектр".

Материально-техническая база

Учебное помещение: учебный кабинет.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебная мебель.
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийное оборудование.
  5. Лабораторное оборудование, инструменты, приборы, материалы для проведения практических и лабораторных работ.
  6. Стенды.
  7. Компьютер, ноутбук.
  8. Аппаратура для демонстрации презентаций и видеофильмов (мультимедийный аппарат, экран).

Информационное обеспечение:

  1. методические пособия;
  2. положения о конференциях, конкурсах;
  3. инструкции по технике безопасности;
  4. слайд – программы, мультимедийные презентации;
  5. таблицы (растения – индикаторы, шкала качества воды, интенсивность запаха воды и другие);
  6. картографический материал (карта региона, тематические экологические карты региона, карта территории муниципального образования, карта – схема города);
  7. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, определители растений, сборники, серии книг по экологии);
  8. видеоматериал (видео – фильмы об экологических проблемах);
  9. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  10. тесты, анкеты, опросники;
  11. определители индикаторных растений.

Стоимость

Занятия в группе №2 (11 класс) проходят бесплатно.

ПФДО Группа №1 (9 класс) - оплата по программе обеспечивается сертификатом финансирования.