Программа «Хореографическое искусство»

Дополнительная общеразвивающая программа «Хореографическое искусство» ориентирована на младший школьный возраст. На занятиях хореографии ребенок получит возможность завести новых друзей, почувствовать себя успешным.

 

Важно продлить в жизни младшего школьника игровое взаимодействие, которое ему было так понятно в дошкольном возрасте. Ребенок научится умению и потребности общаться в доброжелательной обстановке «глаза в глаза». Этот навык поможет в жизни понимать и ценить себя. Педагоги будут работать над физическим раскрепощением, формированием мышечной памяти, гибкости, образного мышления. Все это способствует развитию воображения, проявлению индивидуальности и творчества.

 

Учебный предмет «Хореографическое искусство» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

 

Освоение данной программы способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого, программа направлена на укрепление здоровья учащихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус.

 

Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

 

В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в образовательный процесс, демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей учащихся.

Педагоги

Хлыстунова Анна Евгеньевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, стаж ее работы 8 лет.

 

Анна Евгеньевна имеет высшее профессиональное образование, специальность и квалификация по диплому: народное художественное творчество, художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель.

 

Педагог умело использует в своей практике современные хореографические приемы и техники, что позволяет добиваться высоких творческих результатов.

 

Воспитанники педагога являются лауреатами и призерами многочисленных конкурсов и фестивалей международного и всероссийского уровня: «Парад Талантов», «Кубок Бриллианта», «Звезды Олимпа», «Свежий ветер», «Сибирские изумруды», «Дорогою Добра», «Золотая Сибирь».

Содержание программы

Учебный план программы рассчитан на 4 года обучения, включает в себя предметы исполнительской подготовки (основы классического танца, ритмика), предметы историко-теоретической подготовки ( беседы о хореографическом искусстве, слушание музыки), предметы по выбору (современный танец).

 

Первый год обучения 7 часов в неделю.

 Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков:

- полноценное ощущение себя в пространстве;

- развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы;

- развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц как вместе, так и поочередно;

- развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости;

- овладение техникой исполнения упражнений классического танца.

 

Занятия первого года по предметам:

· Основы классического танца- 2 часа в неделю,

· Ритмика – 2 часа в неделю,

· Слушание музыки- 1 час в неделю,

· Современный танец-2 часа в неделю.

 

Второй год обучения 8 часов в неделю.

 Продолжение работы над приобретенными навыками:

- воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца;

- развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;

- формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала;

- дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях;

- освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники, усложнение координации;

- развитие артистичности, чувства позы.

 

Занятия второго года обучения по предметам:

· Основы классического танца- 2 часа в неделю,

· Ритмика – 2 часа в неделю,

· Беседы о хореографическом искусстве- 1 час в неделю,

· Слушание музыки- 1 час в неделю,

· Современный танец-2 часа в неделю.

 

Третий год обучения 8 часов в неделю.

 В целом требования третьего года обучения совпадают с предыдущим, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, освоения хореографической грамоты, переходом к элементам танцевальности.

 

На данном этапе предъявляются новые требования по развитию техники исполнения и танцевальности: увеличивается количество элементов и движений. В занятия включаются более сложные упражнения в координационном отношении. Продолжается освоение основных элементов классического танца.

 

Работа над правильной формой движений сочетается с укреплением мышц ног, выработкой устойчивости, совершенствованием координации и развитием музыкальности и танцевальности.

 

Занятия по предметам на третьем году обучения:

· Основы классического танца- 2 часа в неделю,

· Ритмика – 2 часа в неделю,

· Беседы о хореографическом искусстве-1 час в неделю,

· Слушание музыки- 1 час в неделю,

· Современный танец-2 часа в неделю.

 

Четвертый год обучения 5 часов в неделю.

 Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка. Изучение полуповоротов на одной ноге у станка. Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний дви­жений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью исполнения движений.

 

Занятия по предметам на четвертом году обучения:

· Основы классического танца- 2 часа в неделю,

· Беседы о хореографическом искусстве- 1 час в неделю,

· Современный танец- 2 часа в неделю.

Цели программы

Реализация программы «Основы хореографического искусства» способствует творческому, коммуникативному и личностному развитию ребенка, формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями и произведениями искусства.

 

Целью данной программы является раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков в области хореографического искусства.

  

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить воспитанников основам классического танца, пластической выразительности;
  • познакомить с историей хореографического искусства;
  • помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области хореографии.

 

Воспитательные:

  • приобщить к духовным и культурным ценностям мирового танцевального искусства; 
  • воспитать эстетический вкус;
  • сформировать у детей нравственное отношение к окружающему миру;
  • сформировать адекватную самооценку, уверенность в себе.

 

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;
  • развивать пластичность и ритмичность движений, мышечную свободу; фантазию, пластику;
  • развивать творческие и организаторские способности;
  • активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

 

Основными принципами обучения являются:

- последовательное и постепенное развитие – весь процесс обучения построен от простого к сложному: при переходе из года в год происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса. Приступая к обучению, педагог исходит из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец»;

- постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;

- целенаправленность – строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;

- гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;

- учет индивидуальных особенностей обучающегося: интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;

- укрепление здоровья обучающихся, исправление физических недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп, вальгус, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья – важнейшего качества танцевального экзерсиса.

Результат программы

В целом, реализация программы "Основы хореографического искусства" позволяет сформировать у обучающихся следующее:

  • эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • общехудожественной (музыкальной) культуры обучающегося как части духовной;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности;
  • приобщение ребенка к миру музыкального искусства через собственное исполнительское творчество и освоение музыкально-художественного опыта;
  • интерес к музыке через развитие творческих возможностей обучающихся.

 

Результаты программы можно разделить на уровни: предметные, метапредметные, личностные.

 

Предметные результаты представлены в виде комплекса приобретенных знаний, умений, навыков:

 в области исполнительской подготовки:

· знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;

· знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;

· умение исполнять танцевальные номера;

· умение определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

· умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;

· навыки владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;

· навыки ансамблевого исполнения танцевальных номеров;

· навыки сценической практики;

· навыки музыкально-пластического интонирования;

· навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

 

в области историко-теоретической подготовки:

· первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства;

· знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства;

· знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства.

 

Метапредметные результаты.

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественно-музыкальных способностей.

 

Личностные результаты.

Освоение в свободной форме ведущей деятельности данного возраста – учебно-познавательной, способствует развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка. У обучающихся постепенно развиваются такие качества, как выдержка, уверенность, настойчивость, самостоятельность. Формирование интереса к самостоятельному поиску и анализу информации, информационно-коммуникативных навыков.

Особые условия проведения

Набор в группу первого года обучения в возрасте не более 8 лет.

Физические способности: природная выворотность и гибкость, хорошая мышечная память (послужат более быстрому освоению программы).

Материально-техническая база

Для реализации данной программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:  

  • концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • малый хореографический зал;
  • библиотеку;
  • учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием, которые имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями.

 

Класс для занятий хореографией просторный, светлый, оснащен необходимым оборудованием (балетными станками, фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством), наглядными пособиями.

Видео

https://youtu.be/z4qjIvzrhP8