Программа «Умный ребенок»

Воспитание ребенка в стимулирующей среде является одним из ключевых факторов, способствующих развитию ребенка в возрасте от 5 до 11 лет.

Как вырастить умного ребенка?

 

Лучший способ – сочетание деятельностей:

·        физическая и музыкально-ритмическая активность стимулирует развитие математических, речевых, творческих способностей;

·        интеллектуальная деятельность развивает память,  логическое мышление, приемы умственных действий;

·        творческая деятельность развивает чувственное восприятие, креативное мышление.

 

Комплексный подход положительно отражается на гармоничном развитии детей 5 – 11 лет.

Занятия содержат много занимательных игр и кинезиологических упражнений.

 

У детей активизируется развитие специальных способностей (математических, творческих, физических). Это отразится на восприятии окружающего мира, осмыслении и  применении полученной информации, на формировании мотивации к учебной деятельности.

 

Общение и взаимодействие детей на занятиях строятся с целью развития умения выражать то, что они чувствуют. Дети учатся управлять своими эмоциями.

 

Кроме того, обладая возможностью оперирования понятиями из разных областей знания, ребенок сможет выразить свое мироотношение разными средствами.

 

Актуальность

Актуальность общеразвивающей программы «Умный ребенок» состоит в том, что появилась потребность общества в людях способных решать проблемы творчески. Также актуальна проблема мотивации детей 5 – 11 лет к интеллектуальной, творческой активности.

 

Заложенный в данную программу комплекс методик позволяет не только сформировать представления

·        об окружающем мире (обществе и культуре России, ее природе),  

·        о направлениях деятельностей (математическая, художественная, музыкально-ритмическая).

Но, и развивать

·        высшие психические процессы (логическое и творческое мышление, память, речь и др.);

·        приемы умственных действий: анализ, сравнение, обобщение и др.;

·        творческие способности детей;

·        зрительно-моторную координацию, пальцевую и кистевую моторику рук.

 

Данная общеразвивающая программа дает возможность выявить скрытые способности ребенка и расширить их, улучшая память, речь, концентрацию внимания, способность к произвольному контролю. Здесь ребенок реализует свои творческие, познавательные потребности и потребность в движении.

 

Новизна

Новизна общеразвивающей программы «Умный ребенок» заключается в комплексном подходе к развитию детей 5 – 11 лет: интеллектуальное развитие детей организуется при одновременном развитии физических и творческих способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

 

Существующие программы узконаправленны и ограничиваются, например, только хореографией или изобразительной деятельностью. Данная программа сочетает в себе познавательную, творческую, музыкально-ритмическую деятельности. Закладывает навыки ведения здорового образа жизни.

Педагоги

Пантелеева Алина Владимировна – педагог первой квалификационной  категории.

Общий стаж педагогической работы 15 лет.

Стаж работы в данном учреждении 14 лет.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

Курсы повышения квалификации:

ЦНОиИ «Ментальная арифметика как методика развития творческого и интеллектуального потенциала личности ребенка», 01.03.2021 – 15.03.2021 г.;

НИПКиПРО «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», 06.10.2020 – 30.10.2020 г.;

Содержание программы

Содержание общеразвивающей программы «Умный ребенок»

I. Образовательный модуль

1. Введение. Техника безопасности на занятиях – 2 ч.

2. Окружающий мир в моем творчестве – 62ч.:

- особенности многонациональной российской культуры и искусства;

- культура общения, этика и нормы социальной жизни;

- природные богатства России;

- животный и растительный мир России;

- художественные материалы и их выразительные возможности;

- узоры, орнаменты

3. Гармония движений и игры разума – 62ч.:

- музыка разных народов;

- мелодия, ритм, темп музыкальных произведений;

- танцы разных народов;

- музыкально-ритмические движения;

- подвижные игры;

- денежные единицы;

- конструирование (конструктор);

- логические и математические игры

4. Закрепление изученного материала – 16ч.

5. Итоговое занятие – 2.

 

II. Социальный модуль

Воспитательные тематические мероприятия

 

III. Итого часов в год – 144ч.

Цели программы

Цель:

Создание условий для гармоничного интеллектуального, творческого и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами комплексного подхода.

 

Задачи

 Предметные:

·                   Ознакомить детей с разными областями математики: количество и счет, сравнение величин, пространственные и временные ориентировки.

·                   Ознакомить детей с различными средствами художественной выразительности.

·                   Ознакомить с явлениями и предметами окружающего мира (социум и природа).

Метапредметные :

• Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

•        Развивать мышление, речь, память, внимание, ощущения, восприятие.

•        Развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия).

•        Развивать зрительно-моторную координацию.

Личностные :

• Воспитывать аккуратность, трудолюбие, способность доводить дело до конца.

• Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу, к педагогу, взрослым.

Здоровьесберегающие:

• формирвание навыка здоровьесберегающего поведения (знание и соблюдение режима труда и отдыха)

Результат программы

Личностные:

·        Имеют положительную мотивацию к познавательной и творческой деятельности;

·        Используют приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия);

·        Имеют эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимают ценность многонационального российского общества;

·        Понимают чувства других людей и сопереживают им (эмпатия);

·        Испытывают чувство гордости за свою Родину;

·        Ориентированы на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные:

·        Осуществляют познавательную и личностную рефлексию

·        Произвольно регулируют свою деятельность, поведение, взаимодействие с окружающими

·        Самостоятельны и несут ответственность за свои поступки. Конструктивно действуют в ситуации неуспеха своей деятельности

·        Строят речевые высказывания о произведениях музыки, объектах изобразительного искусства, литературы, играх и задачах

·        Готовы слушать и понимать собеседника

·        Умеют совместно договариваться о правилах общения и поведения

·        Умеют выполнять мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация по признакам)

·        Ориентируются на разнообразие способов решения заданий, проблемных ситуаций

Предметные:

·        Приобретут навыки самообслуживания, овладеют приемами ручной обработки материалов, усвоят правила техники безопасности

·        Имеют представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

·        Знают и самостоятельно используют научные понятия о мире: предметы, явления, их свойства и взаимосвязи

·        Имеют представления о разнообразии художественных материалов, их выразительных возможностях

·        Умеют изображать в рисунке несколько предметов, связанных одним содержанием

·        Замечают правила чередования формы, размера, цвета в узорах и орнаментах

·        Имеют представления о правилах смешивания красок, о ритме линий, пятен

·        Знают названия цветов и их оттенков

·        Знают характерные особенности русской народной музыки, сопоставляют их с музыкой других народов и стран

·        Различают группы струнных смычковых и деревянных инструментов (узнают по изображению и по звучанию)

·        Умеют двигаться в соответствии с характером музыки, передают в движении ритмический рисунок

·        Знают пространственные и временные ориентиры

·        Умеют распознавать и изображать геометрические фигуры, работают с таблицами, схемами

·        Умеют устанавливать причинно-следственные связи, строят на их основе рассуждения

Особые условия проведения

Занятия организованы для детей в возрасте от 5 до 11 лет.

Занятия бесплатные.

Материалы для творчества и расходные материалы предоставляют своему ребенку родители.

Материально-техническая база

Для реализации общеразвивающей программы «Умный ребенок»

·        оборудован кабинет 20 м2, соответствующий санитарным нормам

Для расширения сенсорного опыта детей используются возможности сенсорной комнаты:

·        Сухой бассейн с шариками 1шт

·        Сенсорный уголок с 1 колонной воздушнопузырьковой 1шт

·        Фиберооптический светоэффект (звездный дождь) 1шт

·        Проектор 1шт

·        Шар зеркальный 1шт

·        Столик на ножках для рисования песком 1шт

·        Тактильные коврики 13шт

 Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия:

·        Демонстрационные геометрические объемные и плоские фигуры (из дерева, пластмассы) до 10 разных размеров

·         счетный материал из пластмассы, из дерева, из картона (плоский и объемный)

·        сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года

·        часы игровые (10 шт)

·        кубики пластмассовые и деревянные

·        конструктор Лего (крупный), конструктор Лего (традиционный)

·        набор цифр демонстрационный (1шт), наборы цифр раздаточный (10шт)

·        Куклы-персонажи из литературных произведений и мультфильмов (Чебурашка, крокодил Гена, Лунтик, единорог, пони, дракон, гусеница-многоножка, три медведя и др.)

·        Атрибуты для подвижных игр (маски, шапочки, ленты, скакалки, мячи,обручи).

·        Музыкальные инструменты (бубен, металлофон,треугольник,фортепиано)

·        Дидактические игры (Цветное лото, Найди пару, Расставь по порядку, Собери бусы, Счетный коробок, Что изменилось?, Что лишнее?, Числовое лото, Цветик-семицветик, Найди отличия, Танграм, Шашки, Детское домино, Мозаика из геометрических фигур плоская, Цветные палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша)