Программа «Развитие творческих способностей детей средствами ДПИ»

Актуальность программы

В настоящее время искусство работы с природным материалом (соломкой) в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, декоративно-прикладная деятельность остаётся инструментом творчества, которая доступна каждому. Соломка как природный материал, обладает привлекательностью благодаря доступности, простоте заготовки, обработки материала и техники выполнения изделий. Работа с соломой не требует сложного инструмента, а материал для аппликации в изобилии даёт сама природа. Работа с соломкой, объединяя в себе характерные черты художественного конструирования, пластику соломенной ленты, приобщает детей к общечеловеческим ценностям, создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности.

 

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей.

 

Отличительные особенности программы, новизна

Данная программа составлена на основе авторской программы педагога высшей квалификационной категории Карповой Н. Н. "Декоративно-прикладное искусство«.

 

Особенностью программы «Развитие творческих способностей детей средствами ДПИ» является то, что она сочетает в себе несколько направлений декоративно – прикладного творчества: работа с природным материалом (соломка, джут), работа с шерстяными нитками, джутовым шпагатом, «папье-маше», вышивка. Образовательный процесс построен таким образом, что каждому ребенку предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем, а еще позволяет расширить кругозор учащихся о видах декоративно-прикладного искусства.

 

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий интерес к рукоделию. Освоив несколько видов работ и умение комбинировать их, учащиеся получают возможность создавать художественные изделия с применением различных техник.

Педагоги

Попова Светлана Леонидовна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 31 год.

Уровень образования: среднее профессиональное, ГАПОУ НСО "Черепановский педагогический техникум", 2018 г.

Содержание программы

Первый год обучения:

Вводное занятие. – 4 ч.
Работа с соломкой. Технология обработки соломки. – 2 ч.
Сюжетная аппликация из соломки. – 26 ч.
Новогодние поделки. – 16 ч.
Аппликация из шерстяных нитей. – 24 ч.
Конструирование из соломки. Декоративные подвески. – 16 ч.
Подарки на 8 марта. – 12 ч.
Папье-маше. – 8 ч.
Орнамент. Инкрустация из соломки. – 14 ч.
Пасхальные сувениры. – 10 ч.
Самостоятельная работа. – 10 ч.
Итоговое занятие. – 2 ч.
Итого: 144 ч.

 

Второй год обучения:

Вводное занятие. – 4 ч.

Вышивка по картону – «изонить» – 24 ч.

Работа с соломкой. Технология обработки соломки. – 2 ч.

Сюжетная аппликация из соломки. – 30 ч.

Новогодние поделки. – 16 ч.

Аппликация из шерстяных нитей. – 22 ч.

Подарки на 8 марта. – 10 ч.

Папье-маше. – 6 ч.

Орнамент. Инкрустация из соломки. – 8 ч.

Пасхальные сувениры. – 10 ч.

Самостоятельная работа. – 10 ч.

Итоговое занятие. – 2 ч.

Итого: 144 ч.

 

Третий год:

Вводное занятие. - 4 ч.
Вышивка по картону – "изонить". - 30 ч.
Работа с соломкой. Сюжетная аппликация из соломки. - 34 ч.
Новогодние поделки. - 24 ч.
Создание творческого проекта. - 20 ч.
Папье – маше. - 14 ч.
Инкрустация на объеме. - 18 ч.
Джутовая филигрань. - 24 ч.
Подарки на 8 марта. - 10 ч.
Соломенная пластика. - 8 ч.
Аппликация из шерстяных нитей. - 18 ч.
Самостоятельная работа. - 10 ч.
Итоговое занятие. - 2 ч.
Итого: 216 ч.

Цели программы

Цель: создание условий для развития творческих способностей, формирования художественной культуры и творческой самореализации детей, посредством обучения технологическим приёмам работы с природным материалом.

 

Задачи обучения:

Личностные:

  • воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитание трудолюбия и ответственного отношения к решению творческих задач;
  • формирование у учащихся эстетических идеалов, представлений и привычек нравственного поведения.

Метапредмедметные:

  • развитие положительной мотивации к занятиям декоративно – прикладным творчеством;
  • развитие познавательного интереса учащихся к традиционным и современным видам декоративно-прикладного искусства;
  • развитие навыков созидательной коллективно-творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса.

Предметные:

  • освоение приёмов и техник традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;
  • формирование навыков самостоятельной творческой деятельности;
  • знакомство с разнообразием растительного материала, используемого для создания произведений ДПИ.

Результат программы

После изучения программы 1-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила организации рабочего места и требования ТБ при работе с материалами и инструментами;
  • технологию обработки соломки;
  • особенности выполнения сюжетной аппликации из соломки;
  • виды орнамента; способы их создания;
  • способы тонировки соломки.

уметь:

  • тонировать соломку;
  • выполнить сюжетную аппликацию из соломки;
  • создать орнамент и выполнить его из соломки;
  • оформить готовое изделие, проявляя элементы творчества.

 

После изучения программы 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила организации рабочего места и требования ТБ при работе с материалами и инструментами;
  • историю соломенной скульптуры;
  • технологию подготовки соломы для скульптуры;
  • особенности изготовления соломенной куклы, птицы;
  • последовательность сборки декоративной подвески;
  • структуру и порядок работы над творческим проектом.

уметь:

  • связывать соломенную куклу, птицу;
  • собрать декоративную подвеску;
  • создать и оформить творческий проект в соответствии с требованиями к нему.

 

После изучения программы 3-го года обучения учащиеся должны

знать:

  • правила организации рабочего места и требования ТБ при работе с материалами и инструментами;
  • историю соломенной скульптуры;
  • технологию подготовки соломы для скульптуры;
  • особенности изготовления соломенной куклы, птицы;
  • последовательность сборки декоративной подвески;
  • структуру и порядок работы над творческим проектом.

уметь:

  • связывать соломенную куклу, птицу;
  • собрать декоративную подвеску;
  • создать и оформить творческий проект в соответствии с требованиями к нему.

 

Предполагаемые результаты обучения и развития учащихся, освоивших содержание полного курса программы.

Личностные:

  • уважительное отношение к культуре своего народа;
  • ответственное отношение к обучению;
  • бережное отношение к духовным ценностям;
  • нравственное сознание, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей.

Метапредметные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осваивать способы решения проблем творческого характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата;
  • организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать в группе;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки;
  • развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение.

Предметные:

учащиеся познакомятся:

  • с правилами заготовки, обработки и хранения природного материала;
  • с технологией изготовления аппликации из природного материала (соломки);
  • с понятиями: «сюжет», «фон», «композиция», «тон», «панно», «эскиз», "аппликация";

учащиеся научатся:

  • обращаться с колющими и режущими инструментами;
  • правильно собирать и обрабатывать природный материал;
  • самостоятельно конструировать и моделировать изделия из природного материала.

Особые условия проведения

Для занятий в объединении принимаются все желающие школьники от 7 до 12 лет, без предварительного отбора.

Курс обучения планируется на три учебных года. 

 

 

Материально-техническая база

Для реализации данной программы имеется материально-техническое обеспечение:

·кабинет для занятий, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

·мебель (столы, стулья, шкафы для хранения, стенды для демонстрации образцов).

·гладильная доска, утюг.

·плакаты с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

·наборы инструментов и приспособлений (на каждого ребенка), необходимых для организации занятий.

 

Информационное обеспечение: использование специальной литературы (книг, журналов и т. д.), организация и посещение выставок разного уровня, интернет источники.