Программа лагеря дневного пребывания «Шарапчонок» «Россия-2021»

Основным содержанием программы являются 5 тематических блоков («Славное море – священный Байкал», «Траверс», «Первые в космосе», «Александр Невский – душа России», «Музеи без границ») , в каждый из которых заложена своя идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня. По своей направленности программа является комплексной, краткосрочной. Она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:

1.Патриотическое направление,

2.Физкультурно-оздоровительное направление,

3.Эколого-развивающее направление,

4.Эстетическое направление,

5.Интеллектуальное направление.

Педагоги

Авторский коллектив(воспитатели):

Березовикова Алёна Михайловна, учитель английского языка,

Губина Галина Флюровна, учитель биологии и географии,

Карпеченко Надежда Михайловна, заместитель директора по ВР,

Кротова Ольга Александровна, учитель математики,

Мезенов Василий Владимирович, учитель физической культуры,

Насриддинова Фируза Давроновна, учитель истории и обществознания,

Снегурова Мария Николаевна, учитель начальных классов,

Тюшникова Екатерина Борисовна, учитель математики,

Усольцева Александра Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

Широкова Тамара Валентиновна, учитель начальных классов.

Автор программы и по совместительству начальник лагеря:

Можаева Татьяна Геннадьевна

 

Содержание программы

Актуальность программы и её педагогическая целесообразность

Для привлечения внимания общественности к тем или иным проблемам, каждый год посвящается определенному событию. Чем знаменателен 2021 год для россиян? Самыми популярными событиями 2021 года, которые претендовали на его символ, были программы, посвященные малым народностям, детскому туризму, музеям и Байкалу. Также предложено объявить 2021 год годом экологического просвещения. Однако главным событием года станет 800-летие князя Александра Невского.

Поэтому в содержательную основу организации смены легли следующие события:

2021- Год Александра Невского,

2021 -Год детского туризма,

2021 -Год озера Байкал,

2021 -Год музеев,

2021-Год науки и технологий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время детей мало интересуют общественные проблемы, К числу наиболее актуальных проблем относится потеря интереса к собственной культуре, истории своего отечества. Они не стремятся чтить традиции, в некоторых случаях даже не испытывают интерес к их изучению. Известно, что чувство патриотизма не может возникнуть само по себе: оно не передается генетически и не впитывается с молоком матери - оно воспитывается.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности», - сказал Д.С.

Лихачёв[1] , поэтому программа включает учебные, практические, игровые мероприятия туристско-краеведческой направленности по 5 информационно-развивающим блокам: ««Славное море – священный Байкал», «Траверс», «Первые в космосе», «Александр Невский – душа России», «Музеи без границ».

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей по своему типу является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяя различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся.

Основное направление реализации программы- туристско-краеведческое.

Учитывая комплексность и непрерывность педагогического воздействия также включает в себя следующие направления:

1.     Патриотическое направление,

2.     Физкультурно-оздоровительное направление,

3.     Эколого-развивающее направление,

4.      Эстетическое направление,

5. Интеллектуальное направление


 

Цели программы

Цель программы – содействие духовному и физическому развитию детей  средствами туристско-краеведческой и поисковой деятельности.

 

Задачи:

·        оздоровительная – способствовать восстановлению физических и психологических сил, укреплению детского организма «подпиткой» новыми силами в общении с русской культурной средой;

·        образовательная – предоставить возможность получить новые знания, не укладывающиеся в рамки школьных программ, отработать и закрепить умения и навыки, полученные при работе в 5 информационно-развивающих блоках: ««Славное море – священный Байкал», «Траверс», «Первые в космосе», «Александр Невский – душа России», «Музеи без границ» через систему учебных, игровых, практических мероприятий туристско-краеведческой, поисковой направленности;

·        духовная- приобщать к традициям и обычаям родины средствами туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

·        развивающая - содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции, обеспечить развитие творческих способностей участников смены, их лидерских и коммуникативных качеств.

Результат программы

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты, содержание и формы организации образовательной и игровой деятельности.

1) Физкультурно-оздоровительный блок «Детский туризм: траверс»

В результате освоения программы обучающиеся будут знать: основные виды туризма, возможности использования снаряжения и его аналогов для транспортировки пострадавшего, основы ориентирования и топографии, разные способы транспортировки пострадавшего, основные виды узлов и их применения, простейшие способы наведения переправ. Будут уметь: ориентироваться на незнакомой местности с помощью карты, компаса, по особенностям местности, связывать верёвки одного и разного диаметра, организовывать наведение переправ, транспортировать пострадавшего, играть в народную подвижную игру «Жар-птица».

 2) Патриотический блок «Александр Невский-душа России»

В результате освоения программы обучающиеся будут знать: факты детства Александра Невского, за что он получил свое прозвище-Невский, как произошло Ледовое побоище, каково его значение в русской истории. Будут уметь: извлекать информацию из различных источников, выполнять электрону открытку, составлять коллаж, освоят азы обсуждения фильма, играть в ролевую игру на местности и в народную подвижную игру «Вьюнок».

3)  Эколого-развивающий блок  «Славное море- священный Байкал»

К концу занятий обучающиеся будут знать: природные особенности Байкала, особенности заповедных территорий и их роль в сохранении природного и культурного наследия страны, информацию о простейших экологических последствиях воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней.

Будут уметь: соблюдать экологические правила поведения в быту и во время пребывания на природе, самостоятельно работать с различными видами информации, играть в народную подвижную игру «Волк во рву».

4)  Эстетический блок «Год музеев. Музеи без границ»

К концу занятий обучающиеся будут знать: что 22июня-день начала Великой Отечественной войны; Сталинградская битва - одно из  самых  значительных  сражений войны; о существовании в нашей стране музеев Великой Отечественной войны; историю русского народного костюма. Будут уметь: создавать своими руками модели женского или мужского русского наряда, игрушку своими руками из подручного материала (пластилина, бумаги, лоскутного материала), играть в народную подвижную игру «Филин и пташки».

5) Интеллектуальный блок «Год науки и технологий. Первые в космосе»

В результате освоения программы обучающиеся будут знать: названия планет нашей солнечной системы, исторические периоды освоения космоса, выдающихся деятелей в области изучения и освоения космического пространства. Будут уметь: создавать модели  планет солнечной системы из твердых бытовых отходов, различать небесные созвездия и планеты по внешним характеристикам.

Материально-техническая база

Кабинеты, столы, стулья, компьютеры, проекторы, настольные игры, пазлы, канцтовары.