Программа «Неизвестная земля»

Программа будет интересна учащимся города Новосибирска, которые интересуются гуманитарными науками, историей и археологией, краеведением и хотят расширить свои знания по данным дисциплинам. Приоритетами государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, что наиболее интересно на основе изучения предметов материальной культуры и орудий труда.

 

Программа «Неизвестная земля» познакомит учащихся с методами исторического познания, сформирует умение работать с различного вида информацией, ценить памятники культуры. Родителям обучающихся программа будет интересна с точки зрения формирования у их детей гражданственности и навыков критического мышления – своего рода проверки всей поступающей к ребёнку информации, что немаловажно в современном информационном обществе.

Педагоги

Ермолович Никита Евгеньевич - педагог дополнительного образования МАУ ДО ДТД УМ "Юниор". 

Содержание программы

Занятия проводятся 4 часа в неделю, в течение 36 учебных недель. Всего за год: 144 часа. Занятия по Модулю 1 проводятся 3 часа в неделю, в течение 36 учебных недель. Всего за год: 108 часов. 

 

Модуль 1. Раздел 1. Первобытное общество (5 часов теории, 3 часов практики).

Теория: географический детерминизм, особенности хозяйства и культуры, первобытные религии и верования.Практика: просмотр фильмы и обсуждение, экскурсия, создание тотема своего рода, реконструкция жилища древнего человека.

Раздел 2. Первые цивилизации (8 часов – теория, 6 часов – практика)

Теория: Цивилизации междуречья, Египет и Китай. Хозяйственная деятельность и верования. Представления о мире. Мифология. Практика: Составление кроссвордов, работа с географическими картами, работа с мифами как с историческим источником.

Раздел 3. Цивилизации Античности в Европе и Азии (8 часа – теория, 4 часа – практика) Теория: Древний Рим и Греция, державы ближнего востока. Религиозны представления и мифология. Хозяйства и ремесла. Античная философия. Практика: Работа с историческими источниками, создания рисунков памятников архитектуры античности, Семинар- аукцион знаний по теме: «Античная философия».

Раздел 4. Цивилизации Мезоамерики (4 часа – теория, 2 часа – практика)

Теория: Цивилизации Майя и Ацтеков, Сапотеков. Хозяйственная деятельность и религиозные представления. Практика: Рисование контурных карт распространения культур, составление кроссвордов, создание рисунков в ацтекском стиле.

Раздел 5. Железный век в истории Европы и Азии (7 часов – теория, 5 часов- практика)

Теория: Великое переселение народов, падение Римской империи, создание первых варварских королевств, формирование этносов современной Европы. Хозяйственная деятельность варваров и их религиозные представления. Практика: Работа с контурными картами, работа с историческими источниками.

Раздел 6. Средневековый мир Европы (8 часа – теория, 6 часов - практика)
Теория: Зарождение современных государств Европы. Рождение германского, французского и русского этносов. Хозяйственная деятельность в разных странах Европы. Становление Христианства на территории Европы, рыцарские ордена. Практика: работа с историческими источниками, создание своего герба согласно канону, создание иллюстраций в средневековом стиле. Практическая работа по теме Средневековая философия.

Раздел 7. Китай в первом тысячелетии нашей эры (6 часа, из них: 4 часа – теория)

Теория: Эпоха Троецарствия в Китае, Империи Хань и Цзынь. Хозяйственная деятельность. Мифология. Буддизм, учение дао и конфуцианство. Практика: создание иллюстраций в китайском стиле, занятия по китайской каллиграфии. Работа с историческими источниками.

Раздел 8 Индия и Юго-восточная Азия в первом тысячелетии (8 часов – теория, 6 час – практика)

Теория: Государства Индии и Юго-восточной Азии. Религиозные представления и хозяйственная деятельность. Культура и культовые сооружения. Практика: просмотр видеофильмов, работа с историческим источником. Практика с индийской каллиграфией.

Раздел 9. Арабский мир в средневековье (6 часа – теория, 4 часа – практика)

Теория: Зарождение первых арабских государств. Рождение ислама. Религиозные представления в Коране. Хозяйственная деятельность и ремесло стран арабского мира. Практика: Работа с историческим источником, просмотр видеофильмов. Изучение арабской каллиграфии.

Раздел 10. Народы Сибири в бронзовом и железном веке. ( 10- теория, 6-практика.)

Теория: Культуры и племена в бронзовом и железном веке Сибири. Хозяйственная деятельность и культура. Религиозные представления.Практика: Экскурсия, работа с археологическими останками, работа с планами археологических раскопок.

Раздел 11. Племена и кланы доколумбовой Америки ( 6 часов-теории, 4 практики)

Теория: Племена северной Америки. Культура, религиозные представления. Хозяйственная деятельность. Мифология. Практика: работа с историческими источниками и картами, просмотр видео фильмов. Создание родового тотема.

Раздел 12. Центральная и южная Африка в древности и средние века. ( 7 часов-теория, 4 часа-практика) Теория: Государство Эфиопия, Сонгай и Мали. Религия. Хозяйствование и культура народов. Практика: работа с историческими источниками и картами, просмотр видеофильмов, доклады по заданным темам.

 
Модуль 2

Раздел 1. Виды и формы исторических источников. (4 часа теория 2 часа практика). Теория: Что такое исторический источник. Виды и формы источников. Понятия “тип” и “вид” исторических источников. Практика: работа с источниками.

Раздел 2. Вспомогательные дисциплины для изучения исторических источников (6 часа теория 4 часа практика). Теория: Виды вспомогательных исторических дисциплин. Практика: Составление генеалогического древа семьи. Создание родового герба.

Раздел 3. Методика написания научно-исследовательских работ (10 часов теории 6 часов практики).

Цели программы

Сформировать интерес к истории родного края через особенности развития мировой материальной культуры посредством вспомогательных исторических дисциплин в процессе исследовательской деятельности.

 

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 

Личностные:

·         воспитать уважение к мировой истории;

·         создать на базе творческого объединения детский коллектив, способствующий гармоничному развитию каждой личности.

·         сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 

Метапредметные:

·         сформировать навык командной исследовательской работы;

·         выявить природные задатки и творческий потенциал ребёнка;

·         сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира.

 

В соответствии с модульным принципом построения программы предметные результаты разделяются в соответствии с модулем.

 

Предметные:

Модуль 1:

 

·         развить знания, умения, навыки в социально-гуманитарной сфере;

·         развить основы критического мышления;

 

Модуль 2:

·         сформировать навык работы с историческим источником, проведения исследовательской работы и оформления её результатов;

·          сформировать у учащихся навыки публичного выступления для защиты исследовательского проекта.

Результат программы

Личностные:

1)      учащиеся проявляют интерес к мировой истории;

2)      сформирован детский коллектив, способствующий гармоничному развитию личности ребёнка во взаимодействии со сверстниками;

3)      учащиеся осознают значимость своей практической значимости изучение истории и смежных с ней наук для формирования критического мышления и формирования научной картины мира.

 

 

Метапредметные:

1)      учащиеся демонстрируют умение работать в команде над исследовательским проектом;

2)      учащиеся осознанно и с интересом выбирают тему исследовательского проекта, применяя научные методы (сбор информации, опрос, наблюдение, беседы и пр.);

3)      у учащихся сформирована целостная научная картина окружающего мира (видят причинно-следственные связи и способны делать выводы о исторических явлениях).

 

Предметные:

Модуль 1

1)      учащиеся демонстрируют средний и высокий уровень развития знаний, умений и навыков в гуманитарной сфере;

2)      учащиеся сформируют основы критического мышления;

 

Модуль 2

1)      учащиеся овладевают навыком публичного выступления, умеют аргументированно и последовательно защищать свои исследовательские проекты;

2)      учащиеся овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.

Особые условия проведения

Программа направлена на знакомство детей с исследовательской деятельностью.
Программа построена по модульному принципу: первый модуль направлен на развитие интереса обучающихся к истории культуры мировых цивилизаций, второй модуль направлен на формирование навыков работы с ВИДами (вспомогательные исторические дисциплины) и подготовку к основам проектно-исследовательской деятельности.

 

На обучение по программе принимаются все желающие без предварительного отбора и подготовки. Для освоения второго модуля желательно чтобы обучающийся прошёл Модуль 1 данной программы или имел начальные навыки работы с письменными источниками.

 

Набор детей проводится в сентябре каждого учебного года на основании заявлений от родителей. В течение года может быть организован добор детей на свободные места после собеседования с родителями. 

Материально-техническая база

1.    Учебный кабинет;

2.    Стулья и столы;

3.    Компьютер-ноутбук с программным обеспечением ms office, с электронными учебными пособиями, программой оформления и презентации результатов исследования.

4.    Интернет-соединение (кабель или wi-fi).

5.    Археологические источники.