Программа «Мой край родной»

Патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность формируется у человека из привязанности к родному краю, месту, где он родился, вырос. В каждом уголке нашей необъятной родины есть свои исторические, природные и культурные особенности, формирующие в человеке привязанность к родному краю. Узнать свой родной край, его особенности и взаимосвязь не только с нашей страной, но и с миром возможно через изучение краеведения. Дополнительная образовательная программа «Мой край родной» способствует участию в краеведческой работе обучающихся, развивает их способности.


Участие в данной программе позволит значительно расширить и углубить знания и представления об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, освоить навыки использования различных методов для осуществления краеведческих исследований.

 

Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время особенно важно воспитать активную гражданскую позицию, бережного отношения к окружающей природе родного края. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Знания о прошлом своего родного края, о традициях, вкладе земляков в то, чем мы сейчас пользуемся, поможет восстановить связь поколений, воспитать патриота, хозяина своей земли.

 

Краеведение – важное средство связи обучения и воспитания с жизнью, содействующее ознакомлению с основами экологических знаний на краеведческом материале.

 

Краеведческая работа расширяет кругозор обучающихся, знакомит их с хозяйственной жизнью родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Активное участие в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает в дружный коллектив. Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне района. Важное место занимают беседы с интересными людьми, встречи.

 

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в процессе знакомства, с краеведением обучающиеся приобретают опыт исследовательской деятельности. Использование исследовательского метода обучения и создание условий, для исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию их познавательной, интеллектуальной, творческой активности.

 

В процессе реализации программы, обучающиеся, не только изучают сведения об истории родного края, но и овладевают информационными технологиями (работа с различными источниками информации, преобразование информации), создают исследовательские проекты, которые являются результатом собственного исследования родного края. Обучающиеся открывают неизвестные страницы своей малой родины. Происходит осмысление опыта прошлых поколений.

 

Педагогическая целесообразность программы состоит так же в том, что при ее реализации обучающиеся углубляют знания о взаимосвязи между живой природой и деятельностью человека, знакомятся с экологическими проблемами Новосибирского района. Развивается наблюдательность, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

 

Программа интегрированная, так как опирается на знания истории, географии, приобретенные по школьной программе. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе. Это дает возможность развивать память, наблюдательность, способствует развитию любознательности. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет разнообразить формы работы.

 

Программа «Мой край родной» предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.

 

Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания, что краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

 

На практических занятиях обучающиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию, как по электронным базам данных, так и, используя книжные фонды библиотек поселка Краснообск. Самостоятельно работать с литературой, писать рефераты, доклады, составлять анкеты. Проводят различные виды наблюдений. Обучающиеся в процессе освоения программы учатся выделять главное, сравнивают, систематизируют результаты наблюдений сезонных явлений природы поселка Краснообск, проводят исследовательские работы. Подобный подход в программе учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию экологического мышления.

Педагоги

Емелева Надежда Кирилловна, педагог дополнительного образования, первая категория.

Содержание программы

1 год обучения:

  1. Вводное занятие.
  2. Введение в экологическое краеведение.
  3. Экология поселка Краснообск.
  4. Мой замечательный поселок – Краснообск.
  5. «Мира не узнаешь, не зная края своего».
  6. Природа и экология родного края.
  7. Экологический календарь природы.
  8. Итоговое занятие.

2 год обучения:

  1. Вводное занятие.
  2. Введение в краеведение.
  3. Введение в экологическое краеведение.
  4. Этапы краеведческого исследования.
  5. Источники изучения краеведения.
  6. Методы краеведения.
  7. Краеведческая исследовательская работа.
  8. Экологические праздники и мероприятия.
  9. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель дополнительной образовательной программы «Мой край родной» – формирование экологической культуры обучающихся через эколого-краеведческую деятельность.

 

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить с прошлым и настоящим поселка;
  • получить общее представление о своеобразии сибирского региона, его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности;
  • познакомить с биографией земляков, оставивших заметный след в истории поселка, страны;
  • сформировать представление об основных понятиях в краеведении;
  • ознакомить с основными источниками краеведения поселка Краснообск;
  • обучить приёмам и навыкам исследовательской работы;
  • сформировать умение работать с различными источниками информации.

Воспитательные:

  • формировать чувство патриотизма обучающихся через краеведческие знания о поселке Краснообск, районе;
  • воспитать уважение к истории нашего поселка, района.

Развивающие:

  • умения самостоятельно работать с различными источниками краеведения;
  • навыки исследовательской работы;
  • навыки информационной культуры.

Результат программы

Ожидаемые результаты – сформированность экологической культуры обучающихся через эколого-краеведческую деятельность.


Обучающиеся первого года должны знать:

  • определение «краеведения» и «экологии», их взаимосвязь;
  • особенности поселка Краснообска как научного центра;
  • основные достопримечательности поселка, района;
  • основные виды местной фауны и флоры их взаимозависимость;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую природу.

Обучающиеся первого года должны уметь:

  • выполнять экологические правила поведения в природе;
  • следить за чистотой окружающей среды (дом, двор, школа, ближайшее природное окружение);
  • вести наблюдения за явлениями природы и оформлять результаты наблюдений в виде описаний.

 

Обучающиеся второго года должны знать:

  • основные понятия краеведения и экологического краеведения;
  • этапы краеведческой деятельности и источники краеведения поселка Краснообск;
  • приёмы и методы исследовательской работы.

Обучающиеся второго года должны уметь:

  • работать с источниками информации;
  • обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию;
  • участвовать в дискуссиях, корректно отстаивать свою точку зрения;
  • организовать участие в экологических инициативах.

Материально-техническая база

  • наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью;
  • наличие методической и научной литературы;
  • наличие связей с различными учреждениями поселка Краснообск (дендропарком, Сибирской научной сельскохозяйственной библиотекой, Центральной районной библиотекой, музеем агроэкологии им. Гребенникова В.С.);
  • возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам;
  • выход в интернет.