Программа «Мы открываем новый мир»

LEGO – конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в младшем школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.

 

LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Простота в построении модели, в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора, позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

 

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, когда возможность прикоснуться к неизведанному миру «роботов» является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, «роботы» могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Педагоги

Истифеева Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования, имеет высшее педагогическое образование, без квалификационной категории.

Педагогический стаж – 2 года;

 

Курсы повышения квалификации:

с 14 апреля 2017 года по 26 апреля 2017 года, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе: «Профессиональная культура педагога в условиях реализации Стратегии воспитания в РФ» в объеме 72 часа.

Содержание программы

Первый уровень реализации программы.

Тема 1. Роботы вокруг нас (введение в образовательную программу) – 2 часа.

Тема 2. «Лего – страна» – 8 часов.

Тема 3. Моделирование с использованием геометрических фигур – 6 часов.

Тема 4. Конструирование из бросового материала – 4 часа.

Тема 5. Секреты моделирования из спичек – 20 часов.

Тема 6. Картонное моделирование – 11 часов.

Тема 7. «Впереди лето» (итоговое занятие) – 2 часа.

 

Второй уровень реализации программы.

Тема 1. Город мастеров (введение в образовательную программу)- 2 часа.

Тема 2. «Мы строители» – 12 часов.

Тема 3. Окружающий нас мир ― это мир геометрии - 8 часов.

Тема 4. Моделирование из спичек «Нечто из ничего» − 12 часов.

Тема 5. «Наши руки не для скуки» (итоговое занятие) - 2 часа.

Цели программы

Целью данной образовательной программы является развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектирования посредством конструирования и моделирования.

 

Задачи:

Обучающие:

- дать первоначальные знания о конструкции самых разнообразных роботов;

- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- способствовать формированию элементарных навыков конструирования и проектирования;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.

 

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, внимательность, аккуратность и изобретательность;

- способствовать развитию креативного мышления и пространственного воображения обучающихся;

- создавать условия для организации и участия в играх, конкурсах и состязаниях «роботов» в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

 

Воспитательные:

- способствовать повышению мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных систем управления роботами;

- воспитывать у обучающихся стремление к получению качественного законченного результата;

- формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности.

 

С помощью приобретения определенных знаний, умений, навыков и применения технологий у обучающихся формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 

Личностные:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении творческих заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- начало профессионального самоопределения, связанных с робототехникой.

 

Регулятивные:

- умение работать по предложенным инструкциям;

- определение и формулировка цели деятельности на занятии с помощью педагога.

 

Познавательные:

- определение, различие и название предметов (деталей конструктора);

- выстраивание своей деятельности согласно условиям (конструирование по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, самостоятельное проектирование схем);

- ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного;

- перерабатывание полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

 

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками;

- умение устанавливать необходимые контакты с другими людьми;

- умение работать в паре и в коллективе;

- умение рассказывать о готовом творческом продукте;

- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

Результат программы

В результате реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мы открываем новый мир» обучающиеся:

 

Должны знать:

- различные приёмы работы с бумагой;
- основные геометрические понятия и базовые формы;
- организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
- названия различных видов бумаг и картона;
- область применения и изготовление бумаги;
- устные инструкции;
- основные свойства материалов для моделирования;
- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
- названия основных деталей и частей техники;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- конструктивные особенности различных роботов;
- приёмы и опыт конструирования с использованием специальных элементов.

 

Должны уметь:

- самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
- складывать модули для оригами;
- определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
- читать схемы и чертежи;
- подобрать материал для модели и отдельных модулей;
- самостоятельно собрать модель по готовому чертежу;
- работать простейшим ручным инструментом;
- складывать модули различной сложности.

 

Содержание образовательной программы способствует достижению метапредметных и личностных результатов:

 

Личностные результаты:

· уважение к полезному труду, к людям труда, трудолюбия;

· проявление коммуникативных качеств:

- навыки совместной деятельности в коллективе;

- доброжелательное отношение друг к другу;

- осознание собственной уникальности;

- способность выражать свои чувства, понимать другого.

 

Метапредметные результаты:

· умение использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации и т.д.;

· стремление учиться и организовывать свою деятельность:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение искать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- способность прогнозировать (предвосхищать будущий результат при различных условиях выполнения действия);

- способность контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

· способность проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение использовать методы и приёмы конструирования в основном учебном процессе;

· проявление чувственно – двигательных функций: наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление;

- применять полученные знания в практической деятельности.

Особые условия проведения

Посещение творческого объединения «Школа будущего» – бесплатное.

Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Для занятий есть отдельный кабинет, который оснащён необходимой мебелью.

Наглядно-иллюстративный материал, основные инструменты работы - LEGO конструктор.

Для моделирования: ножницы, картон, цветная бумага, клей, подручные материалы.