Программа «Техника пешеходного туризма»

Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов воспитания подрастающего поколения.

 

Главная задача туристического объединения – удовлетворить естественную потребность обучающихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.

 

Конкретные цели воспитанников – летний зачетный не категорийный поход после первого года занятий и категорийный поход после второго года работы объединения. Важным стимулом для ребят должно стать получение в результате занятий и зачетных походов, грамот, дипломов и юношеских спортивных разрядов по туризму.

 

Важнейшей целью объединения является физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение обучающимися необходимых прикладных навыков. Дать обучающимся возможность освоить все премудрости пешеходного туризма – значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

 

Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а, может быть, и жизненный путь.

Педагоги

Майер Юрий Викторович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. 

Диплом III степени в Региональном конкурсе авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования в номинации «Туристско-краеведческая».

Содержание программы

Содержание программы туристско-краеведческой подготовки (1 год обучения):

  1. Вводное занятие, введение в образовательную программу – 3 ч.
  2. Походы выходного дня – 26 ч.
  3. Подготовка похода – 15 ч.
  4. Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности – 18 ч.
  5. Техника пешеходного туризма Вязка узлов – 20 ч.
  6. Техника лыжного туризма Меры безопасности – 14 ч.
  7. Оказание первой медицинской помощи. Гигиена туриста – 9 ч.
  8. Природа родного края и его история – 10 ч.
  9. Топография и ориентирование – 17 ч.
  10. Спортивная подготовка туриста – 12 ч.

 

Содержание программы туристско-краеведческой подготовки (2 год обучения):

  1. Вводное занятие – 3 ч.
  2. Туризм в России – 3 ч.
  3. Походы выходного дня –16 ч.
  4. Двух дневные походы (1 поход) –18 ч.
  5. Подготовка походов – 9 ч.
  6. Туристская группа в походе – 18 ч.
  7. Туристское хозяйство – 9 ч.
  8. Тактика и техника пешеходного и лыжного туризма – 35 ч.
  9. Медицинская подготовка – 12 ч.
  10. Природа родного края и его история – 17 ч.
  11. Топографическая подготовка и ориентирование в походе – 21 ч.
  12. Спортивная подготовка туриста – 19 ч.

Цели программы

Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, экологии и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и краеведения, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовых и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

Развивающие:

  • физическое совершенствование учащихся: развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • участие в соревнованиях и походах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

По результатам обучения, должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по туризму являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского «общества»;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Освоения учащимися содержания программы «Техника пешеходного туризма» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий туризмом;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • технически правильно выполнять действия из базовых видов туризма, использовать их в игровой и соревновательной форме.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в процессе изучения по программе «Техника пешеходного туризма», опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

  • формирование первоначальных представлений о значении туризма для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, подвижные игры...);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков техничного исполнения;
  • выполнение технических действий из базовых видов туризма; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Концепции программы:

  • Оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);
  • Повышение духовной культуры учащихся;
  • Развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в процессе коллективной деятельности в сфере туризма и краеведения;
  • Изучение истории, географии и экологии родного края и т.д. 

На каждом этапе реализации программы педагог может использовать самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым обучающимся. Конкретные методы работы педагог выбирает согласно составу данной группы, её обученности, личностным возможностям. Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные материалы. Необходимо сочетать теорию с практикой: полевые занятия, семинары – практикумы, творческие, экспериментальные, практические работы на местности.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • требования техники безопасности в походе, на занятиях, при движении по тротуарам и дорогам;
  • общие подходы к организации и проведению походов;
  • основные приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему;
  • перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
  • правила разведения костра, подготовки кострового места и установка палатки;
  • правила приготовления пищи;
  • нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
  • историческую и географическую характеристику родного края;
  • распознавать топографические знаки;
  • устройство компаса;
  • что такое азимут и как его определить.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • применить теоретические знания на практике;
  • ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, природным знакам, с легкостью находить стороны горизонта;
  • подготовить место для костра и правильно разжечь его;
  • выполнять общие обязанности участника похода.

 

Второй года обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историческую и географическую характеристику родного края (Доволенского района);
  • функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения походов;
  • правила психологии и общения в походе;
  • правила прохождения полосы и дистанций пешеходная группа с препятствиями;
  • состав группы и подготовку к проведению ПВД и двухдневных походов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь :

  • организовать группу для похода;
  • выполнять функции нескольких участников похода;
  • участвовать во всех видах соревнований по пешеходному туризму;
  • завязывать узлы правильно и быстро;
  • самостоятельно ориентироваться на местности (по выбору, по направлению, по легенде);
  • оказывать первую помощь пострадавшему при всех видах травм и заболеваниях.

Особые условия проведения

Для зачисления в объединение, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

Во время теоретических занятий используется различная литература:

  • Ю.С.Самохин «Туризм в детском оздоровительном лагере»;
  • Н.Б.Садикова «1000 + 1 совет туристу: школа выживания»;
  • И.Н.Крайнова «Узлы: простые, забавные, сложные.»;
  • «Краткий справочник туриста», методическая разработка
  • «Узлы, применяемые в туристском многоборье», методическая разработка
  • «Технические приемы, применяемые на соревнованиях по туризму»,
  • «Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма», методическая разработка
  • «Туристические маршруты по Тульской области»,
    методическая разработка
  • «Советы организатору туристско-краеведческого кружка», методическая разработка
  • «Как правильно оформить отчет о походе»,
  • «Рабочая тетрадь по туризму»,
  • А.А.Михайлов «Игровые занятия в курсе ОБЖ»,
  • В.В.Шумилова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»,
  • авторские программы элективных курсов «Школа безопасности», «Мы и дорога».
  • компьютерные обучающие и развивающие программы – CD игра
    «Спортивное ориентирование», CD «Знаки топографии», CD «ОБЖ», CD «Азбука ориентирования», CD «Тур-Тула», CD «Школа безопасности, CD «Наркомания», CD «Основы здорового образа жизни»;
  • комплект обучающих таблиц-плакатов – «Первая медицинская помощь при различных травмах», «Индивидуальные средства защиты», «Приборы радиационной разведки», «Автономное выживание».


Во время практических занятий используются:

  • различные тренажеры – расположенные в спортивном зале, для развития физической подготовки;
  • туристское снаряжение – веревка различной длины и толщины,
  • туристические палатки с тентами и стойками, спусковое устройство, прусик,
  • страховочная система, карабины, компасы рюкзаки и др.;
  • медицинские приборы – бинты, вата, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, ватно-марлевые повязки,
    респираторы, противогазы, шинный материал и др..


Во время подведения итогов по темам или разделам проводятся:

  • тесты- «Основы медицинских знаний», «Выживание в условиях
    автономного существования», «Ориентирование»;
    компьютерное тестирование- «Знаки топографии», «Ориентирование»;
  • проверочные работы – карточки-задания по различным темам;
    игры, викторины, КВН – «Внимание авария», «Безопасная дорога», «Безопасное колесо», «Лото», «Огонь – друг и враг человека»;
  • походы – проведение многодневных туристических походов различной направленности и категории сложности;
  • соревнования – участие в соревнованиях и тематических вечерах.

Стоимость

Платные услуги не оказываются.