Программа «Речевичок»

  • (1)

Программа предполагает организацию коррекции нарушений развития речи детей дошкольного возраста, обеспечивающей усвоение содержания основной образовательной программы и создание благоприятных условий для личностного развития каждого ребенка по формированию правильной речи в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. 

 

В рамках реализации программы возможны индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми начального общего образования.

 

Актуальность деятельности по реализации  программы по развитию речи "Речевичок" обусловлена формированием правильной разговорной речи у детей дошкольного возраста во взаимодействии ее двух основных функций - познавательной и коммуникативной, развитием звуковой аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте у детей с нарушениями речи на этапе завершения дошкольного образования.

 

Новизна программы предусматривает воспитать у детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, готовность и способность к самостоятельным и инициативным действиям через организацию занятий по развитию речи, способствовать развитию у детей познавательного интереса, произвольного внимания и коммуникативных компетенций.

 

Отличительной особенностью программы является коррекция нарушений по развитию речи у детей дошкольного возраста, осуществляемая через эмоциональное восприятие детей, через формирование связной речи на лучших образцах русского литературного языка и устного народного творчества, где учащиеся  учатся выражать свое отношение к себе, к людям, к миру.  

 

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающих трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения, нарушения фонетико-фонематического восприятия, общее недоразвитие речи (ОНР).

Педагоги

Стафеева Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 34 года.

Образование высшее НГПУ, 1999 год.

Курсы повышения квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Особенности коррекционной составляющей образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО», 2017 год.
  • ГАУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Разработка и реализация адаптированных образовательных  программ дошкольного образования обучающихся с ОВЗ", 2020 год.  

Содержание программы

Первый год обучения - стартовый уровень

  1. Осень, речевые и неречевые звуки – 4 часа.
  2. Сад. Огород. Звуковая культура речи– 10 часов.
  3. Игрушки. Звуковая культура речи – 2 часа.
  4. Посуда. Звуковая культура речи – 2 часа.
  5. Мебель. Звуковая культура речи  – 2 часа.
  6. Домашние птицы. Звуковая культура речи – 6 часов.
  7. Зима. Звуковая культура речи –10 часов.
  8. Дикие животные. Звуковая культура речи – 4 часа.
  9. Профессии. Звуковая культура речи – 4 часа.
  10. Цвет, форма, величина. Звуковая культура речи– 2 часа.
  11. Праздники. Звуковая культура речи – 4 часа.
  12. Весна. Анализ слогов на слух: гласный+согласный звук – 20 часов.
  13. Правила дорожного движения. Закрепление гласных и согласных звуков – 2 часа.

Всего: 72 часа.

 

Второй -третий год обучения: базовый уровень

  1. Времена года. Лето. речевые и неречевые звуки –2 часа
  2. Осень. Органы артикуляции. Понятие о звуковом ряде - 4 часа
  3. Овощи - фрукты. Гласные звуки - 4 часов.
  4. Птицы.Гласные звуки - 4 часа
  5. Животные. Согласные звуки -6 часов.
  6. Слова - действия. Согласные звуки - 2 часа 
  7. Продукты питания. Согласные звуки – 2 часа.
  8. Зима. Дифференциация звуков – 8 часов.
  9. Мебель. Согласные звуки. - 2 часа
  10. Посуда.Согласные звуки. Дифференциация звуков - 2 часа
  11. Человек. Семья. Дом. Гласные и  согласные звуки – 6 часов.
  12. Профессии. Звуковой анализ слов – 2 часа.
  13. Цвет, форма, величина. Звуковой анализ слов – 4 часов.
  14. Город.Транспорт. Дом. Согласные звуки. Дифференциация звуков – 6 часов.
  15. Транспорт.Звуковой анализ слов - 2 часа
  16. Весна. Изменения в природе. Звуковой анализ слов.Работа над предложением – 16 часа.

Всего: 72 часов.

Цели программы

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного речевого и личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

 

Задачи.

предметные:

  1. Развить связную речь и культуру речевого общения.
  2. Обогатить, расширить и активизировать словарный запас детей.
  3. Сформировать и совершенствовать лексику и грамматический строй речи (словообразование и словоизменение).
  4. Сформировать звуковую культуру речи.
  5. Развить фонетико-фонематическую систему языка, сформировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.
  • формировать и закреплять правильное звукопроизношение;
  • вырабатывать правильную артикуляцию звуков речи;
  • поставить и автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях и в свободном речевом общении;
  • выработать и закрепить навыки дифференциации звуков, с целью предупреждения дефектов звукового анализа;
  • нормализовать просодическую сторону речи (словесное ударение, интонация – мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

 

метапредметные:

  1. Сформировать познавательный интерес и активность детей к занятиям и к художественной литературе.
  2. Развить коммуникативные умения общения со взрослыми и детьми. 
  3. Развивать произвольное устойчивое внимание, творческие способности.
  4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

 

личностные:

  1. Научить детей соблюдать общепринятые нормы поведения, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Воспитать культуру речевого общения и дружеские взаимоотношения между детьми.
  3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность, стремление доводить начатое дело до конца.
  4. Развивать у детей устойчивое произвольное внимание, волевую регуляцию, умение самостоятельно действовать по правилу, заданному педагогом.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся 5 летнего возраста будут знать:

  • развитие навыков фонематического анализа;
  • на слух различать слова с начальными ударными гласными: А, у, О, И;
  • подбор слов на заданный звук;
  • могут выделять конечные согласные: П, Т, К, М, Н в словах;
  • выполняют звуковой анализ обратных слогов: АП, ОП, УП, ИТ; АТ, ОТ, УТ, ИТ; АК, ОК, УК, ИК и т.д.;
  • имеют представления о гласном и согласном звуке, их различиях.
  • могут употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа по лексическим темам (название овощей, фруктов, посуды, мебели и т.д.);
  • согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • употреблять в речи формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек…);
  • образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ИК-, -ЧИК-, -ЕЧК-, -ОЧК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-;
  • употреблять существительные с суффиксами -ОНОК, -ЕНОК, использовать их в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат, и т.д.;
  • использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать;
  • пользоваться простыми предлогами: НА-С, В-ИЗ, ПО;
  • употреблять в речи некоторые относительные прилагательные: стеклянный, бумажный, резиновый.

В результате реализации программы обучающие 5 летнего возраста будут уметь:

  • к концу года составлять предложения из трех слов;
  • пересказывать текст из 2-3 предложений;
  • поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них;
  • с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки;
  • составлять рассказы-описания и загадки описания из 2-3 предложений по лексическим темам (об овощах, о зимующих птицах, о диких и домашних животных).

У обучающихся будут развиты личностные качества:

  • выполнять правила личной гигиены;
  • проявлять познавательный интерес к занятиям, любознательность;
  • эмоционально проживать прочитанный педагогом текст, выражать свои эмоции;
  • участвовать в коллективной деятельности, соблюдая доброжелательные взаимоотношения между детьми.

 

В результате реализации программы обучающие 6 лет будут знать:

  • к концу года дети имеют представления о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости – звонкости, твердости – мягкости согласных. Различают на слух гласные и согласные звуки.
  • могут подбирать слова на заданный звук и слова с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова);
  • дети могут дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (П-Б, С-З, С-Ш и т.д.);
  • могут выполнять фонематический анализ слов: КОТ, КИТ, ЛОСЬ, МАКИ и т.д.
  • дети закрепляют умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (по всем лексическим темам);
  • используют в речи притяжательные и относительные прилагательные;
  • используют в речи все простые предлоги (по всем темам) и сложные: ПЕРЕД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ;
  • могут согласовывать числительные с существительными (по всем темам);
  • образуют однокоренные слова (кот, котик, котенок, котище);
  • используют в речи глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей;
  • образуют и используют в речи словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лук, лучок);
  • умеют согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (утка плавает – утки плавают).
  • упражняются в образовании сравнительной степени прилагательных (холодный – холоднее, белый – белее);
  • образуют приставочные глаголы (шить – зашить, подшить, вышить, пришить);
  • умеют согласовывать существительные мужского и женского рода с притяжательными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто);
  • умеют подбирать слова-антонимы;
  • образуют и используют в речи существительные с суффиксами -ОНОК, -ЕНОК, -ЯТА, -АТА (бельчонок – бельчата).

В результате реализации программы обучающиеся 6 лет будут уметь:

  • к концу года дети умеют отвечать на поставленные вопросы полным ответом и использовать навык самостоятельного построения вопросов;
  • могут самостоятельно составлять предложения из 4-5слов по картинке, на заданную тему;
  • употреблять в речи сложные предложения, при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
  • самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок, рассказы – описания, загадки – описания по всем лексическим темам;
  • сочинять концовки к сказкам;
  • без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
  • дети могут употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений;
  • объяснять правила игры; аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

У обучающихся будут развиты личностные качества:

  • работать самостоятельно на основе простейших заданий;
  • сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей;
  • адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

 

В результате реализации программы обучающиеся 7 лет будут знать:

  • дети правильно произносят все звуки родного языка в самостоятельной речи, дифференцируют звуки на слух, выделяют их в ряде других звуков;
  • воспроизводят звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением;
  • пользуются восклицательной, вопросительной, повествовательной интонацией,
  • умеют различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
  • дети могут называть слова с определенным звуком, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове;
  • дети могут охарактеризовать звук: гласный – согласный, согласный – твердый или мягкий, звонкий или глухой, гласный – ударный или безударный;
  • познакомятся с «Ь» и «Ъ» знаком;
  • могут выполнять упражнения на звуковой анализ и синтез;
  • дети могут делить слова на слоги, в качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги, выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими.
  • концу года дети самостоятельно проводят анализ и синтез слов, состоящих из 2-3 слогов.
  • составляют самостоятельно предложения по демонстрации действий, картине, вопросам, по опорным словам, с определенным словом; определяют количество слов в предложении и называют слова по порядку; определяют интонационно количество предложений в тексте.
  • к концу года дети печатают слоги, слова, предложения в тетрадях в крупную клетку;
  • узнают буквы из разных шрифтов, различают правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга;
  • знают алфавит;
  • пользоваться знаниями и умениями, полученными ранее, на новом словесном материале;
  • согласовывать прилагательные и числительные с существительными по всем темам;
  • пользоваться сложными предлогами;
  • правильно используют в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • образуют сравнительные прилагательные;
  • употребляют глаголы с различными приставками;
  • образовывать сложные слова;
  • могут подбирать однокоренные слова;
  • могут согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже:
  • могут употреблять предлоги с различными падежами: К- с дательным, ОТ- с родительным, С- с винительным и творительным;
  • могут использовать в речи наиболее простые слова-антонимы (добрый – злой, высокий – низкий и т.д.);
  • образуют относительные прилагательные с использованием продуктивных суффиксов: -ОВ, -ИН, -ЕВ, -АН, -ЯН (березовый, звериный, кожаный и т.д.).

В результате реализации программы обучающие 7 лет будут уметь:

  • к концу года дети будут составлять разные типы предложений;составлять рассказы по картинкам и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
  • составлять описательные рассказы обо всех игрушках;
  • могут составлять творческие рассказы (рассказы по воображению);
  • составляют по плану или образцу рассказы из личного опыта и из коллективного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
  • будут пересказывать сказки, литературные произведения через модели и заместители;
  • к концу года дети будут сами придумывать загадки по лексическим темам и отгадывать загадки.

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты личностные качества:

  • внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям людей, к нравственному содержанию поступка;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • проявлять чувство личной ответственности за свое поведение. старается разрешать конфликты;
  • способен к волевым усилиям, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

 

Результатом прохождения всего курса обучения является полная готовность обучающихся к освоению программного материала начального общего образования:

  • дети будут знать произведения разных литературных жанров и произведения устного народного творчества, их художественные достоинства, понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте;
  • будут уметь использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве;
  • будут развиты духовно-нравственные качества личности,

Особые условия проведения

Программа предназначена для детей дошкольного возраста  5 лет - 7 (8) лет .

 

Для обеспечения полноценного личностного развития каждого ребенка по речевому развитию в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями по данной программе могут заниматься учащиеся с ограниченными возможностями здоровья с речевыми нарушениями.

Материально-техническая база

Учебное помещение.
Отдельный учебный кабинет. Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. 

 

Материально-техническое обеспечение.

Учебные столы, стулья. Зеркало. Магнитная демонстрационная доска. Мультимедийная аппаратура, фотоаппарат, принтер, компьютер, которые используются в работе.

 

Информационное обеспечение.

Дидактические игры и пособия. Индивидуальный раздаточный материал, инструменты.