Программа «Юный исследователь – краевед»

Образовательная программа «Юный исследователь – краевед» ориентирована на изучение истории родного края. Региональный компонент раскрывается через изучение истории поселений и городов Новосибирской области.

Предметом изучения данной программы является краеведение как средство формирования юного исследователя. Использование исследовательского метода обучения и создание условий для поисково-исследовательской деятельности обучающихся способствует развитию их познавательной, интеллектуальной, творческой активности.

В процессе реализации программы обучающиеся не только изучают сведения об истории родного края, но и овладевают информационными технологиями (работа с различными источниками информации, преобразование информации), создают исследовательские проекты, которые является результатом собственного исследования родного края. Обучающиеся открывают неизвестные страницы своей малой родины. Происходит осмысление опыта прошлых поколений.

Педагоги

Глазунова Галина Григорьевна, педагог дополнительного образования, высшая категория.

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование первого года обучения:

  1. Вводное занятие.
  2. Теория.
  3. Поисково-исследовательская работа.
  4. Подготовка и написание отчета по теме исследования.
  5. Подготовка презентации, доклада.
  6. Итоговое занятие.

 

Учебно-тематическое планирование второго года обучения:

  1. Вводное занятие.
  2. Экскурсии.
  3. Теория.
  4. Поисково-исследовательская работа.
  5. Обработка и интерпретация краеведческих данных.
  6. Написание отчета по теме исследования.
  7. Подготовка презентации, доклада.
  8. Итоговое занятие.

 

Учебно-тематическое планирование третьего года обучения

  1. Вводное занятие.
  2. Краеведение в единстве разных наук.
  3. Лаборатория краеведа.
  4. Изба – читальня краеведа.
  5. Поисково-исследовательская работа.
  6. Обработка и интерпретация краеведческих данных.
  7. Представление результатов поисково-исследовательской работы.
  8. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры через развитие научно-исследовательской деятельности, развитие интереса к истории родного края и воспитания патриотизма обучающихся.

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить приёмам и навыкам исследовательской работы;
  • сформировать умение самостоятельно работать с информацией в литературе историко-краеведческой направленности;
  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.

 

Развивающие:

  • развить познавательную, творческую и общественную активность;
  • расширить кругозор обучающегося в области краеведения и области получения информации (технологии);
  • развить логическое мышление путём включения в исследовательскую работу;
  • приучить самостоятельно планировать и анализировать предстоящую работу;
  • формировать качества личности, востребованные в XXI в. – диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность;
  • развить творческую активность к познанию и осмыслению истории страны родного края.

 

Воспитательные:

  • рассеять скудность, невежество представлений о родине, соотечественниках; укрепить связи между поколениями;
  • воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию;
  • воспитывать активную личность, способную к созиданию;
  • содействовать самореализации личности обучающегося путём создания социальной ситуации развития в соответствии с возрастными способностями.

Результат программы

Ожидаемые результаты – сформированность познавательной компетенции, компетенции практической деятельности, любви к родному краю.

 

Обучающиеся должны знать приёмы и методы исследовательской работы.

 

Обучающиеся должны уметь анализировать, сравнивать, самостоятельно планировать, логически мыслить, работать с информацией.

 

Контроль освоения программы ведется через тестирование, наблюдение, анкетирование (не только обучающихся, но и родителей, учителей-предметников, классных руководителей).

 

Форма подведения итогов реализации программы:

  1. Конференция.
  2. Защита выпускных работ.
  3. Участие в конкурсах различного уровня.

Материально-техническая база

Ноутбук, принтер, сканер, ресурсы библиотеки СЮН, библиотеки ЦНСХБ, видеотека, интернет, табличный и справочный материал.