Программа «Судомоделирование»

Программа «Судомодельный спорт» создает фундамент для воспитания активных граждан, деятельно участвующих в решении производственных и общественных задач, формирует особый конструкторский склад ума, развивает интерес к науке и технике. Дет­ское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целена­правленный про­цесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате созидания ма­териальных объектов с признаками полезности и но­визны.

 

Отличительной особенностью программы является техническая направленность содержания материала, которая основывается на практико-ориентированной деятельности. Изучение данного курса тесно связано с такими предметами общеобразовательного цикла как физика, математика, история, технология. Немаловажное значение в организации творческой деятельности учащихся имеет доступность предлагаемых технических задач и заданий. Слож­ность их согласована с «шагом» творческого развития учащихся.

 

Большое значение в работе объединения имеет непрерывность творче­ского про­цесса. Систематическая творческая деятельность на про­тяжении всех лет обучения приведет к воспитанию устой­чивого интереса к творческому труду. На протяжении всего периода обучения с учащимися рассматриваются вопросы истории флота, судостроения и морских путешествий, используя различные источники получения информации. Все это способствует расширению кругозора учащихся, воспитывает в них патриотизм, высокие моральные качества.

Педагоги

Ткаченко Юрий Андреевич

Образование:

Высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация – учитель технологии и предпринимательства по специальности «Технология и предпринимательство» – 2003 г.

 

Награды:

Награждён юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области» и медалями общественных организаций «За активную военно-патриотическую работу» и «За помощь и содействие ветеранскому движению» (воинов-интернационалистов). Является членом Общественного совета при МО МВД России «Карасукский» и районного Совета отцов. Награжден Почетной грамотой МКУ «Управление образования», Благодарностью руководителя Региональной общественной приёмной Председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева в Новосибирской области. 

Содержание программы

Учебно-тематический план (1-ый год обучения)

1. Вводное занятие – 3 ч.
2. Основы судомодельного черчения – 3 ч.
3. Остойчивость модели корабля. Зависимость остойчивости модели от симметричности корпуса и других факторов – 3 ч.
4. Проектирование простейшей модели парусного корабля (океанская) яхта – 3 ч.
5. Изготовление корпуса модели – 9 ч.
6. Изготовление надстройки – 6 ч.
7. Изготовление деталировки – 6 ч.
8. Решение изобретательских задач и проблемных ситуаций – 3 ч.
9. Установка деталей на корпус – 3 ч.
10. Разметка и установка паруса – 3 ч.
11. Покраска модели – 3 ч.
12. Проектирование модели военного корабля – 3 ч.
13. Изготовление корпуса – 42 ч.
14. Изготовление надстройки – 30 ч.
15. Изготовление деталировки – 42 ч.
16. Гребной винт. Виды гребных винтов – 3 ч.
17. Источники электрического тока. Гальванические элементы и их виды. Аккумуляторы. Применение аккумуляторов – 3 ч.
18. Изготовление и монтаж механического оснащения модели – 30 ч.
19. Электрическая цепь в судомодельном спорте – 3 ч.
20. Проведение тренировок- 12 ч.

Итого – 216 ч.

 

Учебно-тематический план (2-ой год обучения)

1. Вводное занятие – 3 ч.
2. Основы судомодельного черчения. Остойчивость модели корабля – 6 ч.
3. Проектирование модели корабля. Изготовление болванки корпуса – 15 ч.
4. Доведение болванки корпуса до выклеивания – 3 ч.
5. Выклеивание корпуса – 9 ч.
6. Сборка корпуса модели – 3 ч.
7. Изготовление и монтаж механического оснащения модели – 9 ч.
8. Изготовление надстройки – 12 ч.
9. Изготовление вооружения – 15 ч.
10. Изготовление деталировки – 21 ч.
11. Подготовка модели к покраске – 9 ч.
12. Покраска модели – 6 ч.
13. Установка деталей на корпус модели. Подготовка модели к выставке – 12 ч.
14. Проектирование корпуса модели класса FSR – ЭКО стандарт – 3 ч.
15. Изготовление матрицы корпуса – 15 ч.
16. Доведение матрицы корпуса до выклеивания – 3 ч.
17. Выклеивание корпуса – 6 ч.
18. Сборка корпуса модели – 9 ч.
19. Принцип работы радиоаппаратуры – 3 ч.
20. Гребной винт. Виды гребных винтов. Как работает гребной винт– 3 ч.
21. Источники электрического тока. Гальванические элементы и их виды. Аккумуляторы. Применение аккумуляторов – 3 ч.
22. Двигатели и движители модели, электродвигатели – 3 ч.
23. Изготовление и монтаж механического оснащения модели – 9 ч.
24. Глиссирование. Характерные понятия глиссирования. Типы глиссирующих судов. Реданы – 3 ч.
25. Подготовка модели к покраске – 3 ч.
26. Покраска модели – 6 ч.
27. Правила проведения соревнований. Федерации Судомодельного спорта России – 3 ч.
28. Проведение тренировок – 9 ч.
29. Участие в соревнованиях – 12 ч.
Итого – 216 ч.

Цели программы

Целью программы является пропаганда судомодельного спорта и воспитание детей в духе славных традиций Российского Флота; развитие у учащихся конструкторских, интеллектуально-творческих навыков, коммуникативных компетентностей.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

 

Образовательные:

1. Формировать систему знаний по основам моделирования кораблей и судов.

2. Прививать умения и навыки в использовании станочного оборудования, слесарного инструмента, освоении всех видов работ, связанных с пайкой, грунтовкой, шлифовкой и покраской.

 

Развивающие:

1. Развивать у детей техническое мышление, изобретательность, творческую инициативу, способность к технологическим разработкам.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотизм, любовь к флоту и морскому делу.

 

Программа предусматривает следующие формы проведения занятий:

традиционные занятия, соревнования и образовательно-творческие мероприятия. в приложении 2, 4 представлен теоретический материал к отдельным темам.

 

Используются формы обучения:

- групповая;

- работа в подгруппах.

Результат программы

В результате прохождения программного материала учащиеся должны иметь представление о:

- монтаже двигателей модели;

- классификации моделей кораблей и судов;

- геометрических телах и формах изготавливаемых деталей моделей;

- масштабе и особенностях перехода из одного масштаба в другой;

знать:

- историю кораблестроения;

- расположение в корпусе массы для получения оптимальных показателей, устойчивости, управляемости, удержания курса модели;

- правила соревнований федерации судомодельного спорта;

уметь:

- выполнять разметку деталей любой сложности;

- изготавливать плоские и объемные детали сложных форм;

- грамотно работать с чертежами кораблей;

- работать на сверлильном, токарном станках и ручной сверлильной машинке;

- выклеивать из стеклоткани и композитных материалов сложные по форме поверхности;

- ювелирно точно выполнять пайку и склеивание узлов и деталей любой сложности;

- управлять моделью.

Материально-техническая база

В материальном плане для успешной реализации программы требуется лаборатория, подготовленная и оснащенная согласно санитарным нормам.

 

Специальное оборудование:

1. Персональный компьютер с выходом в Интернет.

2. Испытательный бассейн для моделей.

3. Оборудование для соревнований.

4. Шлюпка, спасательные средства для тренировок на открытой акватории.

5. Краскопульт и аэрограф.

 

Станочное оборудование:

1. Токарно-винторезный станок (с комплектом приспособлений и резцами).

2. Горизонтально-фрезерный станок (с комплектом приспособлений и фрезами).

3. Вертикально-фрезерный станок, желательно с ЧПУ (с комплектом приспособлений и фрезами).

4. Сверлильный станок (с комплектом приспособлений и сверлами).

5. Заточной станок.

6. Приспособление для шлифования.

7. Циркульная пила.

8. Настольная высокоточная пила.

9. Компрессор.

 

Электроинструмент:

1. Электродрель.

2. Бормашина ручная.

3. Паяльники различной мощности.

4. Фен.

 

Электрооборудование:

1. Выпрямитель с автотрансформатором.

2. Зарядно-разрядная станция.

3. Электроплитка.

4. Мультиметр.

5. Муфельная печь.

6. Сушильный шкаф.

 

Ручной инструмент:

1. Рубанки разные – 5 шт.

2. Ножовки по дереву – 5 шт.

3. Ножовки по металлу −2 шт.

4. Топор – 1 шт.

5. Молотки разные – 5 шт.

6. Киянки – 2 шт.

7. Стамески разные – 15 шт.

8. Ножи разные – 10 шт.

9. Лобзики – 20 шт.

10. Плоскогубцы −5 шт.

11. Кусачки − 5 шт.

12. Отвертки разные, в т.ч. часовые − 15 шт.

13. Дрель ручная – 2 шт.

14. Напильники разные – 50 шт.

15. Надфили разные, в т.ч. алмазные – 50 шт.

16. Ножницы для бумаги – по числу рабочих мест.

17. Ножницы по металлу – 5 шт.

18. Сверла от Æ0,3 до Æ12 через 0,1.

19. Сверла перьевые – 1 комплект.

20. Линейки металлические разные – 15 шт.

21. Набор лекал.

22. Угольники разные – 10 шт.

23. Штангентциркули (токарные и разметочные) – 5 шт.

24. Штангентциркуль цифровой – 1 шт.

25. Тиски большие – 2 шт.

26. Тиски настольные – по числу рабочих мест.

27. Набор для нарезания резьбы от М2 до М12.

28. Зубило – 2 шт.

29. Кернер – 5 шт.

30. Пинцеты −5 шт.

31. Чертежный набор – 5 шт.

32. Циркули – по числу рабочих мест.

33. Хирургические зажимы – 6 шт.