Программа «Усадьба сибирского крестьянина» Профильная смена

100 лет назад люди гораздо больше зависели от климата.

 

В домах сегодня электричество, водопровод, центральное отопление. А когда-то очень различалась повседневная жизнь сибирского крестьянина и, например, жителей Подмосковья.

 

Чтобы выжить в условиях долгой зимы, нужно было создать особого рода жилища. Ими стали деревянные усадьбы. Кто придумал такие усадьбы? Чем они отличались от крестьянских изб остальной России? Об этом наша смена.

 

В течение пяти дней участники смены создают усадьбу сибирского крестьянина, узнают исторические факты о жизни крестьян в Сибири.

Педагоги

Афанасьева Юлия Юрьевна, педагог-организатор, руководитель этнографического музея МБУДО ЦДО «Алые паруса»

Гундарева Марина Владимировна, педагог дополнительного образования художественной направленности, высшая категория

Живетьева Анастасия Владимировна, педагог дополнительного образования художественной направленности, высшая категория

Кузьмина Мария Валентиновна, педагог дополнительного образования художественной направленности, первая категория

Никипелова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования художественной направленности, высшая категория

Пономарева Мария Васильевна, педагог дополнительного образования художественной направленности, высшая категория

Кашина Елена Николаевна, методист

Коллектив педагогов в 2020-2021 учебном году:

  • стал обладателем серебряной медали в номинации "Образование цифрового века" конкурса "Золотая медаль 2021"выставки "Учебная Сибирь" за проект «Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому»;
  • опубликовали статью в электронной газете «Интерактивное образование» «Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта», выпуск №92, декабрь 2020 года;
  • на IX областной научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» площадка конференции «Наследие М.В. Ломоносова в культуре стран и регионе» коллектив педагогов выступил с докладом «Русская изба как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта» и получила диплом II степени  за представленное исследование.

Содержание программы

Смена рассчитана на 5 рабочих дней (4 часа в день) 

Радел 1. Вводное занятие. Как жил сибирский крестьянин 200 лет назад – 2 часа;

Радел 2. Особенности сибирской усадьбы – 6 часов;

Раздел 3. Земледелие и скотоводство сибирских крестьян – 6 часов;

Раздел 4. Крестьянская семья – 2 часа;

Раздел 5. Образ жизни и быт сибирского крестьянина – 2 часа;

Радел 6. Презентация проектов – 2 часа.

Цели программы

Цель программы: формирование общей культуры личности на основе русской традиционной культуры через изучение быта сибирского крестьянина как фольклорных образцов для воспитания нравственного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Задачи программы:

Предметные:

  • расширение кругозора детей 6 – 10 лет в области традиционной культуры;
  • знакомство с народными промыслами и декоративно-прикладным творчеством;
  • знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества;
  • знакомство с различными инструментами;
  • формирование трудовых навыков;
  • расширение запаса знаний детей о разнообразии форм, относительности, пропорциональности, цветоведении;
  • знакомство с основными жанрами русского фольклора (сказка, песня, хоровод, считалка, игра и т.д.).

 

Личностные:

  • воспитание таких качеств личности, как доброта, отзывчивость, ответственность и др.;
  • формирование у обучающихся коммуникативных способностей;
  • воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей;
  • мотивированность на изучение регионального компонента истории Новосибирской области.

Метапредметные:

  • способствование интеллектуальному развитию ребенка;
  • способствование эмоциональному развитию ребенка;
  • развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей;
  • развитие творческой активности, эмоциональной раскрепощенности;
  • развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, воображения и ассоциативного мышления на основе разных жанров русского фольклора и декоративно-прикладного творчества.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • характерные особенности строительства крестьянской (сибирской) усадьбы;
  • образ жизни и быт сибирского крестьянина;
  • русские традиционные игры.

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • правильно пользоваться инструментами, использовать материалы;
  • высказать впечатления от просмотра изделий декоративно-прикладного творчества;
  • оценивать продукт своей творческой деятельности.

У учащихся будут развиты следующие личностные качества и метапредметные результаты:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • вежливость.
  • расширят свой кругозор, будет развит художественно-эстетический вкус;
  • взаимодействовать в коллективе;
  • осмысливать полученную информацию и трансформировать её применительно к своим действиям;
  • научатся поиску, обобщению и систематизации необходимой информации, работе с различными источниками информации;
  • у учащихся будет сформировано стремление к творческому самовыражению и саморазвитию;
  • планировать и реализовывать творческие задачи на пути достижения поставленной цели;
  • контролировать свои эмоции и поведение.

Материально-техническая база

Учебное помещение, соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28

Материально – техническое обеспечение:

кабинет для занятий – 1 шт.;

парты – 10 шт.;

стулья ученические – 20 шт.;

шкафы для хранения материалов – 2 шт.;

стол офисный – 1 шт.;

стул офисный – 2 шт.;

шкафы для сушки готовых изделий – 1 шт.

духовка – 2 шт.;

техническое оборудование: ТСО (ноутбук, проектор, экран);

канцелярия (картон, карандаши, линейки, пластилин, проволока, клей и т.д.)

Информационное обеспечение:

группа смены в социальной сети ВКонтакте - https://vk.com/russkya_izba

Педагогические технологии, используемые в программе:

игровые технологии;

технологии проектирования;

технология исследовательской деятельности;

технология портфолио;

здоровьесберегающие технологии

Дидактические материалы:

предметы, ранее используемые в крестьянском быту (прялка, ухват, коромысло, чугунок и т.д.), которые могут выступать в качестве экспоната, реквизита для театрализованных игр;

комплекс русских народных игр;

оригинальные и адаптированные для детей народные музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, свистульки, трещотки, бубны, ложки, коробочки, маракасы, дудочки, бубенчики);

детская художественная литература – русские народные сказки с качественными иллюстрациями (В. М. Васнецов, И. Билибин и др.).

Видео

[ "" ]