Программа «Основы хорового пения»

  • (1)

Программа «Основы хорового пения» знакомит с основами  музыкального искусства в области хорового пения.

 

От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Задача педагогов – вовремя развить, возбудить желание и потребность в музыкальной деятельности. Пение является наиболее доступной исполнительской деятельностью для ребенка.

 

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: хоровое пение, музыкальный букварь, фортепиано или синтезатор, азбука театра.

 

В процессе реализации данной программы ребенок получает возможность участия в коллективной творческой деятельности, а также расширить свой музыкальный кругозор, сформировать музыкальный и художественный вкус, развить певческие умения.

 

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики доказывают, что вокальное воспитание оказывает влияние и на умственное развитие личности ребёнка. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, на физическом здоровье детей.

Педагоги

Варнавских Инна Васильевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, высшее профессиональное образование по специальности "вокальное искусство".

 

Глуцкая Кристина Вячеславовна – педагог дополнительного образования (без квалификационной категории), среднее специальное образование по специальности "дирижер хора, преподаватель".

 

Киприянова Ксения Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, высшее профессиональное образование по специальности "музыковед, преподаватель".

 

Нелюбина Ольга Сергеевна – педагог дополнительного образования (без квалификационной категории), среднее специальное образование по специальности "дирижер хора, преподаватель".

 

Романова Ольга Аркадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, среднее профессиональное образование по специальности "музыкальное воспитание, учитель музыки".

 

Воспитанники хорового отделения являются многократными дипломантами и призерами творческих конкурсов международного и всероссийского уровня:

  • Международного конкурса-фестиваля "Адмиралтейская звезда",
  • Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества "Дорогою добра",
  • Международного конкурса-фестиваля "Сибирские мотивы",
  • Международного конкурса-фестиваля "Берега Надежды-Новосибирск",
  • Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества "Сибирские изумруды",
  • Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества Сокровища Нации "Кубок Бриллианта",
  • Всероссийского фестиваля-конкурса детского, юношеского и профессионального творчества "Путеводная звезда",
  • Городского вокального конкурса "Первоцвет".

Содержание программы

Программа «Основы хорового пения» комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов:

Учебный предмет исполнительской подготовки:

  • хоровое пение - 2 часа в неделю

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

  • музыкальный букварь - 1 час в неделю.

Учебный предмет по выбору:

  • фортепиано/синтезатор - 1 час в неделю;
  • азбука театра - 2 часа в неделю.

Содержание учебного предмета «Хоровое пение» ориентировано на овладение знаниями и представлениями о хоровом исполнительстве, формирование практических умений и навыков хорового пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Освоение учебного предмета «Синтезатор» позволит обучающимся приобщиться к музицированию на клавишном синтезаторе в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

 

Освоение учебного предмета «Музыкальный букварь» позволит сформировать основы музыкальной культуры обучающихся, накопить слушательский опыт, расширить музыкальный кругозор, позволит сформировать музыкальный вкус, развить музыкальный слух, музыкальную память, мышление, творческие навыки, создать условия для музыкально-эстетического воспитания обучающихся, расширения их общего музыкального кругозора.

 

Учебный предмет «Фортепиано» ориентирован на овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Учебный предмет «Азбука театра» познакомит с театральном творчеством, сформирует практические умения и навыки актерской игры, устойчивый интерес к самостоятельной деятельности в области театрального искусства.

 

Учебный план первого года обучения 6 часов в неделю, из них по предметам:

  1. хоровое пение – 2 часа;
  2. музыкальный букварь – 1 час;
  3. фортепиано/синтезатор – 1 час;
  4. азбука театра – 2 часа.

 

Второй год обучения 6 часов в неделю, из них по предметам:

  1. хоровое пение – 2 часа;
  2. музыкальный букварь – 1 час;
  3. фортепиано/синтезатор – 1 час;
  4. азбука театра – 2 час.

 

Третий год обучения 6 часов в неделю, из них по предметам:

  1. хоровое пение – 2 часа;
  2. музыкальный букварь – 1 час;
  3. фортепиано/синтезатор – 1 час;
  4. азбука театра – 2 часа.

 

Четвертый год обучения 5 часов в неделю, из них по предметам:

  1. хоровое пение – 2 часа;
  2. музыкальный букварь – 1 час;
  3. азбука театра – 2 часа.

Цели программы

Реализация программы «Основы хорового пения» направлена на развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.

 

Цель программы – создание условий для творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

 

Образовательные задачи:

  • формирование певческих навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, звуковедения, дикции;
  • овладение техническими приемами и навыками пения как средствами эмоциональной выразительности для раскрытия художественного содержания музыкального произведения;
  • формирование навыков ансамблевого пения;
  • ознакомление учащихся с теоретическими основами вокального и хорового искусства (стиль, жанр, музыкальная форма, музыкальный синтаксис, др.);
  • формирование навыков работы с нотным текстом и чтения с листа.

 

Развивающие задачи:

  • развитие основных свойств певческого голоса (звуковысотного и динамического диапазона, тембра, качества дикции);
  • выявление и развитие творческих способностей ребенка (образности и ассоциативности мышления, выразительности и артистизма в исполнении, др.);
  • развитие музыкальных способностей ребенка (интонационного, аналитического, мелодического, гармонического, ритмического слуха, музыкальной памяти);
  • развитие музыкального восприятия и мышления (умения переживать и чувствовать музыку, умения постигать художественный смысл хорового произведения);
  • развитие коммуникативных умений и социальной активности в процессе урочной и внеурочной деятельности (групповые занятия, участие в концертах и конкурсах, школьных праздниках).

 

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетических и познавательных потребностей (интерес к поэтическому слову, народной музыке, музыкальному искусству в целом);
  • формирование ценностно-смысловых устоев в мировоззрении учащихся путем приобщения к высоким образцам хоровой музыки, использования репертуара конкретной тематической направленности (темы патриотизма, долга, дружбы, любви к близким, др.);
  • формирование интереса к занятиям по хору и к творческо-продуктивной деятельности в целом.

Результат программы

Главным результатом реализации данной программы является развитие у обучающегося стойкого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области музыкального искусства.

 

Предметные результаты представлены в виде комплекса приобретенных знаний, умений, навыков:

в области исполнительской подготовки:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное, коллективное исполнение);
  • навыков подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы искусств;

в области историко-теоретической подготовки:

  • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

 

Метапредметные результаты:

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей.

 

Личностные результаты:

Освоение в свободной форме ведущей деятельности данного возраста – учебно-познавательной способствует развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка. У обучающихся постепенно развиваются такие качества, как выдержка, уверенность, настойчивость, самостоятельность. Формирование интереса к самостоятельному поиску и анализу информации, информационно-коммуникативных навыков.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по ДООП «Основы хорового пения» вступительные испытания не предусмотрены.

Отбор детей может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

ДООП "Основы хорового пения" - предполагает сетевую форму взаимодействия на площадках СОШ Кировского района (МБОУ СОШ №109, МБОУ СОШ №91).

Материально-техническая база

Программа «Основы хорового пения» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 

Материально-технические условия образовательного учреждения должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной ДОП.Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации ДОП минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  1. концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  2. библиотеку;
  3. учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.). Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м.

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Видео

[ "" ]